В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3) выучить стихи к классному часу.
Ход занятия:
Здравствуй, человек! Внимание на экран
Просмотр видеоролика «Крик»
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Учитель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй, человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Один психолог сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».
2.Работа с понятием.
Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова: «Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.».
Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК с большой буквы. Кто он? (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача - наполнить поле «Человек»).
Ч - честность, чуткость, честолюбие.
Е - единовластный, единодушие, единоличник.
Л - Легкомысленный, лжец, любознательный.
О - обманчивый, образованный, ответственный.
В - вероломный, внимательный, воспитанный.
Е –
К - каверзный, капризный, коллективный, контактный.
Вот у нас подучился словесный портрет «Человек с большой буквы»
Почему вы выбрали не все качества?
О каких качествах могут рассказать афоризмы - крылатые выражения? (выступление группы 1)
3.Ученики предложили высказывания:
1.Уважен хочешь быть - умей других уважать.(пословица)
2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих (А.Ахматова)
3.Не закидывай головы: спотыкнёшься (пословица)
4.На полатях лежать- ломтя не видать (пословица)
5.Пустая бочка пуще гремит (пословица)
Учитель: А кто нас делает человеком? Давайте обратимся снова к эпиграфу нашего занятия, к словам Николая Заболоцкого и к видеоролику, найдем общую связь. (Рассуждения про два мира).
Отсюда есть люди: человек - привычка и человек воли. В чём будет заключаться их различие?
Ученик: Привычки (Татьяна Валяева)
Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,
Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,
И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!
Совсем невозможны беседы с тобой!"
А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"
Но только сказала – и снова на крик;
Привычка – не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей – с огромным усилием вверх,
А вниз – оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
На уровень прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Жестокость – желаньем добиться порядка,
А ревность – особенной формой любви,
Красивая с виду, пустая накладка,
Попытка прикрыть недостатки свои.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех.
Так проще, так легче – оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»
А что такое- сила воли?-
Уменье не кричать от боли,
Когда поломано крыло?
Уменье ждать: пока срастётся,
Потом летать- не как придётся,
А чтобы только повезло?
Но, может быть, совсем иначе?
Крича от ярости и плача,
Заставить целое крыло
Решить нелёгкую задачу:
Подняться выше неудачи.
И победить- беде назло!
На какого человека будем равняться? На человека, который имеет хорошие привычки или силу воли? Будем равняться на человека, который имеет хорошие качества характера.
Учитель:«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.
5.Работа в группах с задачами. Дана ситуация, прочтите выразительно, обсудите, о каких качествах идет речь.
1. Стрелка-советчик.
Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,» -кивали ему и соглашались все.
2. Цветок на клёне.
Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.
3. Уменяка.
Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.
К чему нашим героям нужно стремиться?
6. Учитель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Ученик:
Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбою,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
Не сдавайтесь! Никогда не сдавайтесь! Идите к своей цели! Зажигайте свои звезды! Ведь человек – это высокое звание!.
ЧЕЛОВЕК _ ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Дм.Голубков.
Пусть на вашем пути встречаются только ДОБРЫЕ люди!
(просмотр песни)
Спасибо за внимание!
Притча о колодце
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и, молча, продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема — это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.