Методическая разработка обощает опыт преподавателя как классного руководителя в организации и проведении классного час "Символы Российского государства".Материал может быть использован для 10-11 классов. Цель классного часа - изучении государственной символики Российского государства".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Воронежской области
Бутурлиновский механико-технологический
колледж
М.В.Кострыкина
Организация и проведение классного часа по патриотическому и гражданскому воспитанию на тему:
«Символы Российского государства»
для студентов 1 курса всех специальностей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Бутурлиновка 2014 г.
СОСТАВИТЕЛЬ: Марина Валентиновна Кострыкина
классный руководитель О-12 группы
Методическая разработка обобщает опыт работы преподавателя как классного руководителя в организации и проведении классного часа в О-12 группе по теме: «Символы Российского государства».
Материал данной разработки можно использовать на классных часах в группах 1 курса всех специальностей.
Цель классного часа – изучение государственной символики Российского государства.
Рассмотрена и одобрена на заседании комиссии 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Протокол № от 2014г.
Председатель комиссии Л.М.Солодухина
Введение
Одним из важнейших средств педагогического воздействия на духовное становление молодежи, формирование их личности и становление активной жизненной позиции является внеурочная и внеклассная воспитательная работа. Классным руководителем не всегда бывает просто грамотно организовать воспитательный процесс в коллективе. Ведь помимо воспитательной работы с группой они обязаны осуществлять на достойном уровне процесс образовательный. А на подготовку внеклассного мероприятия необходимо затратить немало времени. Задачи же системы воспитания современного молодого поколения требуют качественно нового подхода к организации внеурочной и внеклассной воспитательной работы. Такая работа должна дать максимальный эффект в вопросах морального и гражданского становления юного поколения, формирования ответственного отношения к получению знаний, любви к труду, сознательного выбора профессии, повышения уровня эстетической и физической культуры, в вопросах развития художественных способностей и проявления творческих стремлений личности. Педагог, определяя необходимость того или иного мероприятия, должен подготовить ребят психологически и практически для активного в нем участия. Ребятам необходимо осмыслить значение проводимого мероприятия как для коллектива, так и для себя лично.
Затем классным руководителем определяется форма проведения мероприятия, та, которая бы максимально содействовала решению поставленных задач.
Студенты же должны воспринимать мероприятие как важное и интересное для них дело, которое становится частью их студенческой жизни и их конкретной деятельностью. В процессе такой деятельности они приобретают многие жизненные навыки и развивают уже имеющиеся умения. Заинтересованность и активность студентов окажут в этом процессе неоценимую помощь. Очень важна атмосфера сотрудничества. Такая атмосфера исключает тон приказа, предусматривает и позволяет возражения и советы со стороны ребят. В данной методической разработке приводится сценарий классного часа на тему: «Символы Российского государства», проведенного классным руководителем в О-12 группе. Материал данной разработки можно использовать на классных часах в группах 1 курса всех специальностей.
Цель классного часа – изучение государственной символики Российского государства.
Цели классного часа
1. Воспитание уважения к историческому прошлому России, ее символике как отражению независимости, суверенитета и статуса государства.
2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе Отчизны.
3. Формирование основ правовой и политической культуры учащихся.
Предварительная подготовка классного часа
1. Команды учащихся готовят презентации символов.
2. Изображения флага, герба Российской Федерации, изображения символов Советского государства (флага, герба).
О Родине, любви к Отечеству сложено немало красивых стихов и песен. Это не случайно: человек имеет непосредственную привязанность к тому месту, где он родился, где он проживает, где он чего-то достиг. Понятие Родины становится для него духовной основой, чем- то незыблемым, постоянным, что всегда будет у человека и поможет ему пережить сложные моменты жизни. Помогает духовному становлению и чувство идентификации себя с великой страной, чья история — летопись побед и достижений. И здесь человек ощущает себя частью этого великого, его переполняет гордость за победы своего государства. Чувство лирическое — нежное, щемящее, как в нашем эпиграфе, находит продолжение в чувстве гражданском, патриотическом, когда человек готов встать на защиту Родины и отдать ей жизнь.
Как вы думаете, что составляет основу гражданского сознания человека? Каким образом человек идентифицирует себя со своей страной?
Историческое прошлое нашей страны — России — достойно уважения.
В исторических, военных, политических и культурных отношениях нашего государства с другими странами формировалась государственная символика — патриотические символы, позволяющие выделить страну, ее особое место в ряду других и вызывающие чувство уважения и любви к Родине, привязанность к ней, желание всячески способствовать ее процветанию. Сегодня мы рассмотрим государственную символику Российской Федерации, историю ее становления, правила и запреты в отношении ее использования.
Ход классного часа
1. К государственной символике каждого государства относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Эта триада позволяет идентифицировать государство и призвана показать, что оно независимо и самостоятельно в выборе системы управления и политического режима, роли государства на международной арене.
Как вы считаете, почему именно герб, флаг и гимн стали символами государства?
Что они показывают? (Герб, флаг — визуальные знаки отличия государства, гимн — музыкальный, звуковой символ; существует также такой знак отличия государства, как его официальное название, например,
« Российская Федерация ».)
Почему одного лишь названия государства недостаточно для его идентификации?
Дело в том, что человек всегда стремился как-то отличить свою собственность, свои достижения и выдумывал для этих целей разные средства. Одного названия было мало, поскольку на разных языках оно могло звучать по-другому и не отождествляться именно с этим человеком, государством и пр. Письменный вариант названия также может быть не отличен представителями других письменностей. Поэтому требовалось простое и наглядное средство идентификации, и к концу XIX века во многих государствах уже была сформирована триада символов, позволяющих отличить одно государство от другого.
Сегодня каждая из команд должна представить презентацию символа — герба, флага или гимна. Вы должны познакомить нас с историей становления этого символа, его нынешним видом, значением, употреблением. Можно использовать любые средства — стихи, песни, музыкальные записи, рисунки и пр., главное — представить свой символ ярко, выразительно и показать его огромнейшее значение для государства, ответить на вопросы по вашему символу.
2. Презентация первой команды.
Учащийся 1. Мы представляем важнейший символ Российского государства — герб.
Герб представляет собой визуальный опознавательный знак. В гербе используются комбинации определенных фигур (животных, предметов, лент, растений, их элементов и пр.) и цветов. Эти комбинации должны указывать на особенности, специфику данной местности. Чтобы составить герб, нужно знать правила геральдики — какие элементы можно использовать в гербе, а какие нельзя, каким образом сочетать элементы герба и пр. Например, на гербах нельзя размещать реальные имена или названия, даты, изображения реальных людей, памятников архитектуры, технических средств и пр. Изображения должны быть символическими.
Герб имеют Российская Федерация, все субъекты (области, края, республики) в составе Российской Федерации, города, в Москве, например, даже округа. Герб может иметь и древний род.
Учащийся 2. Историческая справка. Двуглавый орел, который и сегодня присутствует на гербе России, впервые был отмечен в 1497 г. на печати Ивана III. В результате его женитьбы на Софье Палеолог этот византийский символ нужно было скомбинировать с существующим московским гербом — всадником, поражающим змея (дракона). Они изображались на гербе отдельно друг от друга. Следующая попытка — Георгий Победоносец размещался уже на груди орла, царь Михаил Федорович в 1625 г. добавил три короны над головами орла. Каждый последующий правитель считал делом чести внести дополнения и изменения в герб. Так, Петр I разместил на гербе цепь со знаком ордена Андрея Первозванного, Павел I — мальтийский крест. Дальше всех пошел Александр I, решив кардинально изменить герб: орел теперь распускал крылья, а в лапах держал стрелы грома, перевитые лентами, факел и лавровый венок. На груди орла теперь размещался сердцеобразный щит Московского государства. Следующий император — Николай I — посчитал это излишеством и вернул прежний герб, добавив гербы царств Российской империи на крылья орла. С 1882 по 1917 г. изменения в российский герб можно было вносить только согласно международным правилами геральдики.
Учащийся 3. Декрет Советской власти от 10 ноября 1917 г. упразднил все знаки отличия и символы. Герб Советской России (РСФСР) содержал серп и молот как символы крепкого созидательного союза рабочих и крестьян, солнце как символ грядущего коммунизма, пшеничные колосья символизировали труд как основу процветания и благополучия страны. Внизу размещался девиз: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Позднее сверху герб венчала пятиконечная красная звезда. Подобный символ был явно заимствован у герба образованного в 1922 г. Советского Союза. Однако в последнем присутствовали еще и земной шар, а колосья переплетались лентами с надписями вышеупомянутого девиза на языках союзных республик. Просуществовали эти символы на протяжении долгого времени, пока не распался Советский Союз и не назрела необходимость идентифицировать новую Россию. Решили вспомнить историческое прошлое и вернуть символику Российского государства, проверенную временем.
27 декабря 2000 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Согласно ст. 1 данного Закона «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Существуют многоцветный и одноцветный варианты герба.
Вопросы к команде.
■ Почему после распада Советского Союза вернулись к исторической символике, а не придумали новую?
Россия — страна с богатым историческим прошлым, помнящая о традициях и обычаях. Поскольку сохранилось название страны — Россия, имело смысл использовать символику великой страны, олицетворявшую ее на протяжении сотен лет (в отличие от советской, продержавшейся 70 лет). Необходимо было восстановить значение России на международной арене как великой державы, имеющей историческую память. Если уже есть заслужившие славу и почет старые российские символы, для чего придумывать новые? Мы ведь не относимся к государствам, где ежегодно меняются политические лидеры и режимы. Вопрос о символике для новой России назрел к 2000 г. Тогда в обществе шла бурная полемика по вопросу символов: использовать ли старые дореволюционные или советского образца? Взять их целиком или только детали? В пользу каждого мнения выступали противоборствующие политические силы.
Президент России В.В. Путин на встрече с руководителями обеих палат Федерального Собрания, с лидерами фракций Государственной Думы в декабре 2000 г. сделал заявление по проблеме государственной символики, где выразил свое мнение по этому поводу: «...и в обществе, и в Государственной Думе у нас господствуют до сих пор две позиции. Причем позиции эти полярные и противоположные. Одна точка зрения сводится к тому, что мы не можем использовать сегодня в качестве государственных символов символику дореволюционной России, царской России. Другие полагают, что мы не можем использовать символы советского периода существования нашего государства. Первые утверждают, что нельзя использовать, допустим, триколор, трехцветное традиционное российское знамя, потому что в годы Великой Отечественной войны оно недостойным образом использовалось в борьбе против нашего же народа. Да и вообще, как можно использовать, скажем, герб Российской империи — герб империи, хочу подчеркнуть, страны, которую, и не без оснований, в свое время называли тюрьмой народов, в которой тоже были свои репрессированные и свои инакомыслящие...
Достаточно вспомнить судьбу декабристов, которые были сосланы в Сибирь или отправлены на виселицу. Еще сложнее обстоит дело с символами советской эпохи. Еще сложнее, потому что живы еще люди, которые на себе испытали все ужасы сталинских лагерей.
Всегда были времена, когда власть относилась к своему народу необоснованно жестоко и действия ее нельзя было признать справедливыми. Но если мы будем руководствоваться только этой логикой, тогда мы должны забыть и достижения нашего народа на протяжении веков. Куда мы с вами тогда поместим достижения русской культуры? Куда мы денем Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского? Куда мы денем достижения русской науки, Менделеева, Лобачевского и многих, многих других? Многое из того, чем мы гордимся, — куда мы все это денем? А их имена и их достижения тоже были связаны с этими символами!
Сегодня в Государственную Думу будут направлены законопроекты о государственных символах. В качестве флага нами предлагается традиционное российское трехцветное знамя — триколор. Ему уже свыше трехсот лет.
В качестве гимна я буду просить депутатов Государственной Думы утвердить музыку Александрова — мелодию бывшего советского гимна.
И буду просить депутатов Государственной Думы утвердить в качестве герба традиционного российского двуглавого орла — ему уже около пятисот лет.
Красное знамя может стать официальным знаменем Вооруженных Сил России.
Если мы согласимся с тем, что никак нельзя использовать символы предыдущих эпох, в том числе эпохи советской, то мы тогда должны признать, что целое поколение наших сограждан, наши матери и отцы прожили бесполезную, бессмысленную жизнь, что они прожили эту жизнь напрасно. Я не могу с этим согласиться ни головой, ни сердцем.
В нашей истории уже был период, когда мы все переписали заново. Мы можем поступить таким образом и сегодня. Можем заново переписать и флаг, и гимн, и герб. Но тогда-то уж точно нас можно будет называть "Иванами, не помнящими родства"». Как мы уже знаем, законопроекты о госсимволике, о которых говорил президент, в 2000 г. получили силу федеральных конституционных законов.
■ Каково значение используемых в российском гербе символов?
Видимо, золотой двуглавый орел символизирует суверенитет Российской Федерации, т. е. независимость в принятии решений, выборе путей развития и будущего. Его две головы смотрят в разные стороны, что, очевидно, означает готовность России к отношениям и с Европой, и с Азией. Скипетр и держава являются символами государственной власти, поскольку Россия — светское единое государство с централизованным управлением. Всадник с копьем, убивающий дракона, — дань исторической традиции, призванной показать, что мы за добро, но в случае вмешательства в дела нашего государства или вероломного вторжения (дракон) сможем ответить. Цвета герба — красный и золотой — отражают величие нашей державы и ее глубокие исторические корни, наши притязания на лидерство в мире, влияние на международную политику.
■ Есть ли какие-нибудь ограничения в отношении использования Государственного герба РФ?
В статьях ФКЗ от 25 декабря 2000 г. приведены места и случаи размещения герба. Например, в ст. 7 сказано: «...Государственный герб Российской Федерации может помещаться на: денежных знаках; государственных наградах Российской Федерации и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования», в ст. 4: «...Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния». А вот в ст. 11 сказано, что нарушение данного Закона и надругательство над гербом влекут ответственность согласно ст. 329 Уголовного кодекса РФ — ограничение свободы на срок до одного года, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года.
3. Презентация второй команды.
Учащийся 1. Мы представляем символ Российского государства — флаг. Флаг представляет собой отличительный знак государства. Исполнен в виде полотнища, прикрепленного к древку или шнуру. Флаг должен быть определенной формы и определенного цвета или комбинации цветов. Часто на государственном флаге помещают изображения-символы (солнце, звезды, волны, линии, серп и молот и пр.). В отличие от названия страны и ее герба, гимна, флаг предназначен для того, чтобы идентифицировать нечто, принадлежащее стране (корабль, здание, команду), с большого расстояния, издалека заявить о себе. Изучением флагов и знамен занимается целая наука — вексиллология.
Учащийся 2. Историческая справка. Долгое время на Руси не было государственного флага. Лишь в XVII в. появилась традиция использования гербовых знамен — прототипов государственных флагов. Например, Петр I имел красное гербовое знамя, отделанное белой каймой. По центру его золотой орел парит над морем. Именно Петру пришла идея разработать государственный флаг, он даже сам придумал комбинацию полос и цветов триколора. В 1705 г. он издал указ, и теперь все торговые суда были обязаны обозначать себя бело-сине-красным флагом. Военный флот тоже ходил с этим флагом до 1712 г., а потом получил белый с голубым крестом Андреевский флаг. В середине XIX в. Александр II решил изменить концепцию флага, и полосы на флаге поменяли цвета на черный, желтый и белый (сейчас такой флаг используют монархические партии). На рубеже XX века император Николай II вернул к жизни бело-сине-красный триколор. С 1917 г. государственным флагом новой России стал флаг красного цвета с серпом и молотом.
Считалось, что красный цвет символизирует кровь, пролитую в боях за советскую власть, а серп и молот — боевой союз рабочих и крестьян. На протяжении 70 лет красный стяг олицетворял Россию и Советский Союз.
Учащийся 3. В 1990-е гг. страна стояла перед выбором дальнейшего пути развития и возврата к дореволюционным ценностям. Было решено вернуть триколор и Андреевский флаг. Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан Указ от 11 декабря 1993 г. № 2126, утверждавший Положение о Государственном флаге Российской Федерации. В 2000 г., был принят Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». В ст. 1 Закона описывается флаг: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 : З».
Вопросы к команде.
■ Есть какое-либо значение у цветов российского триколора? Почему выбраны именно эти цвета?
Исторически цвета толковались так: красный символизировал державность, синий считался цветом Богоматери, защищающей Россию, белый должен был обозначать свободу и независимость. Кроме того, три цвета указывали на три части Российской империи — Великую Россию (непосредственно Россию), Малороссию (Украину) и Белую Россию (Беларусь).
Сейчас цвета трактуются несколько иначе: белый символизирует добро, мир, совершенство; синий стал означать верность, постоянство, а красный — энергию, вечное движение, кровь, отданную за Отечество.
■ Есть какие-либо ограничения в использовании Государственного флага РФ?
В ФКЗ от 25 декабря 2000 г. указаны места, где можно размещать государственный флаг: на зданиях органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации, зданиях дипломатических и консульских представительств за пределами Российской Федерации, местах дислокации воинских частей. В ст. 9.1 указано, что «допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации». В противном случае применяется наказание по ст. 329 УК РФ.
■ Является ли правонарушением использование государственного флага болельщиками во время спортивных соревнований?
Если не нарушается единство цветов флага, на нем нет надписей оскорбительного содержания, не нарушена целостность полотнища, в использовании флага нет ничего предосудительного. Наоборот, это говорит о единстве болельщиков как представителей данного государства, показывает, что они гордятся своими спортсменами и своей страной.
А вот другой пример. В 2009 г. активисты антифашистских движений решили провести в Петербурге «Марш согласных», которым хотели выразить недовольство тем, как власть решает проблему экономического кризиса. Они вышли на марш с плакатами, транспарантами. Один из комических лозунгов — «Мы согласны на все!» — участники акции написали на Государственном флаге Российской Федерации. Данное действие было квалифицировано сотрудниками правоохранительных органов как надругательство над государственной символикой РФ: нельзя сооружать из государственного символа транспарант и наносить на него надписи.
■ Когда поднимают, вывешивают государственные флаги?
Флаги вывешивают по случаю государственных праздников, поднимают при торжественных мероприятиях (торжественная линейка, парад, принятие присяги, первый звонок и пр.). С поднятыми флагами солдаты шли в бой, демонстрируя готовность погибнуть за Родину. А на военном параде 1945 г. флаги поверженных немецких частей были брошены на мостовую Красной площади.
4. Презентация третьей команды.
Учащийся 1. Мы представляем звуковой символ Российского государства — гимн. Государственный гимн — это музыкальная композиция, посвященная государству и призванная отличить государство от других. В отличие от герба, названия и флага, гимн является самым доступным для населения средством опознания государства. Человек не всегда знает тонкости своего государственного герба, но слова гимна, тем более существующего на протяжении многих лет, знает и может напеть. Государственные гимны разных государств сложились исторически из военных маршей, народных произведений, величальных песен, духовных гимнов. Какие-то из них писались специально для этих целей. Многие государственные гимны содержат слова, подчеркивающие величие и победы своего народа, его созидательность, славное прошлое и светлое будущее. Конечно, вызывают уважение государственные гимны стран, не вносящих изменения в них в угоду очередным политическим изменениям, подтверждающих приверженность вечным человеческим ценностям.
Учащиеся включают запись гимна РФ.
Учащийся 2. Историческая справка. Россия вплоть до XVII в. не была знакома с понятием государственного гимна. Во время праздников и торжественных государственных мероприятий звучали церковные песнопения. Опять же первый гимн, носящий общегосударственный характер, появился в эпоху правления Петра I. Это был «Преображенский марш Петра Великого», старейший русский гимн. К концу XIX в. он стал главным гимном государства. Преображенский марш был главным в России. Первым официальным государственным гимном считается «Молитва русских» на слова А.В. Жуковского, созданная в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г. В 1833 г. родился второй официальный российский гимн — «Боже, Царя храни» (слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова). Он был торжествен и лаконичен:
Боже, Царя храни,
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя, Царя храни!
Этот гимн существовал до 1917 г. О царе и Боге не шло уже и речи, нужен был гимн, поднимающий на классовую борьбу. Им стала «Рабочая Марсельеза», созданная на мотив «Марсельезы». Однако в 1918 г. гимном всего пролетариата становится «Интернационал».
Учащийся 3. Гимн Советского Союза стал государственным с 1944 г. Республики в составе Советского Союза имели свои гимны, однако неоспоримым было преимущество государственного. Существовал этот гимн вплоть до 1990-х гг. Назрела необходимость вернуться к истокам, к традициям дореволюционной России, чтобы отразить реалии России новой. Из всего спектра патриотических музыкальных произведений была выбрана «Патриотическая песня» М.И. Глинки.
Прослушаем запись.
Какие чувства вызывает у вас эта мелодия? Почему она названа «Патриотической песней»?
Однако это была лишь мелодия, нужны были слова. В конкурсе на текст гимна приняли участие тысячи текстов. Однако ни один из них не был отобран комиссией.
После долгих дебатов по поводу гимна в 2000 г. в качестве последнего была выбрана музыка гимна Советского Союза, а поэт С.В. Михалков (кстати, автор слов прежнего гимна) написал текст.
В своем заявлении, сделанном в 2000 г. на встрече с руководителями обеих палат Федерального Собрания, с лидерами фракций Государственной Думы, Президент России В.В. Путин выразил свое мнение по этому поводу: «...В последнее время особенно жаркие дискуссии шли вокруг гимна — бывшего советского гимна на музыку Александрова. Мы с вами знаем результаты опроса общественного мнения. Подавляющее большинство граждан России отдает предпочтение именно этой мелодии. Трудно не согласиться с логикой, согласно которой не любой вопрос может быть решен обыкновенным арифметическим большинством. Но не будем забывать, что в данном случае речь идет о большинстве народа. В конечном итоге, именно для этого народа и предлагаются символы государства»22.
В 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», которым утверждался гимн на слова Михалкова. Закон регулирует обязательные случаи исполнения государственного гимна, случаи, когда он также может быть использован, нормы поведения при его прослушивании. Например, ст. 3 Закона гласит: «Государственный гимн Российской Федерации исполняется: при вступлении в должность Президента Российской Федерации — после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления; ...во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний...», «Государственный гимн Российской Федерации может исполняться: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями».
Вопросы к команде.
■ Мы знаем, что существуют специальные нормы поведения во время прослушивания гимна. Каковы они? Чего нельзя делать во время его исполнения?
Во-первых, слушать гимн нужно стоя, это отражает уважение к государственному символу и самому государству, показывает важность и торжественность момента. Естественно, не стоит вставать людям, которые не могут сделать этого по состоянию здоровья. Военнослужащие встают по стойке «Смирно» и отдают честь (если находятся в головных уборах). Лучше, если гражданское население, а именно мужчины, снимут головные уборы. Это не прописано в Законе, однако является данью уважения. Во-вторых, во время исполнения гимна нужно соблюдать тишину, не разговаривать, не отвлекаться и по возможности не передвигаться, создавая шум. Не запрещается (даже приветствуется) подпевать гимну, однако важно не заглушить основного исполнения.
■ Чем отличается государственный гимн от всех прочих, например спортивных?
Государственный гимн отражает основные достижения государства, чаяния народа, его надежду на светлое будущее. Он охватывает все государство, все его сферы, в отличие от спортивных гимнов, способствующих поднятию соревновательного духа. Гимн государства уважают все его граждане, знают его текст и мелодию.
5. Викторина
По определению назовите объект.
1. Жезл, инкрустированный драгоценными камнями и резьбой, символ государственной власти. (Скипетр)
2. Золотой шар, имеющий вверху крест или корону, символ государственной власти. (Держава)
3. Всадник, пронзающий копьем дракона или змея, изображенный на гербе. (Георгий Победоносец)
4. Символы союза рабочих и крестьян, размещенные на флаге Советского Союза. (Серп и молот)
5. Полотнище, прикрепленное к древку или шнуру. ( Флаг )
6. Создатель российского триколора. (Петр I)
7. Белый флаг с голубым перекрестием. (Андреевский флаг)
8. Флаг с черной, желтой и белой полосами. (Символ монархизма)
9. Музыкальная композиция, посвященная государству и призванная отличить его от других. (Гимн).
Заключение
Символы государства Российского — важные элементы государственности, признаки независимости и суверенитета, престижа страны на международной арене. Российская государственная символика формировалась столетиями, отображая обычаи, традиции, переломные моменты в судьбе страны. Герб, флаг и гимн нашей страны выражают чувство патриотизма, формируют в нас уважение к истории России и ее настоящему, вселяют уверенность в завтрашнем дне. Каждый россиянин должен знать государственные символы своей страны и отдавать им дань уважения.
Список использованной литературы:
Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации". Принят Государственной Думой 08 декабря 2000г. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации".Принят Государственной Думой 08 декабря 2000 г. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
Федеральный конституционный закон в "О Государственном гимне Российской Федерации".Принят Государственной Думой 08 декабря 2000 г.Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
1. «Герб, гимн, флаг и столица нашей Родины», Золин П.М., М., 1987 2. «Символы России», М.А. Соболева, В.А. Артамонов, М.: «Панорама», 1993 3. «Государственный герб России: 500 лет», Вилинбахов Г.В., АО «Славия», СПб, 1997 4. «Символы русской государственности», Хорошкевич А.Л., М.: из-во Моск. Ун-та, 1993, 96с., ил. 5. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика".М. 20045. «Родина», 1991, №5, с.44-47