Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78» VIII вида
Классный час
«Ты и твои друзья»
2 класс А
Составитель:
учитель школы № 78
Борисова О.Н.
Новокузнецк
2009г
Тема: "Ты и твои друзья"
ЦЕЛЬ: воспитание нравственных качеств личности.
ЗАДАЧИ:
познакомить с понятиями “дружба”, “друг”, с правилами дружбы через их совместное составление; учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;
корректировать мышление, эмоционально-волевую сферу, развивать связную речь;
воспитывать положительные межличностные отношения.
ХОД
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Будем в школе мы учится
Это в жизни пригодится
2. Определение темы и цели классного часа.
- Вам интересно узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать.
- Никита, прочитай тему нашей беседы. ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ. Слайд 2
- О чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Да, сегодня мы поговорим о дружбе, о ваших друзьях, составим правила дружбы.
3. Основная часть. Беседа.
Что медведь шепнул на ухо?
(Индийская сказка)
Шли два друга лесом. Вдруг видят - медведь. Один в страхе забрался на дерево и спрятался в листве. Другой остался перед медведем без всякой защиты.
Упал на землю и лежит, словно мертвый. Подошел к нему медведь, обнюхал грудь, потом голову - нос и уши. Путник дух затаил, лежит не движется.
Медведь его обнюхал и оставил в покое.
Только медведь ушел, второй путник с дерева слез. Подбежал к приятелю:
- Что он тебе в ухо шептал?
- Ну, это не великая тайна. "Не водись с человеком, - говорит, - который при виде опасности думает только о себе, а друга в беде оставляет".
Вопросы:
1. Почему не стоит водиться с человеком, который думает только о себе?
2. Что нужно сделать, если с твоим другом вдруг приключиться беда?
Поэтому народная мудрость гласит: Друг - познается в беде. Слайд 2
- Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна.
А что, значит “дружба”, дружить? (ответы детей)
- Дружба – это понимание друг друга. Мы должны научиться понимать друг друга.
- А понять друга – значит прислушиваться к его словам, пытаться понять его чувства и настроение. Например, если ваш друг хочет побыть в одиночестве, вы должны понять его и уйти.
- Итак, сформулируем первое правило дружбы.
- Что в дружбе самое главное?
УЧИСЬ ПОНИМАТЬ ДРУГА. Слайд 3
- А кого мы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)
- Друг – это тот, кто помогает, переживает, волнуется о нас.
- А мы должны помогать другу? Вот послушайте рассказ Нины Павловой «На машине» Слайды 4-21
Мышка, Зайчик и Собачка сели на машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень.
Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит:
- А я машину подниму.
Стала поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит:
- Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать.
Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли!
Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.
Тут Мышка и говорит:
- А я камень в сторону столкну.
Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит:
- А давайте-ка, ребята, все вместе толкать.
Стали толкать все вместе.
Раз! - и столкнули камень в сторонку.
Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!
Вопросы:
1. Смогла ли мышка сама поднять машину и столкнуть камень?
2. Каким образом Зайчик, Мышка и Собачка справились со всеми трудностями, представшими на их пути?
3. Как нужно помогать друзьям?
- Поэтому второе правило дружбы: ПОМОГАЙ ДРУГУ. Слайд 22
- Молодцы. Всегда ли вы готовы прийти на помощь? Сейчас мы это проверим.
Вопросы :
Твой друг заболел, не ходит в школу. Как ты поступишь?
Друг получил двойку на уроке. Он плачет. Твои действия.
Ваш друг обзывает других людей. Что ты скажешь ему?
Я вам открою маленький секрет: нужно всегда поступать с другими так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.
- У вас есть друзья?
- Как вы обращаетесь к своим друзьям? (по имени)
- Значит третье правило: НАЗЫВАЙ ДРУГА ПО ИМЕНИ. Слайд 22
- Как вы общаетесь со своими друзьями? (вежливо)
- Сейчас я проверю, какие вы знаете вежливые слова. (ответы детей)
К сожалению, в нашем классе вежливые слова иногда убегают от нас.
В нашем классе чудеса, бывает, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте).
С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово … (извините).
Подарили вам портфель и ещё что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).
Это важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас всё, что захотите.
- Итак, как нужно общаться с другом? (вежливо)
- Поэтому четвертое правило дружбы: БУДЬ ВЕЖЛИВ. Слайд 22
- Послушайте рассказ Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
- Легко сломать?
Братья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:
- Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит!
Есть пословица созвучная этому рассказу
Веника не сломаешь - а прутья по одному все переломаешь.
- А как вы понимаете словосочетание: “жить в согласии”? (ответы детей)
(не ругаться, не ссориться, выполнять всё вместе)
- А с друзьями мы должны жить в согласии?
- Итак, мы сформулировали ещё одно правило дружбы: ЖИВИ В СОГЛАСИИ С ДРУГОМ. Слайд 22
- Своё хорошее отношение к другу можно выразить не только с помощью слов, но и жестов, мимики.
Надо улыбнуться другу, обнять его. Если плохо –успокоить, погладив его. (Дети показывают.)
4. Подведение итога.
- Я думаю, что и в классе у нас будут царить согласие, дружеская поддержка и взаимопонимание.
- Давайте вспомним какие правила дружбы мы с вами сегодня сформулировали”. (Повторяют правила.)
- Если вы будете стараться выполнять эти правила, то ваш друг вам обязательно скажет: “Как хорошо, когда есть друзья. Я тебя люблю. Ты хороший друг”.