Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаемая разработка ориентирована на младший школьный возраст (8 – 9 лет).
Цель: создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Воспитание личности гражданина России через уважение к основным символам государства.
Задачи: расширить знания и представления о государственной символике; сформировать осознание роли и значения государственных символов РФ, способствовать формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся; воспитывать уважение к символам государства; развивать познавательную и творческую активность обучающихся;
формировать первичные навыки отбора нужной информации по теме и умение работать в команде.
Оборудование: ПК с акустическими колонками; мультимедиапроектор; презентация "Государственная символика РФ», фотографии Красной площади, Кремля, картин русской природы, карта РФ, флаг, герб РФ, гимн РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час "Символы РФ"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Классный час на тему:
Автор: Валишевская Елена Михайловна,
учитель начальных классов
2015 год
Пояснительная записка
Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаемая разработка ориентирована на младший школьный возраст (8 – 9 лет).
Цель: создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Воспитание личности гражданина России через уважение к основным символам государства.
Задачи: расширить знания и представления о государственной символике; сформировать осознание роли и значения государственных символов РФ, способствовать формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся; воспитывать уважение к символам государства; развивать познавательную и творческую активность обучающихся;
формировать первичные навыки отбора нужной информации по теме и умение работать в команде.
Оборудование: ПК с акустическими колонками; мультимедиапроектор; презентация "Государственная символика РФ», фотографии Красной площади, Кремля, картин русской природы, карта РФ, флаг, герб РФ, гимн РФ.
Ход классного часа
1. Вступительная беседа. (Звучит русская народная песня). На экране 2, 3, 4 слайды.
Учитель:
- Ребята! Приглашаю вас на классный час. Рассаживайтесь по группам и послушайте песню. О чем в ней поется? (про березу)
- Посмотрите, как красивы эти деревья. Березы украшают природу, всю нашу русскую землю, нашу страну. А как мы называем нашу страну? (Россия, Родина, Отечество).
Березка – символ нашей страны.
2. Сообщение темы (1 слайд)
На доске: «нтасГоундрсвеные лвисмоы исоРси»
- Буквы перепутались, помогите собрать слова. Что получилось? Проверьте правильность название темы на слайде «Государственная символика России»
Главный вопрос:
- Какие бывают символы и для чего они нужны?
3. Что такое символы
- С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Например, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы
Полезные ископаемые Дорожные знаки ПДД
Символы астрономии
Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества (дети приводят примеры).
3.1. Работа в группах
Задание по группам: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначать понятия:
1.Спортивный магазин
2. Лесная зона
3. Библиотека
4. Кафе
5. Заправочная станция
- Покажите символы, которые нарисовали. Можно ли по ним определить данные вам понятия?
4. Знакомство с символами РФ (5 слайд)
4.1. Россия – это страна, в которой мы живём. Она занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих
национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и мн. др..
Столица нашей Родины – Москва (рассмотреть карту). (5, 6, 7 слайды)
Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
Московский Кремль, Красная площадь – это тоже символы России или Российской Федерации. Эти два наименования равнозначны.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас здесь родное. А матушкой – потому, что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережёт нас
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
В нашем классном уголке висят символы РФ. А сейчас попробуем ответить на главный вопрос: «Что они обозначают и для чего они нужны?» (на доске)
4.2. Работа в группах. Задания, вопросы и информация раздаются по группам на листочках вместе с символами (см. в приложении)
Задания для 1 группы: (флаг), 11 слайд
1. Назвать символ и описать его внешний вид: из каких деталей он состоит, цвет, форма.
2. Объяснить, что означают цвета флага
3. Составить эскиз этого символа из полосок цветной бумаги
5. Какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину?
4.3. Проверка заданий.
Выступления ребят сопровождается показом слайдов с 11 – 14.
5. Проверь себя: 15, 16 слайды
Назови официальную эмблему государства, изображаемую на печатях, денежных знаках, официальных документах.
Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?
Назовите государственный символ страны, сопровождаемый музыкой.
Хоровое чтение отрывка.
Славься, Отечество, наше ______________,
Братских народов ____________ вековой.
Предками данная ____________ народная!
Славься, страна! Мы ____________ тобой!
6. Вывод:
Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие независимость и единство государства. Символы страны объединяют людей, живущих в России, они служат отличительными знаками нашей страны, поэтому они необходимы государству.
В заключении.
Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Пусть славится наша страна в веках.
7. Рефлексия.
- Кто доволен своей работой в группе?
- Кому было трудно, но он справился с работой?
- Кому было не интересно?
Приложение
Информация для 1 группы: «Флаг России»
Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Государственный флаг - это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Государственный флаг имеет прямоугольную форму Он состоит из деревянной части, которая называется «древко», а часть флага из ткани называется «полотнище», оно разделено на три разноцветные части. Цвета государственного флага не выбираются просто так. Издавна каждый цвет имеет свое особое значение. Белый цвет символизирует чистоту сердца и мыслей, мир и покой. Синий цвет – символ неба, верности и правды. Красный – символ огня и отваги, мужества и любви.
Информация для 2 группы: «Герб России»
Государственный герб России представляет собой четырехугольник с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный щит, иногда его изображают на фоне российского флага. Главное изображение на гербе России – золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья, Три короны над его головами, соединенные лентой, означают союз законодательной, исполнительной и судебной власти. В когтях орла скипетр и держава, которые подразумевают власть и защиту государства и его единство. На груди орла в красном щите всадник в синем плаще. Он поражает копьем дракона. Это Георгий Победоносец. Это древний символ победы добра над злом. А золотой орел в древности, т.е. в старину, символизировал солнце. Люди заметили, что эта гордая птица летает очень высоко, казалось, у самого солнца.
Сейчас двуглавый орел – это символ единения народов, живущих в европейской и азиатской части страны.
Информация для 3 группы: «Флаг России»
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный флаг!
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет
Государственный флаг России поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических представительств и консульских учреждений. В праздничные дни флаги можно увидеть на жилых домах, на разных зданиях. Государственную символику можно увидеть на международных соревнованиях, олимпийских играх Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг.
Информация для 4 группы: «Герб России»
В переводе с польского и немецкого языков слово «герб» означает наследство. Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика. Государственный герб России представляет собой четырехугольный красный щит с закругленными нижними углами. На нем изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя маленькими коронами, соединенными лентами. Над ними – одна большая корона. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, на красном щите – серебряный всадник, поражающий копьем черного дракона. Этот образ символизирует единство западной и восточной культур. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой. Всадник – это Георгий Победоносец., Государственный герб России восходит к традиционным российским государственным символам, несет в себе идею стабильности государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу.
Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
(М. Шереметьев)
Государственный герб помещается на фасадах зданий органов государственной власти, а также в рабочих кабинетах руководителей этих органов. Государственный герб есть и на пограничных столбах, и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; на денежных знаках, на грамотах, которые вам вручают за хорошие дела.
Информация для 5 группы: «Гимн России»
Гимн - это самая главная торжественная песня. Он исполняется в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.
Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям. На протяжении истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Используемая литература
Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
Михайлов Г. Святыня российской державы.- Патриот Отечества, №1, 2002.
Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.