Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Счастье это.."»
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образование учреждение Московской области
«Ступинский техникум им. А.Т. Туманова»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «СЧАСТЬЕ-ЭТО……..»
Ступино 2019 г.
Счастье – это…
Цель: Помочь студентам в понимании сложнейшей нравственной и философской категории.
Форма: Диспут.
Участники: классный руководитель класса.
Подготовительный этап: Творческий группе учащихся дается задание подобрать высказывания знаменитых людей о счастье.
Ход классного час: Классный руководитель предлагает учащимся поразмышлять вместе над одним из сложнейших вопросов, волновавших человека во все времена: что такое счастье? По-латыни счастье – «фортуна». В русском языке слово «счастье» имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля», «удел». Первоначально слово «счастье» употреблялось В словаре русского языка С.И. Ожегова дается такое определение счастья: «Счастье – это чувство и состояние высшего удовлетворения». Семантика слова «счастья» отражает представление разных народов о нем: для одних это шанс, удача в жизни, для других – часть его жизни и участие в счастье другого человека. Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как, впрочем, и само ощущение счастья.
Что же такое счастье? Одни говорят – это страсти, Карты, вино, увлеченья - Все острые ощущения. Другие говорят, что счастье В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживаний. По мнению четвертых, это - С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Есть и такое мнение, что счастье – это горение, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета. А счастье, по-моему, просто Бывает разно роста: От кочки до Казбека - В зависимости от человека. Существует множество высказываний древни философов, ученых, писателей по поводу того, что такое счастье. Творческой группе было дано задание подобрать такие высказывания. Сейчас они предложат их на ваше рассмотрение. А вы попробуете выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово «счастье». . Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других.
. Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
. Немножко фолософии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у нео на голове или которую он держит в своих руках.
. Здоровый нищий счастливее больного короля.
. Счастье – это состояние устойчивой радости.
. Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам.
. Величайшее в мире счастье – это уверенность в том, что нас любят. Любят за то, что мы такие, какие мы есть.
. Счастье – это настоящая любовь к людям и способность сделать ради этой любви хотя бы немного.
. Один из самых верных способов достигнуть счастья – это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку.
. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
Далее ведущий предлагает следующие темы для диспута:
. Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?
. Можно ли научить быть счастливым?
. Можно ли научиться быть счастливым?
. Почему умение стать счастливым это целое искусство?
. Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
Наиболее сильные положительные чувства вызывает любовь, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того, испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь, если она взаимна, заряжает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить. В. Высоцкий в «Балладе о любви» писал:
Я дышу, и значит, я люблю, Я люблю и, значит, я живу. Свежий ветер избранных пленник, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, Потому что, если б не любил Значит бы не жил, значит не дышал!
Как вы понимаете смысл этих стихов? Согласны ли вы с его утверждением? Ощущение счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в мрачном настроении. Вам наверное, знакома и та и другая категория людей. Сколько людей загоняют себя в каторжные мучения, насколько озлобляются, проявляют нетерпимость в отношении всего, что их окружает, и не осознают, что человек – система самонастраивающаяся, и от того, какую центральную идею жизни человек выбирает, зависят его личный успех и аура, которую он создает вокруг себя, и отношения с людьми, и ощущение счастья. Если вы не читали сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», то обязательно прочтите ее и постарайтесь запомнить простые уроки, которые дает вдумчивому читателю Маленький принц:
1. Цени хорошее и старайся сделать его еще лучшим. 2. Умей отдавать людям душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого любишь. 3. Если ты «приручишь» и отдашь взамен свое, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. И тогда ты найдешь счастье, и не за тридесять земель, а у себя дома. Сейчас я хочу с вашей помощью составит анкету, а вы в зависимости от того, есть ли у вас это качество или нет, ставите в ней «плюс» или «минус».
Далее учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты «Счастливы ли вы?»
- Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость. - Мне приятно и радостно ходить в школу (техникум и т.д.). - Меня ничто не раздражает. - Я чувствую прилив сил. - Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать. - Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам. - Я ощущаю себя счастливым человеком. - Дома после школы (техникума и т.д.) я чувствую приятную усталость. - У менять есть несколько близких людей и много хороших знакомых. - Люди любят приходить ко мне в гости. - Я не обижаюсь, когда надо мною по-доброму подшучивуют. - Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при это жестко и честно изложу свою точку зрения. - Я не таю обиды на людей и не держу на них зла. - Я не таю обиды на людей и не держу на них зла. - Я верю в красоту, добро и разум.
Поздравляю тех, у кого больше плюсов, значит, у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов, задумайся хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.
Создать приятный эмоциональный фон классного часа поможет веселая игра «Зашифрованная пословица», которая проводится в группах. Учащимся раздаются открытки, на которых написаны пословицы, поговорки о счастье. Они должны сложить их правильно и с помощью мимики объяснить их смысл. Остальные группы должны отгадать, о какой пословице или поговорке идет речь.
Тексты открыток:
. «Счастье в руки не поймаешь». . «Счастье дороже богатства». . «Счастье с несчастьем близко живут». Далее учитель подводит итоги дискуссии:
. Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливым. Вот они:
- Делай добро! - Люби и прощай людей! - Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе. - Найди свой смысл жизни. - Бойся обидеть человека. - Умей дарить людям радость. - Будь вежлив, доброжелателен к людям.
- Вырабатывай в себе справедлив, не унижай, будь милосерден, дорожи честью семьи, школы.
Эти нравственные нормы стали нормами нашей жизни. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям. В завершение классного часа предоставьте слово учащимся для обмена мнениями по поводу состоявшегося разговора.