Классный час « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» 4 класс. Лисенко М.А., учитель начальных классов, МКОУ Нежинская средняя общеобразовательная школа, Волгоградской области.
Очень важно помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности», воспитать уважение к правам других, развить этические чувства. В статье представлен сценарий классного часа по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» »
Жирнова М.А. (280-936-561).
Классный час « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» 4 класс.
Планируемый результат мероприятия:
-выполнять свои обязанности и пользоваться своими нравами в повседневной жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
• пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
• формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
Сценка «ИГРА» - Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков. - После уроков ребята решили поиграть. Сергей: Давайте поиграем
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут — а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
-Имеют ли право ребята заставить Сашу?...
-Обязан он им подчиняться? ...( Заслушиваем точки зрения.)
3. Объявление темы и постановка пели занятия.
-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности»)
-Как вы понимаете, что такое право? ...
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ....(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция • это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,
-В Конвенции 54 статьи.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.
4. Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)
-Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.
-Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые...).
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на защиту от эксплуатации и насилия.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство.
Право на защиту своих прав.
-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
5.Практическая часть классного часа.
1. Игра «Какими правами пользуются герои вашей книги?». (Команда выбирает книгу): -Чуковский К. «Айболит»;
-Толстой Л. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; -Крылов И. А. «Стрекоза и муравей» Толстой Л.Н. «Филиппок».
2. Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции (Соедините - задание с правильным ответом)
Козлята... «Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно».
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, пенку топить, кашу варить».
Маша:... «Не имеешь права меня эксплуатировать».
Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем»,
Серая Шейка:...«Не имеешь права лишать меня жизни».
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Герда... «Не имеешь права лишать меня имущества».
3.Викторина «Нарушение прав литературных героев», команды получают комплект книг.
-Выберите из своего комплекта:
В какой сказке нарушено право на жизнь? на личную неприкосновенность
У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?
3) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Героини каких сказок страдают от вмешательства в личную жизнь?
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? Вывод:
Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их нрава /кто-то нарушал их права)
-Какой вывод можно сделать?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)
-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено па воспитание уважения к правам другого человека.
-Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.
6. Обязанности. Анализ ситуаций.
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Дима должен был выучить стих?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
-Кто прав?
-Почему... Настя должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях)
-Какие права и обязанности есть у учеников в школе?
- И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности?
-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»
-Какие же у вас есть обязанности?
7. Работа в группах.
-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
-Обязанности: - слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
-получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
-соблюдать правила поведения в школе,
-Давайте повторим некоторые из них:
1 .Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
Не пропускай занятия без уважительной причины.
Аккуратно веди свой дневник 5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
11. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет. .
8.Давайте подведём итоги:
-В каком международном документе записаны права детей?
-Какой организацией он был принят?
Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй....)
-А ещё? (Уважай чужие права! ...)
-Закончите, пожалуйста, предложения:
-В школе я дожжен…
-В школе я имею право на…
-Дома я должен…
-Дома я имею право на…
-На улице я должен…
-На улице я имею право на…
-Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей).
-Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами?
-Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
Вывод: Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
- И в подарок календари.
-А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)
-Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)