Цель: сформировать у детей четкое представление о правде и лжи.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества: честность, справедливость; учить детей всегда говорить правду.
Образовательные:
- Формирование понятий «ложь» и «правда».
Коррекционно-развивающие:
- Расширение активного словарного запаса словами-синонимами;
- Развитие речи через работу над пословицами;
- Развитие мышления через решение проблемных ситуаций.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация «Правда и ложь»;
- конверты с пословицами;
- смайлики;
- цветные карандаши.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза.
- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу.
- А теперь повернитесь к нашим гостям. Улыбнитесь им и поздоровайтесь! Займите, пожалуйста, свои места.
2. Постановка цели.
- Ребята, на днях мне пришло тревожное видео – сообщение от нашего старого знакомого. Посмотрите на экран (Видео от Пиноккио).
- Вы узнали, что за сказочный персонаж обратился к нам за помощью? (Дети: Пиноккио).
- Какая беда с ним приключилась? (Д.: вырос нос)
- А что же сделал не так Пинокио, что у него вдруг так вырос нос? (Д.: он солгал фее)
- Верно, ребята! Он солгал Голубой фее. Хорошо или плохо лгать? (Ответы детей)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (Д.: сегодня мы будем говорить про правду и ложь).
- Для чего нам нужно говорить про правду и ложь? Стоит ли помогать Пиноккио?
- Ребята, для того, чтобы нам помочь Пиноккио и научить его говорить правду, необходимо отправится на страшный остров Врунишек! Как вы думаете, что за дети там живут? (Д.: Дети, которые много врут).
- Верно, сказочный злодей Карабас отправляет на этот остров мальчиков и девочек, которые часто врут своим родителям и друзьям. И на этот раз он поймал нашего знакомого Пиноккио и отправил его на этот остров. Жалко вам Пиноккио? (Д.: да, жалко). Поправимся в увлекательное путешествие на помощь Пиноккио? (Д.: ДА!)
- Скажите, как вы думаете, на чем можно отправиться в путь до острова Врунишек? (Предположения детей). Я вам предлагаю полететь туда на воздушном шаре! Сможем ли мы туда долететь?
3. Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы наш шар взлетел, необходимо сильно-сильно подуть! (Дети надувают щеки и дуют).
4. Основная часть.
- Ребята, вот мы и оказались с вами на острове Врунишек. Но к нам кто-то бежит, посмотрите кто это (на экране высвечивается видеообращение сверчка Джимини к ребятам)
Текст видеообращения сверчка Джимини.
«Дорогие ребята! Мой друг Пиноккио много врал, и злой кукольник отправил его за это на остров Врунишек! Нужно ему помочь! Скажите ему, что такое правда и что такое ложь.»
Задание 1.
Дать определение словам «правда», «ложь».
Правда – это высказывание соответствующее действительности.
Ложь – намеренное искажение истины.
- Итак, с заданием сверчка Джимини мы справились. Идем дальше.
- На пути у нас стоит хитрый лис Джон! Что же он хочет нам сказать? (на экране высвечивается видеообращение Лиса Джона к ребятам)
Текст видеообращения лиса Джона.
«А вот и я, мои дорогие друзья! Мой новый друг Пиноккио попал в беду и чтобы вы тоже не попали в беду поиграйте со мной в игру «Правда - ложь».
Задание 2. Игра «Правда – ложь».
- Встаньте все возле своих мест. Я буду говорить вам высказывания, если они правдивы, то вы делаете два хлопка над головой, если же это ложь – топаете ногами.
- Если я буду много врать, меня за это похвалят.
- ЖИ-ШИ пишу с буквой И.
- Если у слона хорошее настроение, то он летает.
- Завтра будет воскресенье.
- Существительное отвечает на вопросы кто? что?
- Наша планета Земля круглая.
- 5 + 5 = 120
- Летом идет дождь.
- Если я получу двойку, мама обрадуется.
- Круг имеет 4 угла.
- Собака ловит мышей.
- Писатели пишут книги.
- Молодцы ребята, не поймались на проделки хитрого лиса. И мы с вами можем продолжить дальше наш путь.
- Кого же следующего мы повстречали на нашем пути? Внимание на экран (видеообращение папы Джеппетто).
Текст видеообращения папы Джеппетто.
«Помогите! Моего сына Пиноккио украл злой кукольник! Соберите все пословицы и тогда глупенький Пиноккио сможет понять их смысл».
- На парте у каждого из вас есть конверт. В нем лежат пословицы. Но злой кукольник разрезал их на меленькие кусочки, чтобы Пиноккио не смог их прочитать. Давайте соберем их и прочтем то, что у нас получилось!
Задание 3. Работа в парах «Собери пословицы».
Необходимо из кусочков собрать пословицы и объяснить их смысл.
Пословицы.
- Где правда, там счастье.
- Ложь человека не красит.
- Правда всего дороже.
- Посмотрите кто к нам приближается! Это же злой кукольник Карабас! (Дети смотрят на экран. Видеообращение злого кукольника).
Текст видеообращения злого кукольника Карабас.
«Ха-ха! Попались! Вы – врунишки девчонки и мальчишки! Хотели выручить своего друга?! Как бы не так! Сначала выполните мое задание и я отпущу вашего друга! А не выполните, я и вас поймаю! Ха-ха!»
Задание 4. «Подбери синонимы».
- На доске слова «правда» и «ложь» и множество других слов. Сейчас каждый из вас по очереди будет брать слово и соотносить его по значению с одним из главных (правда или ложь).
Правда: истина, быль, действительность.
Ложь: обман, вранье, выдумка.
- Ребята! Мы справились с заданием злодея кукольника и он отпустит Пиноккио! Но теперь нам и самим нужна помощь, чтобы добраться до дома. Нам на помощь пришла прекрасная Голубая фея! (видеообращение Голубой феи).
Текст видеообращения Голубой феи.
«Дорогие мои друзья! Вы сегодня совершили подвиг и спасли маленького Пиноккио! Думаю, он никогда больше не будет лгать! Пиноккио и его папа вам очень благодарны! И за это я перенесу вас в ваш мир!»
5. Релаксация.
- Ребята закройте глаза. Расслабьтесь! Мы с вами летим над миром! Над прекрасными снежными горами, над первыми, пробивающимися сквозь лед ручейками! Совсем скоро появится нежная молоденькая травка, и мир вновь засверкает красками,… а мы с вами опускаемся на землю. Откройте глазки. Где мы? Мы с вами в нашем любимом классе. Пока мы с вами летели домой, прекрасная фея помогла очутиться дома и маленькому Пиноккио. Он очень вам благодарен за помощь и я уверенна, что Пиноккио больше никогда не будет врать!
- Ну что же, поверим на слово Пиноккио, ведь он теперь точно знает, чего стоит ложь! А я бы хотела проверить, что сегодня запомнили вы?
6. Рефлексия.
- Скажите, что такое ложь? Что такое правда?
- Хорошо ли врать? Почему?
- Почему нужно всегда говорить правду?
- Молодцы! Думаю, вы никогда не будете врать, как это делал Пиноккио. Посмотрите, что еще есть у вас на партах? Это смайлик. Но что с ним не так? (Д.: он белый и у него нет рта).
- Верно, посмотрите, он совсем бесцветный и у него нет рта! Я предлагаю вам взять цветной карандаш такого цвета, который соответствует вашему настроению (яркий, светлый – у вас хорошее настроение, вам все понравилось и вы довольны своей работой; темный – у вас плохое, грустное настроение и вам совсем ничего не понравилось).
Дети вывешивают на доску смайлики.
7. Подведение итогов.
- Что нового узнали на классном часе?
- Кого мы сегодня выручали из беды?
- Что плохое сделал Пиноккио?
- Вам понравился классный час?
- Ребята, спасибо вам! Мне очень понравилась ваша сегодняшняя работа на классном часу!