Цель: формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, сочетающих в себе патриотические качества, гуманное отношение к миру.
Задачи:
1.Способствовать пониманию роли подвига детей в годы ВОВ.
2.Задуматься об отношении к историческому прошлому нашей Родины.
3.Развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происхо-дящих в государстве и обществе.
4.Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности.
Форма проведения: классный час.
В ходе проведения мероприятия освещается тема участия детей в работе тыла, в военных действиях. Для музыкального сопровождения взяты песни, связанные с фрагментами сцен.
В ходе классного часа демонстрируется презентация о жизни детей во время ВОВ, их повседневном подвиге. Использутся стихи, сценки, песни, связанные с тяжёлыми годами в жизни нашей страны. Дети комментируют воспоминания о тех тяжёлых годах своих бабушек, дедушек. Руками детей создана стена памяти, где представлены фотографии тех, кто жил в эти страшные годы. Все эти люди до сих пор живы и до сих пор со слезами на глазах вспоминают те страшные дни. О жизни детей той поры Василенко Александра сочинила стихотворение, которое назвала "Зачем нужна война?"
Зачем нужна война.
В глазах девчонки смерть и ужас
От страшных дней войны.
Глаза девчонки семилетней
Любви и нежности полны…
Она не знает слова папа –
Его убили в той войне.
Она не помнит слова мама –
Она сгорела в том огне.
И, пережив в войну бомбёжки,
Она осталася одна.
И стали худенькими ножки,
И как былиночка она.
Она почти не помнит мира,
Когда покой и тишина.
Она наесться хочет хлеба,
Чтобы была она сыта.
Ни стона, ни мольбы, ни крика…
Всё стерпит детская душа.
Но только, Господи, скажи нам,
Бондарева ольга спела песню "Дети войны
Зачем, зачем нужна война?
Бондарева Ольга очень красиво и душевно спела песню "Дети войны". Минутой памяти почтили всех тех, кто погиб в эти страшные годы.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
На маленьких огоньках ребята сделали надписи, свидетельстующие о том, что нужно делать в будущем, чтобы сохранить мир.
В конце мероприятия классный руководитель подвела итог.
- Сегодня мы с Вами живём в мирное время, и нам, взрослым, хочется, чтобы так было всегда, чтобы сияли и горели Ваши ясные глаза, чтобы Вы всегда улыбались, чтобы Вы не знали горя, страдания. И закончить наш классный час мне хотелось на позитивной нотке – видеороликом «Мир детям» с Вашими фотографиями, где Вы улыбаетесь, где Вы счастливы. И, конечно же, я надеюсь, что так будет всегда.
В память о классном часе каждый получает вестник "Дети войны", посвящённый теме мероприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Дети войны". »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Классный час
"Дети войны"
Подготовила и провела:
Олейник Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
С. Чугуевка
2014 г.
Цель: формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, сочетающих в себе патриотические качества, гуманное отношение к миру.
Задачи:
1.Способствовать пониманию роли подвига детей в годы ВОВ.
2.Задуматься об отношении к историческому прошлому нашей Родины.
3.Развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происхо-дящих в государстве и обществе.
4.Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности.
Форма проведения: классный час.
В ходе проведения мероприятия освещается тема участия детей в работе тыла, в военных действиях. Для музыкального сопровождения взяты песни, связанные с фрагментами сцен.
1. поиск материала по теме, музыкального сопровождения и подбор стихотворений, сценки;
2. компоновка собранного материала и оформление;
чтение произведений и разучивание стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне;
изготовление вестников, огоньков, плакатов.
Дата и место проведения: 19 ноября 2014 год, кабинет №2 МБОУ СОШ №2.
Количество участников: коллектив учащихся в составе 20 человек.
Ход мероприятия:
На доске тема и эпиграф классного часа.
«Дети войны».
У войны не детское лицо.
Звучит легкая инструментальная мелодия. Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.
Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!
Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?
Лера: Да вот здесь. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.
Поля: Написано Мемуары.
Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем.
Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.
Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.
Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей войну.
Ксюша: Ого! Да здесь же целая жизнь. Слушайте!
Танец в исполнении девочек класса «Дети войны». Одновременно идёт просмотр видеоролика «Дети войны».
- Здравствуйте, уважаемые гости, учителя нашей школы и, конечно, ребята. Сегодня мы вспомним с Вами тех, кому выпало родиться в несчастливое для нашей страны время, время ВОВ. Мы не ставим сегодня цель рассказать о каких-то конкретных исторических лицах, о конкретных именах. Сегодня мы вспомним всех тех малышей, детей, подростков, которые погибали и выживали в эти страшные годы. Кто они? Как сложилась их судьба?
Презентация «Детство, растоптанное войной».
- Вдумайтесь в эти цифры… Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Около миллиона детей остались без родителей.
Чтение стихотворения Хакимовым Данилом.
Б. Копалыгин «ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЛДАТА»
Разнёсся слух среди ребят, Что в детский дом пришёл солдат. А это значит — наконец Счастливым станет кто-то. На сто ребят один отец Домой вернулся с фронта. И защемило сто сердец: А вдруг — ко мне! А вдруг — отец!
Егорка год уже носил В кармане похоронку — И тот, я вижу, припустил За всей гурьбой вдогонку. Ахмет толкал кого-то в бок, Застряв между столами, И я в толпе, как только мог, Торил проход локтями. А он всего-то был один Из сотни нас счастливый сын…
К нам от ворот спешил солдат Широкими шагами И на ходу толпу ребят Прощупывал глазами. С какой тревогою по нам Тот взгляд святой метался, По всем прошёлся пацанам И… И не задержался…
Но, громыхая по крыльцу, За дедом-хлеборезом, Серёжка Кравченко к бойцу Вдруг застучал протезом. И через столько злых годин Тревог, разлук, бомбёжки Впервые крикнул: — Папка! — Сын. А тот: — Сынок! — Серёжке.
Солдат прошёл огонь и дым. Окопы и тревоги. Солдат остался невредим, А вот сынишка перед ним. Серёжка… Одноногий. К глазам передник поднесла Наш повар тётя Настя И почему-то назвала Всё это словом — Счастье!
- Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну. Во время подготовки к классному часу вы легко откликнулись на мою просьбу о создании ленты благодарности, которую мы создали из фотографий тех, кто является ребёнком войны. Большинство из них ещё живы, и в их памяти также живы воспоминания о тех страшных годах войны.
- Рассмотрение ленты памяти, созданной руками детей. Краткий словесный обзор фотографий, висящих на стене памяти.
О своей бабушке, чья фотография висит на стене памяти, рассказывает Шинкаренко Анастасия:
Мою бабушку зовут Александра Александровна. Она родилась в 1937 году. Когда началась война, ей было 4 года. Но она до сих пор помнит во всех деталях те страшные годы. Когда закончилась война, ей было 9 лет. В её семье было 8 человек: двое взрослых и 6 детей, включая её. Сначала на фронт забрали бабушкиного брата Анатолия. Ему ещё не было 17 лет. Он в первый же год войны погиб. Потом отцу пришла похоронка на сына, и он ушёл мстить за своего ребёнка. Осталось пятеро детей и мать. Они все стали работать в колхозе. У них были корова и коза. Они должны были каждый день сдавать в колхоз молоко, но потом корову кто-то отравил. Сдавать стало нечего. Позже пришли и отобрали козу. Поэтому они остались без еды и работы. Поэтому выживали как могли. Начали делать оладьи из цветов клевера. Собирали замёрзшую картошку и ели её. Так и жили всю войну и ещё несколько дней после войны, которые были самыми голодными.
После войны бабушка пошла в школу. По-прежнему все голодали. Носить было нечего. В городе жить было проще, потому что там по карточкам выдавали хлеб. Некоторых людей зимой отправляли в город. Там они покупали хлеб и морозили его. А когда приезжали домой, то размораживали и ели его. Летом собирали ягоду, грибы. Лакомством считался сахар. Очень редко этот маленький кусочек камешка оказывался на столе. Сначала откусит один, потом другой, и так по три раза.
Сейчас моей бабушке 77 лет. Она добрый и чуткий человек. Пережив войну, она ценит и любит жизнь.
А теперь о своей бабушке, чья фотография также висит на стене памяти, расскажет Чурганов Николай:
Мою бабушку зовут Чурганова Татьяна Сергеевна. Она 1927 года рождения. Сегодня ей исполняется 87 лет. Она ветеран труда. Бабушка воспитала семерых детей. Когда ей было 14 лет, началась война. Она вместе со взрослыми работала: колола, пилила дрова, чтобы паровоз мог возить военные грузы. Было голодно, вместо супа варили лебеду, конский щавель, липовые листья. Моя бабушка получала хлебные карточки, так как работала на железной дороге. Она получала 650 граммов хлеба. Обуть было нечего, ходили в лаптях. Бабушка говорит, что сейчас люди живут хорошо, ездят на машинах, хлеба едят вволю, в магазинах есть, что одеть и обуть. Не дай Бог, чтобы повторилось военное время. Когда бабушка мне всё это рассказывала, она плакала, вспоминая это трудное время.
- Биографии этих людей бесценны, потому что, глядя на наших бабушек и дедушек, мы не можем быть хуже, мы не можем подвести тех, кто помогал одерживать победу в войне. Эти люди живут среди нас, и сейчас мы в ответе за их жизнь. Мы любим, знаем этих людей, мы встречаемся с ними, учимся у них добру, милосердию. Такими людьми являются Надежда Яковлевна Голобурдо и Сергей Иннокентьевич Шиш. Мало того, Надежда Яковлевна когда-то работала в нашей школе, о ней до сих с благодарностью говорят её прежние ученики. Также мы прекрасно знаем Сергея Иннокентьевича Шиша, с которым мы неоднократно встречались. Эти люди, пережив войну, ценят жизнь и остаются удивительно позитивными людьми. Я предлагаю Вам просмотреть небольшой видеоролик о военной жизни этих людей, в создании которого многие из Вас приняли непосредственное участие.
Просмотр видеоролика.
- Ребята, скажите, а что самое страшное на войне? (ответы детей)
- Да, самое страшное на войне – это смерть, и к ней невозможно привыкнуть.
- Сценка в исполнении ребят класса.
Мать. Мой мальчик, как долго тебя я ждала! И вдруг я услышала зов Победы. Я уж на стол всё собрала, Я жду тебя, а тебя всё нету. Слетела давно вся пыль с черёмух. Мой мальчик, ты где потерялся? Наш дом уже полон друзей и знакомых, Ты только один остался.
Сын. Мама, ты знаешь, я виноват, Я виноват перед тобой. Я собирался вернуться назад, И вдруг тот последний бой. Бой уже после войны, Но фрицы не знали этого. Нервы у всех оголены, Наверно, я пал поэтому. Я умер, мам, прости меня, Постой за меня у калитки. И если мальчишки придут,
Скажи им, что я не струсил.
Мать. Мой мальчик, не уходи, постой! Давай мы выберем путь другой. Другой пусть умрёт в том последнем бою, Пусть он оставит любовь свою.
Сын. Ах, мама, другой- ведь мне он брат, Он также ни в чем не виноват. Раз выпало пасть мне в последнем бою, Так я унесу любовь свою. Прости меня, мама!
- Язык цифр скуп… Но все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве этой войны по 1 минуте молчания, то нам пришлось бы молчать примерно 26 миллионов минут – это 49,5 лет!!!
- Сегодня я предлагаю почтить минутой молчания тех, кого замучили, расстреляли, сожгли и заживо погребли, кого не пощадила война. В честь памяти 13 миллионов детей, погибших на войне, давайте зажжём свечу памяти и почтим их минутой молчания.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
- Спасибо всем. Пока мы помним этих людей, они живы. А, значит, мы не должны забывать и о самой войне, чтобы знать, к чему она может привести. Чтобы узнать, что вы думаете о войне, я предлагаю Вам по группам составить синквейн, в основе которого будет слово война. На столах вы видите разноцветные листы, которые я предлагаю Вам выбрать для создания своей работы в зависимости от тех чувств, которые Вы испытываете к детям войны:
Красный – гордость.
Оранжевый – слезы.
Синий – равнодушие
Во время работы над синквейном, Оля Бондарева исполняет песню «Дети войны».
Защита синквейнов.
- Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство—счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения… Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы... Скажите, а мы с Вами можем что-то сделать, чтобы сохранять мир? (Ответы учащихся)
- Самое главное, что Вы можете – это сохранять память в своих душах, сердцах. И, может быть, стихотворения собственного сочинения тоже являются этими добрыми делами.
- Выступление Василенко Александры со стихотворением собственного сочинения.
Зачем нужна война.
В глазах девчонки смерть и ужас
От страшных дней войны.
Глаза девчонки семилетней
Любви и нежности полны…
Она не знает слова папа –
Его убили в той войне.
Она не помнит слова мама –
Она сгорела в том огне.
И, пережив в войну бомбёжки,
Она осталася одна.
И стали худенькими ножки,
И как былиночка она.
Она почти не помнит мира,
Когда покой и тишина.
Она наесться хочет хлеба,
Чтобы была она сыта.
Ни стона, ни мольбы, ни крика…
Всё стерпит детская душа.
Но только, Господи, скажи нам,
Зачем, зачем нужна война?
- Сейчас мы посмотрим, какие добрые дела можете сделать Вы, чтобы горел и не гас в нашей душе Вечный огонь. (Ребятам предлагается написать на огоньках свои добрые дела во имя мира на земле).
После каждый выходит к доске и крепит свой огонёк к плакату «Вечный огонь», комментируя написанное.
Заключение. Сегодня мы с Вами живём в мирное время, и нам, взрослым, хочется, чтобы так было всегда, чтобы сияли и горели Ваши ясные глаза, чтобы Вы всегда улыбались, чтобы Вы не знали горя, страдания. И закончить наш классный час мне хотелось на позитивной нотке – видеороликом «Мир детям» с Вашими фотографиями, где Вы улыбаетесь, где Вы счастливы. И, конечно же, я надеюсь, что так будет всегда.
В память о классном часе каждый получает вестник, посвящённый теме мероприятия.
Использованная литература:
«Сценарии и репертуар» № 6 - 2007.
Журнал «Начальная школа», № 3 – 2000г, с. 92 – 97.
Егорова В.В «Дети и война. Все для фронта, все для победы»
Сценарии школьных праздников / Автор – составитель С. А. Шин. – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. - 384 с.
Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185 с.
Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Изд - во «Экзамен», 2009. – 318 с.
Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы. РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2006.