kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час в 7б классе: «Язык – зачем он нам нужен»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 7б классе: «Язык – зачем он нам нужен».

Как создавалась азбука? Кто был ее создателем? Наверное, у многих людей никогда не возникало мыслей о том, что такое язык, кто его придумал, почему возникла необходимость его создания, как он появился не свет, какие события сопровождали создание и развитие языка. Но ведь зная истоки, а также историю его развития, глубже понимаешь сам язык, его графическое воплощение, его звучание и музыку… 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 7б классе: «Язык – зачем он нам нужен»»

Классный час в 7б классе

«Язык – зачем он нам нужен»

проведенный 11ноября 2015 г.


Ведущий. Сегодня препятствий для человеческого общения практически не существует. Но давайте представим себе на минуточку, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Как универсальная знаковая система, как средство человеческого общения. Исчезли книги, почта, телефон.… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Человек пришел в Мир.… Станет ли он «человеком» в том полном значении этого слова, если его изолировать от общества. Как часто дети, оказавшиеся вне человеческого общества, погибали, вернувшись к людям. Чаще всего причиной этого было неумение общаться.

Общение! Высший дар, которым наделено человечество. И самую важную роль здесь играет речь, устная и письменная. Но ведь ее не было бы не научись люди оформлять звуки в виде букв. Потом возникла необходимость в систематизации этих букв, и появились алфавит (по-гречески) и азбука (по-русски). Наша страна приобрела алфавит более двух тысяч лет назад. Чтобы глубже понять закономерность языка, его богатство и разнообразие, пробудить интерес к изучению языка, необходимо изучить историю происхождения и развития алфавита.

Как создавалась азбука? Кто был ее создателем? Наверное, у многих людей никогда не возникало мыслей о том, что такое язык, кто его придумал, почему возникла необходимость его создания, как он появился не свет, какие события сопровождали создание и развитие языка. Но ведь зная истоки, а также историю его развития, глубже понимаешь сам язык, его графическое воплощение, его звучание и музыку… У людей, познавших эти тайны, возникает большой интерес к языку, трепетное отношение к нему, гордость за то, что мы, славянские народы, имеем свой необычный, неповторимый язык. И его возникновению мы обязаны первоучителям славянского народа – братьям Кириллу и Мефодию. Их творению мы посвящаем небольшое стихотворение.

1-й чтец. В любой старинной книжице

Могли вы прочитать

Такие буквы:

«Ижица», «омега», «ять»

И букву «пси»

И букву «кси»,

«Зело», а также «ер».

Писали люди на Руси

Их на какой манер?

1-й ученик. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Кирилл с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Благодаря своим дарованиям, он был приглашен к императорскому двору, где обучался вместе с сыном императора. Его ожидала блестящая карьера и богатство. Но он предпочел посвятит свою жизнь просвещению славян. Старший брат Мефодий преуспел в практическом освоении устной речи славян.

Давно нет в живых этих двух великих ученых, но мы помним их жизненный и творческий подвиг, потому что они оставили нам свое творение – алфавит.

Кириллица и Глаголица – это два вида письма, на которых выросла вся русская культура. Порядок расположения букв в кириллическом и глаголическом алфавитах был почти одинаковым. Он устанавливается, во-первых, исходя из цифрового значения букв кириллицы и глаголицы, во-вторых, на основе дошедших до нас азбучных акростихов XII-XIII в., в-третьих, на основе порядка букв в греческом алфавите.

Сильно разнились кириллица и глаголица по форме букв. В кириллице форма букв была геометрически простой, четкой и удобной для письма. Форма букв глаголицы, наоборот, была чрезмерно сложной и замысловатой, с множеством завитков, петель и т.п. Зато глаголические буквы были графически оригинальнее кириллических, гораздо меньше походи на греческие.

2-й ученик. Кириллица – одна из первых славянских азбук. Она названа по имени одного из братьев – Кирилла. Ее рождение относится к концу IX - началу X веков. Кириллица является основой нашего алфавита. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав –это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, старательно, отдельно одна от другой и без промежутка между словами.

В кириллице на 14 букв больше, чем в греческом алфавите, так как звуков в славянской речи больше, чем в греческой. Звуки нужно было сначала расслышать, выделить из звукового потока. А затем для них изобрести письменные знаки. То и другое впервые сделал Кирилл. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками.

И до сегодняшнего дня сохранились старинные надписи на иконах, сделанные с помощью старославянского алфавита, службы в церквях проводятся на старославянском языке.

Проблема происхождения глаголической азбуки волнует ученых еще с XVIII века. Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту. Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием «кириллицы».

Древнейшая книга, дошедшая до наших дней – это славянская рукопись «Киевские листки». Она написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий. Дольше всего глаголицей пользовались на юге, в Хорватии.

3-й ученик. Обучением занимались дьячки. Азбуку выучить было не просто. У каждой буквы было свое имя и слово, начинающееся с этой буквы. Например: А – «аз», Б – «буки», В – «веди» и т.п. Было много букв, которых нет в современном русском языке.

Ведущий. Ребята, давайте подумаем, чем и на чем могли писать наши предки? Одним из самых древних материалов был пергамент, для его приготовления использовали овечьи и телячьи кожи. Писали на пергаменте чернилами, киноварью, растворенным золотом и серебром. Также очень часто писали на бересте. Бумага же появилась значительно позже.

1-й ученик. Книги бывают разные: по размеру, по объему и по содержанию. Книги могут быть написаны на разных языках, в том числе и на древнем старославянском языке. Книги эти были в основном церковные, есть в них иллюстрации, которые называются гравюры.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового, но в истории книги есть еще очень много интересных моментов. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Спасибо за внимание.



Учитель: Фатун Л.В


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час в 7б классе: «Язык – зачем он нам нужен»

Автор: Фатун Людмила Викторовна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час "Час доброты, вежливости и дружбы". "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-chas-dobroty-viezhlivosti-i-druzhby"
    ["file_id"] => string(6) "109753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404991598"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Сценарий классного часа "Давайте познакомимся""
    ["seo_title"] => string(50) "stsienarii-klassnogho-chasa-davaitie-poznakomimsia"
    ["file_id"] => string(6) "297297"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456161962"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Внеклассное мероприятие во 2 классе на тему " Мы за здоровый образ жизни". "
    ["seo_title"] => string(78) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vo-2-klassie-na-tiemu-my-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "127302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415290987"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "258154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448453829"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Сценарий "Праздник Первого звонка" "
    ["seo_title"] => string(36) "stsienarii-prazdnik-piervogho-zvonka"
    ["file_id"] => string(6) "225914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439977827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства