Муниципальное образовательное учреждение
«Клочковская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинский район Алтайский край
Классный час
"Права и обязанности детей"
1 класс.
Подготовила: Воробьинская Т.М.
учитель начальных классов
Цель
закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
формировать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
2. Игра «Имена».
Давайте мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя. Я начинаю первой.
3. Объявление темы и постановка цели занятия:
-Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
-А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
-Ваши имена записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает?
-Правильно, а еще то что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
-Сформулируйте тему нашего занятия.
Слайд.
-Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.
-Как вы думаете, где записаны наши права ? Кто их утверждал?
Сегодня право детей на жизнь закреплено в государственном документе Конституция , Конвенцией о правах ребенка.
-Как вы думаете, что такое «право»?
-Какие права ребенка записаны в документах?
Слайды «Права ребенка»
4. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
Слайд.
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.
Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?
Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.
Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.
Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино, принадлежащего ему имущества.
5.Игра «Найди ответ» Слайд
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
6. Физминутка . Игра «Встретимся с друзьями!»
Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки - найдут друзей.
7. Анализ ситуаций
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
1ученик: Никита, ты уже который день не можешь выучить стихотворение!
2 учение: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Никита должен был выучить стих?
1 ученица: Лера, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
2ученица: Кристина, ты не имеешь права эксплуатировать человека.
-Кто прав? О чём забыли ребята? (об обязанностях)
8. Обязанности.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
Слайды «Обязанности ребенка»
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
9. Тест: Слайд
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
10. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои . Уважай чужие права!
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности.
А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!
11. Рефлексия
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
1 - й у ч е н и к .Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учеба - очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
2 - й у ч е н и к . К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
1 - й у ч е н и к . Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2 - й у ч е н и к . Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3 - й у ч е н и к .Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.
Добросовестно учись.
Соблюдай дисциплину
Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
Литература
1. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3 – 2002.
2. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»: Книга для учащихся начальных классов – М.: «Вита-пресса», 1995.
3. Газета «Классное руководство и воспитание школьников» № 8 – 2007.
4. www.ysp.ru/proj/program/cgref.htm Историческая справка и основные положения Конвенции о правах ребенка