Классный час « Я –гражданин России!» проведен в 5 классе с цельюзнакомства с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны (флаг, герб, гимн) ; развития интереса к истории России, воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну.
В ходе занятия опора делалась на личный опыт детей, имеющиеся у них на данном возрастном этапе знания. Рассказ учителя сопровождался мультимедийной презентацией, что позволило быстро и в доступной для детей этого возраста форме познакомить с главными символами государства. На занятии учащиеся познакомились с основным законом государства – Конституцией, учителем процитированы некоторые ее статьи. Работа по теме была разделена на определенные этапы (вступление, основная часть, практическое занятие, рефлексия). Такой последовательный подход в изложении темы постепенно подводил детей к открытию нового. Эмоциональной составляющей классного часа стала декламация стихотворений о Родине. Особенное эмоциональное сопереживание у детей было вызвано разговором о малой родине, о родном городе.
На этапе рефлексии дети ответили на все вопросы, что говорит о повышенном интересе к содержанию темы.
Данный классный час является хорошим методическим подспорьем в гражданском воспитании учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я - гражданин России!"»
Разработала: Шнайдер Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 207 г.Новосибирска. Форма: классный час Тема: Я- гражданин России! ( в рамках празднования Дня Конституции) Цель : формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.
Задачи:
-ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; -развивать интерес к истории России;
-воспитывать чувство гордости за свою страну;
-определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
-затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
-воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям различной национальности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «С чего начинается Родина», плакаты с пословицами, раздаточный материал (буквы, цветные полоски, бумага и карандаши для рисования, карточки с лексическим значением слова «гражданин»).
Ход классного часа Эпиграф: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов
Вступительная часть
Учитель. Каждый человек живет в какой-то стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) Откуда появилось такое название – «Россия»? Ученик(заранее подготовленный). В стародавние времена ёё называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией. Чтец. За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия. Чтец. Россия.. Россия… Раздолье… Равнины… Березы босые, седые осины. Всё дорого с детства, Всё памятно с детства. И всё же не можем никак наглядеться. Учитель. А что, по-вашему, объединяет нас всех? (Все мы – россияне!) Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17млн.кв.км. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10тыс.км.(показывает на карте) -А какой вам представляется наша страна? (ответы учеников) Чтец. Для нас сады весною зацветают, И нашим нивам не видать конца, И шумным говором наш слух ласкают Кудрявые зеленые леса. В колодцах наших, реках и озёрах Прозрачна и живительна вода. По сочным травам в луговых просторах Пасутся наши тучные стада. Поля бескрайние, как море, И горы в шапках снеговых, Разливы рек в степном просторе,
Листва берёзок молодых… Здесь людям радостно живется, Здесь славен мирный труд людей. Всё это Родиной зовётся : Великой Родиной моей.
Основная часть занятия
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о простых, но очень важных для каждого понятиях: о Родине, о гражданском долге, о патриотизме, о символах нашей страны. - Как часто мы слышим громкое, звучное слово –Родина. Давайте подберем к нему родственные (однокоренные) слова (родной, род, родители, родник, родственники) - А что для вас означает слово «Родина»? Как вы понимаете его значение? (ответы детей) Учитель резюмирует. Родина – это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родина – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит. Ученик (читает стихотворение М.Пляцковского «Родина»)
Родина – мы произносим тихо, И в глазах задумчивых у нас Медленно качается гречиха И дымится луч в рассветный час. Речка вспоминается, наверное, Чистая, прозрачная до дна, И сережки светятся на вербе, И в траве тропинка не видна. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставеньку присела, До земли чуть-чуть не долетев.
Ученик. Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной нашей, Мы Родиной милой зовем.
Учитель. У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где он родился и вырос. Давайте прочитаем несколько сочинений о малой родине (было домашнее задание) Учитель (после прочтения творческих работ). Ребята, мне понравились ваши мысли, и я думаю, что каждый из вас понимает, что значит малая родина, милый сердцу уголок земли.
Знакомство с основными понятиями государства. Учитель. Россия подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев-народов, но всякое дерево имеет корни. Корни – это наше прошлое, наша история, наши деды и прадеды. Человеку надо знать свои корни. Историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может сказать: «Я – гражданин своей Родины!» (Работа с эпиграфом классного часа : анализируем высказывание , рассуждаем о смысловой нагрузке этих слов) - Кого же называют гражданином? (предлагается три варианта ответа, учащиеся работают в парах): 1. Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями; 2. Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом; 3. Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению. (после ответов детей обсудить, почему они не выбрали третий вариант)
- Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? Какие качества присущи истинному гражданину? ( среди ответов детей: любовь к Родине, патриотизм, боль за родную природу, высокая нравственность, чувство ответственности за происходящее вокруг, любовь к родной земле, близким) - Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца? (ответы детей) Учитель делает вывод: быть гражданином – это не просто запись в паспорте, а состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание. - Многие россияне обладают самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись их особые свойства, которые свидетельствовали о том, что перед нами действительно ГРАЖДАНЕ своей страны. - Приведите примеры высокой гражданственности, которую проявляли миллионы россиян в трудные для страны времена (ребята приводят примеры из истории , из современной жизни) - Ребята, скажите, а школьник – это гражданин? (ДА, свой ответ обосновывают) - А в каких практических делах выражается ваша гражданская позиция? (ответы детей) Учитель. У каждого гражданина есть права и обязанности. Все они записаны в основном законе нашего государства. ЗАДАНИЕ. Из рассыпавшихся букв соберите слово, которое называет свод прав и обязанностей граждан (работа в парах) КОНСТИТУЦИЯ (на слайде демонстрируется Конституция РФ)
Учитель. Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроено государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. Нынешняя Конституция была принята 12 декабря 1993 года, а 1 июля 2020г. в Основной закон внесены значительные изменения с учетом поправок, принятых на общероссийском голосовании россиян. Согласно Конституции, мы имеем право на: -жизнь -здоровье - свободу и обязанность личности равенство перед законом -свободу мысли -труд -образование -отдых. - Знаете ли вы, что с самого рождения у вас есть права, которые защищает одна из самых главных организаций на нашей планете – ООН (организация объединенных наций) ? Ваши права записаны в очень серьезном документе – Конвенции Прав ребенка (принята 20 ноября 1989г.).
Беседа о символах государства
Учитель. Каждое государство имеет свои отличительные символы – герб, флаг. История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на печатях, перстне , на предметах быта и обихода. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками науки об изучении гербов – ГЕРАЛЬДИКИ.
Ученик. У Россиивеличавой На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Ученик (заранее подготовленный). Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный , с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел символизирует зоркость, мужество, проницательность. При едином теле двуглавый орел обращает свой взор и на Восток и на Запад, т.к. Россия – одна из немногих стран, расположенных сразу на двух материках –Европе и Азии. Обратите внимание, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося с коварным змеем, что отражает постоянную борьбу добра и зла. Три короны олицетворяют суверенитет как всей РФ, так и ее субъектов. Скипетр и держава в лапах орла - это символы государственной власти, государственного порядка и верности закону. Учитель. Подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся к флагу своего Отечества. Знамена и флаги России на протяжении многих веков оказывались в центре событий нашей Родины.
Ученик (из истории флага). Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, деревни или города. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность, мужество воинам. Постепенно размеры полотен увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – знамения (священные знаки). Так появилось слово «знамя». ЗАДАНИЕ, Из цветных полосок правильно собрать государственный флаг. (учитель проверяет правильную последовательность полосок на флаге, выбор цвета полосок) Учитель. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение
Сообщение ученика. История современного российского флага ведет свое начало из далеких времен царя Алексея Михайловича., второго царя из династии Романовых. В период его царствования (1645-1676) с Россией воссоединилась Малороссия - Украина (и появился лазорево-синий цвет), затем присоединилась Белоруссия (появился белый цвет). Красный цвет соответствовал великороссам. Российский триколор имеет следующее значение: белый цвет – благородство, откровенность, чистоту; синий – верность, честность, безупречность; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь. Государственной думой принят закон о государственном флаге 25.12.2000г.
Учитель. Наш класс – это тожемаленькое государство. Я предлагаю придумать герб класса и флаг (работа в группах, дети рисуют, затем защищают свои работы , выбираются флаг и герб класса общим голосованием)
Учитель. Попрошу вас продолжить пословицу (записана на доске): «Человек без Родины –что соловей без………» (песни) - У каждой страны есть своя государственная песня, которая называется гимном. Гимн исполняют и слушают стоя, проявляя тем самым уважение и любовь к основным символам страны (исполняют гимн).
Итог. Учитель. Подводя итог нашего важного и нужного разговора, я предлагаю послушать стихотворение (читает ученик):
У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня – мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. И ей, одной – единой, В любые времена Не спрячешься за спины, Хоть широка страна.
- Это стихотворение говорит о том, что жизнь страны (ее настоящее и будущее) зависит от ее граждан. Вы тоже являетесь маленькими гражданами большой страны. Ваша задача сделать её сильной, богатой, процветающей. А для этого надо получить прочные знания, которые в дальнейшем будут способствовать усердному труду на благо Родины.
Рефлексия. - Над какой темой мы сегодня работали? - Каковы основные символы государства? - Что является основным законом государства? - Каким документом защищены права ребенка? - Кем мы являемся в своей стране? - Какова ваша главная задача на сегодняшний день?