Государственный флаг, герб, гимн (аудиозапись) России;
Физическая карта России;
Конституция России;
фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.;
слайды с пейзажами России;
аудиозапись песни: «С чего начинается Родина?» (М. Матусовский, В. Баснер);
Ход классного часа Дети входят в класс. Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»
Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим ёмким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется то место, где вы родились и выросли? Что вы о нем можете сказать? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. В течение этого года мы с вами будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическим особенностями. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего. А как называется наша Родина? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту. Учитель обращает внимание детей на физическую карту России.
Учитель: Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.
, Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной родины. Почему Необъятной? Да потому что, если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд - леса. Учитель показывает слайды или фотографии Москвы, пейзажи русской природы и в это время читает стихотворение С. Васильева «Россия». ... Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей... Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою. С могучим быстрым Иртышом, Люблю, глубоко понимаю Степи задумчивую грусть. Люблю все то, что называю Одним широким словом «Русь»
Учитель: Вот она какая Родина - Русь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв,
10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального
значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое
государство - Россию, или Российскую Федерацию.
щКаждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат
на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая
плясовая.
Учащиеся слушают аудиозапись данных мелодий.
Учитель: Велика численность населения России. И все люди в нашей стране
равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности
и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, в Конституции. А что такое Конституция? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В нашей стране много законов, но основным законом нашего государства, главные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. Учащимся показывается Конституция Российской Федерации. Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относятся к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народ, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление
государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто видел Государственный герб, флаг России. А кто может описать их?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Зачем нужен герб? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.
А теперь рассмотрим монеты. Что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Копье Святого Георгия Победоносца дала название монетке-копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.
Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нешей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней -синего, а нижней - красного цвета. Сейчас цвету придается особый смысл: белый цвет означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу.
А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России. Учащиеся слушают Государственный гимн России.
Учитель: Неправда ли торжественная музыка, красивые слова? Слушая гимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалось гордость. Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.
Наш разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мой вопрос. Кто такой гражданин? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордиться ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.