Цели: создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Задачи:
- развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение истории государственных символов России расширить знания и представления о государственной символике и преемственности в ней; осознать роль и значение государственных символов РФ;
- создать условия для осознания учащимися необходимости уважения к символам государства;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Оборудование: изображение герба и флага РФ; изображение гербов РСФСР и СССР, флага Александра 1, Андреевского флага, знамени Победы, проектор, ноутбук, презентация.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
История символов нашего государства корнями уходит в глубокую древность. Мы должны это понимать, гордиться и бережно хранить память о нашей истории. Сегодняшний классный час будет посвящен очень важной, интересной, но и сложной теме: появлению и становлению государственной символики.
Но сначала блиц-опрос. Проверим ваши знания по теме:
Что же такое символ?
Какие символы России вы знаете?
Что такое герб?
Где можно увидеть герб?
Что такое флаг?
Опишите флаг России.
Когда впервые появился такой флаг?
Когда мы отмечаем День Государственного флага?
Где можно увидеть флаги?
Что такое гимн?
Кто написал музыку и слова для гимна России?
Где можно услышать гимн?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час Святыни Российской державы »
Классный час «Святыни Российской державы»
Цели: создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Задачи:
- развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение истории государственных символов России расширить знания и представления о государственной символике и преемственности в ней; осознать роль и значение государственных символов РФ;
- создать условия для осознания учащимися необходимости уважения к символам государства;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Оборудование: изображение герба и флага РФ; изображение гербов РСФСР и СССР, флага Александра 1, Андреевского флага, знамени Победы, проектор, ноутбук, презентация.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
История символов нашего государства корнями уходит в глубокую древность. Мы должны это понимать, гордиться и бережно хранить память о нашей истории. Сегодняшний классный час будет посвящен очень важной, интересной, но и сложной теме: появлению и становлению государственной символики.
Но сначала блиц-опрос. Проверим ваши знания по теме:
Что же такое символ?
Какие символы России вы знаете?
Что такое герб?
Где можно увидеть герб?
Что такое флаг?
Опишите флаг России.
Когда впервые появился такой флаг?
Когда мы отмечаем День Государственного флага?
Где можно увидеть флаги?
Что такое гимн?
Кто написал музыку и слова для гимна России?
Где можно услышать гимн?
Деление на группы.
1 тур «История российского герба» (слайды 2 - 3)
Слово учителя. Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.
Герб России – золотой двуглавый орел с поднятыми вверх распущенными крыльями и увенчанный тремя коронами на фоне красного щита. На груди орла, в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона. Этот герб – наследник того герба, который имела Россия, начиная с конца 15 века до 1917 года. А когда и почему именно такие символы вошли в герб России? Об этом мы узнаем, ответив на вопросы 1 тура.
На Руси в Московском княжестве задолго до принятия христианства символом был всадник с копьем. Как он назывался? Кого он мог изображать ? (Ездец – изображение конного воина или государя)
В годы правления Ивана III на московских монетах и печатях 1479 1497 гг. появляется новый сюжет: всадник, поражающий копьем змея. Исследователи считают, что у этого изображения фактически могло быть два прообраза. Кто же мог быть изображен в виде всадника, поражающего копьем змея?
Почему именно при Иване III этот образ стал эмблемой Московского княжества?
В 1497 г. на новой печати Ивана III помимо всадника, убивающего змея, впервые появляется двуглавый орел. С того времени обе эмблемы стали восприниматься как официальные символы российского государства и становятся традиционными для российской государственной символики. Какие версии появления двуглавого орла на печати Ивана III существуют?
Приемники Ивана III внесли новые элементы в изображение государственного герба, но орла не трогали. Щит со всадником на груди двуглавого орла впервые появился на печати Ивана Грозного в 1562 г. а когда впервые Российский герб приобрел остальные символы: три короны, ленту, соединяющую их, скипетр и державу?
В дальнейшем герб также продолжал развиваться, дополняться и изменяться. С приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. На смену ему пришли другие символы. Что символизировали новые эмблемы гербов РСФСР и СССР?
2 тур « О флаге». (слайды 4 – 8)
Еще одним символом России является её флаг.
Слово «флаг», по мнению одних ученых, происходит от греческого слова «флего», т.е. «сжигать, озарять, гореть». По мнению других – оно голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Но с глубокой древности восточные славяне – русы - имели и свои слова для обозначения флага, древнейшее из них «стяг». Как произошло это слово? Какую роль выполнял стяг?
На поле Куликовом русских воинов вдохновляло знамя, врученное князю Дмитрию Сергием Радонежским со словами: «Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Как называлось это знамя и подобные ему?
В конце XVII в. появилось знамя царя Московского. Оно отличалось от всех предыдущих русских знамен. Поднято было впервые на корабле в Архангельске. Как выглядело это знамя? Кто, где и когда его ввел?
Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором- Петром 1. Что означают цвета?
С именем Петра 1 связано и появление Андреевского флага. Как выглядело это знамя? Где оно поднималось? Какова его судьба?
Со времени установления Советской власти российский флаг изменился. Как он выглядел?
А что вам известно о знамени Победы?
3 тур « О Русь, в тоске изнемогая, тебе слагаю гимны я…» (слайды 9 – 15)
Среди эмблем и символов Российского государства особое место занимает гимн. Его истории посвящен третий тур.
Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий и героев.
Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!».
На Руси до времени Петра 1 были известны различные музыкальные произведения. Однако при Петре 1 появился военный марш, которому впоследствии было суждено стать неофициальным гимном России. Что это за марш?
После победы над французами в 1816 г. Александр 1 утвердил первый официальный гимн. Какое название получил этот гимн и кто его авторы?
В 1883 г. был написан новый гимн, который был официальным до 1917 г. свое название гимн получил по первой строке текста. Как называется гимн?
В 1943 г. был написан новый гимн СССР «Союз нерушимый». С чем было связано появление этого гимна СССР?
Подведение итогов.
Вот и закончился наш классный час. Мы вспомнили основные вехи становления государственной символики. Мы всегда должны помнить о том, что гимн, герб и флаг – это святыни нашей Родины, к которым надо относиться с уважением, хранить их для других поколений, приумножать их славу.
Литература :
В.А.Великородная Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.