kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему «Гражданский урок. Символы России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час для учащихся младших классов, посвященный расширению представлений о символах России
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Гражданский урок. Символы России»»

Автор: Лоновенко Юлия Михайловна, учитель начальных классов, Ингалинской СОШ СП МАОУ Суерская СОШ

Название работы: Классный час на тему «Гражданский урок. Символы России»

Описание работы: классный час для учащихся младших классов, посвященный расширению представлений о символах России.

Форма проведения: беседа.

Методы и приемы: диалогические, монологические.

Цель: познакомить учеников с символами России;

прививать любовь к родине, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

1. Обучающие:

  • расширить представление обучающихся о понятиях «флаг», «герб», «гимн»;

  • обобщить знания обучающихся об истории создания гимна, герба и флага России.

2. Развивающие:

  • развить умения обучающихся использовать материал при анализе новых явлений и процессов;

  • развить коммуникативные умения и навыки обучающихся (высказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других);

  • привить обучающимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий.

3. Воспитательные:

  • воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;

  • сформировать патриотическое сознание молодежи на основе усвоения исторических, национальных, духовно-нравственных ценностей и стремление её воплощать их в повседневной практической деятельности.


Оборудование: фонограмма песни «С чего начинается Родина» и гимна России; герб России; флаг России; Конституция РФ; цветная бумага и ножницы для каждого ученика; ватман; клей ПВА; картины, изображающие природу России; фотографии нашего города; фотографии Москвы.

Опережающее задание: подготовить сообщение о истории символах России, разучивание стихотворений.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (1 куплет).

  1. Вступительное слово учителя.

ЕСЛИ СКАЖУТ СЛОВО РОДИНА ,

СРАЗУ В ПАМЯТИ ВСТАЁТ

СТАРЫЙ ДОМ , В САДУ СМОРОДИНА,

ТОЛСТЫЙ ТОПОЛЬ У ВОРОТ .

У РЕКИ БЕРЁЗКА СКРОМНИЦА И РОМАШКОВЫЙ БУГОР ...

А ДРУГИМ , НАВЕРНО , ВСПОМНИТСЯ

СВОЙ РОДНОЙ МОСКОВСКИЙ ДВОР

В ЛУЖАХ ПЕРВЫЕ КОРАБЛИКИ,

НАД СКАКАЛКОЙ ТОПОТ НОГ.

У БОЛЬШОЙ СОСЕДНЕЙ ФАБРИКИ

ГРОМКИЙ РАДОСТНЫЙ ГУДОК.

ИЛИ СТЕПЬ ОТ МАКОВ КРАСНАЯ , ЗОЛОТАЯ ЦЕЛИНА ...

РОДИНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ,

НО У ВСЕХ ОНА ОДНА !

- О чём будет наш сегодняшний разговор ?

- Как вы понимаете слово Родина?

Соедините части пословиц :

Человек без Родины чужая - мачеха.

Родная сторона - мать, что соловей без песни.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц ?

-То место, где вы родились , выросли часто называют малой Родиной.

-Как называется ваша малая Родина ?

-В состав какого района входит наше село ? области ? страны

-Правильно, наша страна называется Россия .Это одна из самых больших стран в мире.

- Когда рождается человек, он получает гражданство и первый свой документ «Свидетельство о рождении», где записано, когда, в каком городе и в какой стране родился этот человек. Страна, в которой он родился, становится его Родиной.

- Значит, Россия – ваша родина. И вы все являетесь её гражданами, так как живёте здесь. Иногда люди по разным причинам уезжают жить в другие страны. Они меняют своё гражданство, но Родину сменить они не могут. Родина – она одна. И каждый человек должен беречь и любить свою Родину. Что вы знаете о нашей стране?

(дети отвечают)

- Все вы являетесь жителями России, гражданами страны.

Гражда­нин- житель страны, который признает её законы ( правила поведе­ния) , он любит свою страну , гордится ею , вместе с ней переживает горе и радости , старается сделать её сильной и богатой .Вы - малень­кие граждане большой страны , её будущее .Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны?

- На наших уроках мы много узнаем о своей стране, научимся её любить и беречь.

  1. Знакомство с символами России.

  1. Цель – дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе. Сообщение нового материала возможно:

  • в виде рассказа учителя (доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

  • чередование беседы и рассказа;

  • применение ТСО.


Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гор­дости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее прошлое. А олицетворяют родную землю ее символы.

Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа важное значе­ние. Символы вызывают у нас определенные ассоциации (представления).

Но есть символы, связанные с государственной властью нашего Отече­ства, с его политическим строем. Они представляют государство, его терри­торию, народ и, конечно же, историю. Эти символы понимаются как обще­национальные и объединяющие. Они постоянны и, как правило, не меняют­ся или, исчезая на какое-то время, возрождаются вновь.

-Какие символы нашего государства вы знаете? Учитель: Правильно. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ веке  во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.

Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века со­ставляют особую гордость каждого народа и служат залогом преемственно­сти его исторической памяти. Государственным символам, как святыням, отдаются высшие государственные почести. Они являются как бы лицом государства. Каждая страна имеет свои государственные символы. Они отличаются друг от друга и своим видом, и значением. Увидев такой сим­вол, сразу понимаешь, о какой стране идет речь.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

- Перед вами герб России.

Слово «герб» от немецкого «эрбе» означает НАСЛЕДСТВО. Герб показывает исторические традиции страны. Гербы появились очень давно, более 4 тысяч лет назад. Давайте посмотрим, что изображено на гербе России. (Двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами, единство 3 царств: Казанского, Астраханского и Сибирского, с символами государственной власти: СКИПЕТР и ДЕРЖАВА, а на груди у птицы – герб Москвы. Двуглавый орёл на нашем гербе появился очень давно, ещё в XV веке.

- Почему на гербе России изображён герб Москвы?

(учитель демонстрирует фотографии Москвы)

- Кто из вас был в Москве?

- А кто из вас знает, что такое гимн.

Гимн — это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных и торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Услышав величественную мелодию нашего гимна, его понятные и легко запоминаемые слова, мы представляем себе нашу Родину, ее бес­крайние поля, густые леса, реки, озера, города и деревни. У каждого своя страна, своя Родина и свой гимн. Для кого-то это горы и быстрые реки, для других — знойные пустыни и одинокие оазисы, для третьих — холодные льды и снега. Но для всех гимн — это песня, олицетворяющая Родину, это символ государства, такой же, как герб и флаг.

Гимны появились в глубокой древности. Жрецы Древнего Египта, за­гадочного Вавилона, далекой Индии в священных песнях славили своих богов. В Древней Греции гимны посвящали не только богам, но и люби­мым в народе героям, прославляя их выдающиеся подвиги.

В начале I тысячелетия, после появления христианства, широко рас­пространились религиозные христианские гимны, напоминавшие мо­литвы. Их пели хором, стоя или на коленях в церквях, в богатых замках и бедных жилищах. Их знали все, и они играли роль государственных, объединяя народы в годы опасностей и невзгод, в дни радости и весе­лья.

Государственные гимны в современном понимании появляются в се­редине XVIII — начале XIX в. В богатых Нидерландах (Голландии), тогда могущественной морской и торговой державе, гимн родился еще в середине XVI в. Все гимны отличались друг от друга, потому что и страны и люди, которые в них жили, тоже были разными. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Так было в эпоху национальных революций во Фран­ции, Италии и Польше. Чешский гимн рассказывал о любви к своей тихой и уютной стране. Британский гимн воспевал владычество Британской империи над морями. Другой британский гимн был похож на молитву и прославлял короля. Именно его мелодия больше других распространилась на многие страны, только с разными словами.

В некоторых странах существовало по несколько гимнов, например, в Великобритании, США, Венгрии. А в Люксембурге, Китае и Корее даже в конце XIX в. гимнов не было совсем. Но шло время, и сейчас каждая страна имеет свой гимн — своеобразный музыкальный герб и символ государства.

Сообщение ученика о гимне РФ: Гимн - слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.

Когда наши спортсмены завоёвывают призовые места - звучит гимн РФ, и начинает взволнованно биться сердце не только у спортсменов, но и у каждого человека, кому дорога Россия. Гимн Российской Федерации утверждён Государственной Думой 30 декабря 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным, слова гимна принадлежат известному писателю Сергею Михалкову, а музыка А. Александрову. Так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.

Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утверждённым текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжест­венных случаях.

Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

(И. Агеева)

- Флаг - это святыня, по флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. Флаг имеет свою особенную историю.

Сообщение ученика о флаге РФ: В настоящее время на пяти континентах Земли насчитывается более двухсот государственных флагов. Основным символом флага является его цвет, он традиционен и объясним исторически для народов, обитающих на конкретной территории. Цвета отражают характер и темперамент жителей, природные богатства, растительный и животный мир. Гамма цветов флага складывается из наиболее распространенных у жителей данной территории цветов. Эти цвета являются основными в национальных костюмах и даже в предметах быта.

Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр 1 «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине ХIХ века полосам придали значение содружества трех восточно - славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.

После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе  исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года  после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и после подписания Президентом России. Согласно Конституции РФ: «Государственный флаг Российской Федерации является символом государства и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов». Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств и т.д.

В 2000 году к государственному флагу России приравнено и красное Знамя Победы. Красный цвет – цвет знамени российских Вооружённых Сил.

Запись в тетрадях. Флаг России состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной. Утвержден 25 декабря 2000 г.





(учитель показывает детям портрет Петра I)

- В нашей стране есть самый главный закон – Конституция, в которой записаны права и обязанности всех граждан России. Одно из прав – это право на образование. А ещё в конституции записано право каждого гражданина, голосовать по важным делам государства. Голосовать – от слова «голос». Представьте себе, если все граждане одновременно будут кричать в голос. Что из этого получится. Один говорит – да, другой – нет. Как понять, сколько человек сказали «да», а сколько «нет». Поэтому придумали поднимать руку. Сразу видно кто поднял, а кто нет, и посчитать легко.

- А сейчас я предлагаю вам тоже поучаствовать в голосовании. На голосование выносится вопрос: кто за то, чтобы на Земле был мир?

- Кто за то, чтобы наш класс был дружным?

4. Закрепление изученного материала. Цель - закрепить знания, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материал. Проводится по принципу блиц – опроса обучающихся:

  1. Перечислите символы государства? (флаг, герб, гимн.)

  2. Опишите флаг России. (прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белой, средней – синей, нижней – красной.)

  3. Чем значимо 22 августа с точки зрения государственной символики? (День государственного флага РФ.)

  4. Что такое герб? (Отличительный знак города или государства.)

  5. Опишите герб России. (четырехугольный, с закругленными нижними углами, заострен­ный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя ма­лыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенны­ми лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебря­ном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.)

  6. Где помещается изображение герба? (На зданиях правительст­ва, суда Государственной Думы и иных правительственных зда­ниях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских час­тей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.)

  7. Что такое гимн? (торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.)

  1. Творческая работа. Приготовьте рисунок на выставку художественных работ «С чего начинается Родина?». Не забудьте отметить эмблемой свою работу. (Это может быть модель флага России)


6. Подведение итогов. Цель – сделать вывод и подвести итог урока, отметить работу обучающихся.

Сегодня мы познакомились с главными символами России. Все мы должны их знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне за­висимости от их происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой все мы живем. Сегодня Российское государство и весь наш народ, пройдя нелегкий путь труднейших испытаний прошедшего XX столетия, вступили в третье тысячелетие новой эры обновленными. И именно государственная симво­лика Российской Федерации, как ничто другое, отражает всю глубину про­исшедших в стране изменений, ее прошлое, настоящее и будущее.

Символично, что официально утвержденные ныне символы России: Го­сударственный герб — двуглавый орел, Государственный флаг — бело- сине-красное полотнище и Государственный гимн —- «Россия — священная наша держава», были обнародованы именно в первый день XXI в. В этих священных для каждого россиянина символах воплотилась вся многовеко­вая история нашего Отечества: герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Москов­скому государству в середине XV в., флаг стал национальной святыней России в эпоху рождения имперского могущества с выходом страны к ми­ровым морским просторам на Балтике, Северном и Азовском морях в нача­ле XVIII столетия, а гимн прозвучал в канун 1944 г. как величественная песнь — предвестник Великой Победы советского народа, внесшего ре­шающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны. Более того, в государственной символике современной России сохранился и крас­ный флаг этой Победы — Знамя Победы, водруженное нашими воинами над поверженным Рейхстагом. И сегодня Красное знамя служит символом - флагом Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящих на страже ру­бежей нашей Родины.

Государственные символы достались россиянам в наследство от предков. Именно поэтому их должен знать и уважать ка­ждый из нас, ведь воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Оте­чества.

7. Рефлексия

- А теперь положите перед собой лист цветной бумаги и аккуратно обведите свою ладонь. Теперь вырежьте и приклейте на этот лист, на котором написано «Мы голосуем за мир и дружбу!»

(дети обводят свои ладошки, вырезают и по очереди приклеивают на ватман)


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час на тему «Гражданский урок. Символы России»

Автор: Лоновенко Юлия Михайловна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Единый Всекубанский  классный час «В единстве наша сила». "
    ["seo_title"] => string(59) "iedinyi-vsiekubanskii-klassnyi-chas-v-iedinstvie-nasha-sila"
    ["file_id"] => string(6) "228046"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441050734"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Казахстан 2050 "
    ["seo_title"] => string(17) "kazakhstan-2050-1"
    ["file_id"] => string(6) "221290"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435164519"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Мир во всем мире"
    ["seo_title"] => string(18) "mir-vo-vsiem-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "247988"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446649504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства