Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Цени свою жизнь»»
Профилактика суицидального поведения среди детей и молодежи.
Тема: «Цени свою жизнь»
Цели урока:
Профилактика подросткового суицида
Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков
Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.
Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.
Задачи:
Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
Развивать коммуникативные умения учащихся
Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга
Предварительная подготовка:
Подбор музыкального сопровождения классного часа
Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан, фломастеры, ватман.
Ход классного часа
Орг. момент.
Ведущий: Добрый день ребята! Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются и человек выбирает свою дорогу . Жизненные цели являются магнитом, который помогает находить выход из самых затруднительных жизненных ситуаций, преодолевать эмоциональные кризисы. Умение ставить цели, продумывать шаги по их достижению, важнейший стержень личности, который необходимо развивать, для того чтобы оставаться достойным человеком, не смотря на все трудности социализации в современном обществе.
Определение темы и цели.
Ведущий: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы узнать тему классного часа, я предлагаю посмотреть ролик. Внимание на экран.
Ролик «Слайд шоу с картинками про жизнь»
Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
Ведущий: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!
И тема классного часа называется «Цените свою жизнь»
Вступительное слово
Ведущий: Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Ведущий: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. А сейчас ребята мы выполним одно упражнение.
Упражнение «Закончи предложение»
Участникам раздаются карточки и предлагается закончить предложения:
- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
- Я пойму что, счастлив, когда…
-Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…
Обсуждение упражнения.
Ведущий:Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить, из-за каких причин человек может решить уйти из жизни. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д)
Ведущий: Ребята, давайте выберем одну из этих ситуаций и разберем её.
Рассматриваемые ситуации:
Алкоголизм родителей
Финансовые трудности
Необоснованные обвинения
Неразделенная любовь
Насилие со стороны взрослых
Отношение со сверстниками
Пути решения:
Работа «Телефонов доверия»
Помощь профессиональных психологов, социологов
Поддержка друга
Помощь со стороны близких родственников
Помощь со стороны классного руководителя
Ведущий: Хорошо. А теперь представим разные случаи, когда у вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно , горько.
Упражнение «Как управлять своими эмоциями»
Ведущий: ребята сейчас на листочке напишите все негативные или плохие эмоции, которые вы испытывали, когда либо. Теперь про себя прочитайте их и вспомните, когда вы испытывали эти эмоции. А сейчас разорвите листочек на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину.
Обсуждение: какие чувства участники испытывали во время упражнения.
Ведущий:Ребята, а сейчас я познакомлю вас еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.
Памятка как управлять эмоциями:
Комкать и рвать бумагу
Бить подушку или боксерскую грушу
Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать
Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое ( любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую игрушку)
Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку.
Ведущий:Ребята сейчас я прошу вас посмотреть на экран.( На экране появляются картины когда человеку плохо, когда человек сломлен, а после картинки что выход есть из любой ситуации или проблемы).
Ведущий: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо. Любое событие в этом мире –временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди ещё столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе несладко!
Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
Смысл жизни
Ведущий: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Ведущий берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.
Ведущий: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.
Рефлексия
Ведущий: Ребята, мы с вами сделали большую работу и давайте сейчас для того собрать все мысли все эмоции которые мы испытывали в течении нашего классного часа сделаем еще одно упражнение.
Упражнение « Сон Героя»
Представьте себе, что вы долго путешествовали и наверное устали. Сядьте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас заснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит себя самого через 10лет. Обратите внимание на то , как вы выглядите через 10 лет, где живете что делаете. Представьте себе, что вы очень довольны своей жизнью. Чем занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? Теперь сделайте три глубоких вдоха. Потянитесь, напрягитесь, а затем расслабьтесь.
Обсуждение упражнения.
Ведущий: Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!
Любите свою ЖИЗНЬ!
Ведущий: Ребята давайте в итоге нашего часа проголосуем.
Ведущий предлагает на листе ватмана сделать отпечатки ладоней и написать внутри них пожелания. И сделать общую фотографию.
Итог классного часа
И пусть не прост этот путь,
Я продолжаю идти,
В движенье вижу я суть,
Не в том, что ждет впереди,
В том, что могу в этот час
Шагнуть я ближе к себе,
Ведь каждый день- это шанс,
Что приближает к мечте.
Ведущий: Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству! Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней ваших близких людей! Будьте счастливы!
Список литературы:
Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С.-П., 1994.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие.- М.: Ось-89, 2002
Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Академический проект,2002
Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. - 1999, №28/29 - с. 18.
Научные и организационные проблемы в суицидологии. - М., 1983.
Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения/Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова.-М.:Изд-во Института психотерапии,2005
Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.-СПб.:Речь, 2005
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.-Дубна:Издательский центр «Феникс»,1996