Классный час на тему:
« У каждого своя правда»
Классный час" У каждого своя правда"
Цель: создать условие для формирования нравственных понятий «правда» и «ложь»;
совершенствовать навыки культурного общения.
Постановка учебной задачи
Слово-слуга ума.
Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы говорить людям о христианской вере.
Один христианин, житель этого города, тут же подошел к проповеднику и сказал:
- Отче, вряд ли здешним жителям нужны твои проповеди. Наши горожане тяжелы сердцем, глупы и совсем не хотят учиться. Не трать на них напрасно свое драгоценное время.
Старец посмотрел на него и сказал:
-Ты прав.
Несколько минут спустя к нему подошел другой христианин и сказал:
- Отче, не сомневайся, ты будешь замечательно принят в этом прекраснейшем городе. Люди ждут тебя и мечтают как можно скорее услышать из твоих уст слова Евангельского учения. Их сердца и умы открыты для тебя.
Старец посмотрел на него и сказал:
- Ты прав.
Ученик не выдержал и спросил старца:
- Отче, объясни мне, почему ты одному и другому сказал одни и те же слова? Ведь они говорили тебе противоположные вещи.
Старец сказал ученику:
- Оба этих человека говорили правду, которая соответствует их пониманию мира. Один во всем видит только хорошее, второй- ищет только плохое. Ни один из них мне не солгал
Вопросы для обсуждения:
- Вы стали свидетелем встречи старца с двумя людьми. О чем шел разговор в первом случае? Что сказал первый человек?
-Какими словами встретил старца второй человек?
-Что ответил старец?
- Как он объяснил свой ответ?
Итак, о чем мы сегодня поговорим?
Что такое правда?
Давайте обсудим несколько рассказов.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы. Ягоды. Птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся.
– Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет бранить.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
–А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она и правда и придумывать ничего не надо.
Вот и разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
– Какая пословица подходит к этому рассказу?
(«Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».)
Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого-то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда».
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
– Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася смотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
– Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»
–А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? - Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом.
Литература:
Православная газета « Живоносный источник» №18, 2008 год.
Рассказ В.Осеева «Ябеда»
Рассказ В. Осеева « Что легче?»