а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:
Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей.
б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;
Ход проведения.
I. Вступительное слово куратора, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с обучающимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. ), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).
II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.
Задания-вопросы:
1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:
Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей.
б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;
Ход проведения.
I. Вступительное слово куратора, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с обучающимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).
II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.
Задания-вопросы:
1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.
Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)
2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)
3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)
4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)
5.Из какой знаменитой книги эти советы?
- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).
- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)
6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)
7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости. )
8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?
Все хлопает, Онегин входит.
Идет меж кресел по ногам…
9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.
«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.
III. Теперь мы проведем викторину и узнаем, кто лучше всех знает правила поведения.
1. Ты идешь с товарищем на улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).
2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как? (Кивнуть, махнуть рукой).
3. Вы часто встречаете человека, когда идете в колледж, но незнакомы с ним. Надо ли здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ним не знаком, обязательно).
4.Мальчик в автобусе сидит у окна, девочка - со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место? (Мальчик, а девочка или пересаживается к окну, или встает и пропускает маму с малышом).
5. Ты едешь с тренировки. На тебе теплый свитер; так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят бабушка и малыш с папой. Можно ли это сделать? (Нужно спросить разрешение у других пассажиров: «Вам не помешает, если я открою окно?»)
6. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил; однако, если вы звоните старшим, пусть конец разговору положат они).
7. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить «Будьте здоровы»? Что можно? (Лучше всего не обратить на это внимание).
8. Если тебе принесли завернутый подарок, можно его развернуть и посмотреть? Говорят, что если начинаешь сразу разворачивать, то показываешь свою жадность. (Надо развернуть, поблагодарить; гостю ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
9. На вечере мальчик приглашает девочку танцевать. Она отказывается. Он спрашивает: «Почему?» Что должна отвечать девочка? (Этикет разрешает девушке отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины).
10. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Нужно ли заклеивать конверт? (Нет, этим вы обидите друга, проявляя недоверие к нему).
11. Катя, Зина, Оля уселись во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Секретничать двум людям в присутствии третьего человека нельзя: он может подумать, что речь идет о нем или что ему не доверяют).
12. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нужна, не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Не следует огорчать человека, который хотел доставить вам приятное своим подарком).
13. Ребята часто берут друг у друга взаймы деньги и разные вещи. Составьте несколько правил одалживания, которым следуют воспитанные люди. (Брать взаймы надо только в случае крайней необходимости. Возвращать долг в точно указанный срок с обязательной благодарностью. Никогда не одалживать такие предметы, как расческа, мочалка, одежда - это негигиенично; не следует брать взаймы предмет, который легко может быть испорчен (кассету, пластинку); не полагается одалживать редкие и дорогие предметы, которые, в случае утраты или порчи, никакими деньгами не возместишь, например, редкую коллекционную марку, какую-то особенную фотографию, которая существует в единственном экземпляре (старинную книгу и т.д.)
Куратор: Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.
- В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег увидел среди них куратора я и вежливо сказал: «Здравствуйте, Елена Александровна». (Надо здороваться со всеми учителями).
- В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» Вошла Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; помочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книгу).
- Скоро в колледж. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра к нему пришли два брата-соседа и все не уходят. Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз).
- Лена и мама тщательно готовились ко дню рождения: жарили пирожки, пекли торт, купили мороженого и даже сделали молочный коктейль. Гости засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, быстро управились с угощениями. И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись. Мальчики в другом углу играли в шашки.- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом ушли и девочки. (Лена уделила много внимания столу и не подумала, чем займутся гости. Если бы мама не ушла, то она нашла бы выход из положения, помогла бы Лене объединить ребят).
- Пока отец брал билет в автобусе, сын захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал: ...Что он мог сказать? («Сын, не забыл ли ты, что мы с тобой мужчины?»)
- Подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы. Правильный ли это совет?
- Номерок лучше повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Согласны?
- Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это как зарядка, полезно для здоровья. Верно, ребята?
- Как только вы уселись на месте, начинайте хлопать. Ведь просто не справедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинается.
Не забудьте: вам с товарищем не так часто приходится просидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает громкая музыка.
Купите в буфете шоколадку, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколадку и конфеты под музыку?!
Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.
Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.
Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если ваше лицо в этот момент будет радостным, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.
Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.
Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Будь дипломатом: интересуйся как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»
В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость?
Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомься». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. А они смеются, что я 9 раз сказал: «Руслан». Как же тогда знакомиться? (Надо было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят).
Куратор: А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочках ставите + или — при ответе на вопрос.
Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом к родным запиской или по телефону?
Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки?
Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?
Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?
Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
У родителей свободный вечер. Они собираются в гости. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
- А теперь подсчитайте свой результат. Если у тебя одинаковое количество «+» и «-» , то ты правильно себя ведешь, если «-» больше, то тебе следует подумать над своим поведением.
III. Заключительная часть
- В заключении нашего классного часа хочется сказать:
- Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)
- В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)
- Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)