Тема: « Я знаю свои права. Права и обязанности детей в семье»
Цель: 1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.
2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.
3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения
практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Ход классного часа:
Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!
Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.
(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:
- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)
- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?
(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).
- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.
Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).
- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).
- А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
«Как хорошо, что есть такое слово.
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была б холодной и грустной.
Не было б любви, семья не смогла б родиться.
Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.
Не было б любви, несчастными были бы люди.
Если бы.
Если бы на Земле не было любви!»
- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)
- Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).
- Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).
- Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.
Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
- Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.
- Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете, выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации. Работаем в парах.
Задания для работы в парах:
1). С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это - право ребенка
…………………………….............
2). Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы решили, что это право ребенка ……………………………………………………………………………… .
3). Подарить ребенку жизнь
Маме с папой (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право ребенка на ........
4). Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на ………………………………………………………………………….
5). Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право на …………………………………………..
(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, дети выбирают подходящие к своим заданиям).
Права ребенка в семье
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз быстро повторим и запомним.
- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)
Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.
- А сейчас я вам хочу рассказать одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно. Послушайте, пожалуйста.
«К остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, отвернулась и ничего не сказала».
- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях). А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов на мониторе и на доске выставляется таблица.
Обязанности ребенка в семье
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
- Теперь давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Доказываем и если есть, соединяем их стрелками (на доске).
Коллективное обсуждение проблемы.
- Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).
- Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.
- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).
-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста учителем). Рассказ «Сыновья»