Классный час на тему "Профилактика экстремизма в молодежной среде "
Классный час на тему "Профилактика экстремизма в молодежной среде "
Классный час
Профилактика экстремизма в молодежной среде
Цели проведения:
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
Вид мероприятия : круглый стол
Форма проведения : индивидуальная, коллективная, групповая
Методы : практические, наглядные
Обоснование выбора темы: открытый классный час
Оформление : таблицы с высказываниями
Оборудование: тесты, анкеты, кластеры
П лан проведения классного часа :
I. Вступительное слово учителя
II. Понятие «Религия»
III.Понятие «Экстремизм»
IV.Фильм «Казахстан будет бороться с религиозным экстремизмом и терроризмом»
V. Выступление учителя истории
V I. Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит.” (все ответы записываются на доске).
V I I. «Выбор фигур»
V III. Проверь насколько ты толерантный. (тест)
I X. Результаты анкетирования Рекомендации. (психолог)
X. Изложение принципов
X I. Творческое задание.
Заключение
Ход классного часа:
I. Разминка
Цели: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе ;
Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Необходимое время: 10 минут.
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Аделя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Аделя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Мы все разные и в этом наша самая большая ценность. Мы все разные кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом, но нам хорошо вместе. Вы нам нужны !
II - Здравствуйте, Уважаемые гости, коллеги и учащиеся. Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в который человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав который, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби».
И вот сегодня, чтобы помочь Вам, ребята, понять, где правда, а где ложь мы и собрались за этим круглым столом. Я хочу начать кл час словами
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, своё.
И нет планет, похожих на неё.
Е. Евтушенко
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Профилактика экстремизма в молодежной среде " »
27.11.14
Класс:11б
Проверила : Куталиева Л.З
Классный час Профилактика экстремизма в молодежной среде Цели проведения: Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. Вид мероприятия : круглый стол Форма проведения : индивидуальная, коллективная, групповая Методы : практические, наглядные Обоснование выбора темы: открытый классный час Оформление : таблицы с высказываниями Оборудование: тесты, анкеты, кластеры П лан проведения классного часа : I. Вступительное слово учителя
II. Понятие «Религия»
III.Понятие «Экстремизм»
IV.Фильм «Казахстан будет бороться с религиозным экстремизмом и терроризмом»
V. Выступление учителя истории
V I. Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит...” (все ответы записываются на доске).
V I I. «Выбор фигур»
V III. Проверь насколько ты толерантный. (тест)
I X. Результаты анкетирования Рекомендации. (психолог)
X. Изложение принципов
X I. Творческое задание.
Заключение
Ход классного часа:
I. Разминка
Цели: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе ;
Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Необходимое время: 10 минут.
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Аделя , выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Аделя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Мы все разные и в этом наша самая большая ценность . Мы все разные кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом, но нам хорошо вместе. Вы нам нужны !
II - Здравствуйте, Уважаемые гости, коллеги и учащиеся. Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в который человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав который, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби». И вот сегодня, чтобы помочь Вам, ребята, понять, где правда, а где ложь мы и собрались за этим круглым столом. Я хочу начать кл час словами
Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы – как история планет. У каждой все особое, своё. И нет планет, похожих на неё. Е. Евтушенко
III .Ребята, прежде чем, начать беседу, я хочу спросить, а что такое религия? Слушается мнения учащихся.
Мозговой штурм на экране появляются слайды о религии Религия, как учение , проповедует общечеловеческие ценности , пробуждает в человеке добрые чувства , вызывает в нем стремление к совершенству. Как духовный наставник, она помогает правильно строить свои отношения с другими людьми, воспитывает уважение ко всему, что окружает человека на земле.
В Республике Казахстан с 1992 года действеут Закон «О свободе вероисповеданния и религиозных объединений», который регулирует у нас в стране религиозных отношений. Он послужил фундаментом для строительства суверенного Казахстана.
Государство закрепило равенство всех религий перед законом, право граждан на свободу вероисповедания , гарантировало защиту религиозных убеждений.Его принятие поставило нашу республику на одну ступень с ведущими странами мира по степени решения религиозного вопроса.
IV.Слово учителя : Однако , сегодня общество обеспокоено тем, что свобода религиозных убеждений в нашей стране иногда используется экстремистами в целях разрушения достигнутого общественного согласия и единства . Первыми жертвами политического обмана со стороны экстремистов , маскирующихся религиозными учениями , становится молодежь, в которой пытаются сформировать ложное представление о поведении верующего и подтолкнуть к совершению преступления.
Составление кластера учащимися и родителями «Экстремизм» , «Облик экстремиста»
Слайды :Экстремизм более сложное понятие и терроризм может быть составляющим экстремизма.
Экстремизм- это приверженность к крайним взглядам и мерам, действия или деяния направленные на насильственный захват власти и ее удержание, а также смену конституционного строя различными способами, в том числе и применением террористических актов.
Религиозный экстремизм - это когда люди используют религию в своих целях , для подавления и установления власти над другими людьми, либо навязывают насильно и насаждают свою религию.
В Законе Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» религиозный экстремизм определяется как действия, преследующие своей целью «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопамности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».
Проявление экстремизма разнообразно: Крайнее проявление экстремизма- терроризм. На самом деле экстремисты и террористы прикрываются религиозными лозунгами. Ни одна религия на земле не призывает к насилию и не оправдывает терраристические акты.
ЭКСТРЕМИЗМ — склонность и приверженность личности или группы к крайним взглядам или действиям. Экстремизм вырастает на почве переоценки личностью своего *Я*, роли и заслуг группы, утраты ими реальною понимания обстановки. Экстремизм свидетельствует о пренебрежении к нормам общественного поведения, о готовности использовать насильственные меры для удовлетворения своих интересов и потребностей. Экстремизм встречается в международной политике, в борьбе за власть между разными партиями одной страны.
Религиозный экстремизм –это приверженность части верующих крайним взглядам в вопросе того, как они должны влиять на общество
“Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена “.
Терроризм- любое действие, ведущее к устрашению людей, объединённых по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку, достижение какой либо цели (политической, религиозной) путем насилия, таких как причинение смерти заложников, нагнетания страха в обществе, диверсии с большим количеством жертв. Террор - страх, ужас.
V .Фильм «Слепая вера»
Каковы причины возникновения экстремизма ? (слушаются ответы учащихся)
Учитель истории
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
1. большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями
2. нарастание социальной напряженности.
3. снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей
4. бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп.
Хочу обратиться к родителям
- Вспомните, как ваши дети в детстве переживали обиды?
- Из-за чего они огорчались?
- Кто проявлял к ним жалость и сострадание в трудную минуту?
Учитель: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
V I. Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит...” (все ответы записываются на доске).
Учитель:Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.
V I I. «Выбор фигур»
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
Выберите фигуры
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…
V III Тест. Проверь насколько ты толерантный. (приложение)
. I X. Результаты анкетирования Рекомендации. (психолог)
Психолог школы проводила в классе анкетирование «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?» Прочитав ваши ответы мы убедились - Как видите, многие из Вас подвержены чужому мнению, это значит, что Вы в большинстве случаев, вместо того, чтобы подумать руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься Вам от миссионеров - вербовщиков, которые пытаются воспользоваться Вашей неопытностью, молодостью и доверчивостью.
Примите во внимание следующие рекомендации, которые обезопасят вас от воздействий ложных учений, проповедующих беззаконие и насилие :
1.Избегайте общения с незнакомыми людьми на улицах, общественных местах
2.Предложенную религиозную литературу постарайтесь не брать, а если все же она у вас оказалось, то обязательно покажите ее родителям, педагогам, психологам
3.Если вас приглашают незнакомые люди посетить их собрания, откажитесь, иначе вы делаете шаг в неизвестность
4.Не оставляйте незнакомым людям свой адрес, телефон, данные о себе .
Помните , что это секретная информация.
5.Если вас интересует какой- либо вопрос о религии духовной жизни, обратитесь к родителям, педагогом психологам, библитекарю. Но данными правилами нельзя ограничиться, нужно также самому человеку понимать и помнить, что такие объединения являются реальной опасностью, и могут причинить непоправимый моральный вред человеку.
X. Изложение принципов
Перед вами находятся шесть шляп разного цвета . Исходя из цвета шляпы вы будете представлять свои впечатления и мысли об экстремизме.
Белая шляпа . Изложите основные факты и ключевые моменты, не комментируя и не давая личной оценки.
Красная шляпа . Выразите свое отношение к полученной информации. Какие чувства возникли у вас в ходе
Черная шляпа . Изложите основные факты, используя только позитивное отношение к информации
Зеленая шляпа . Передайте содержание и выразите свое отношение к информации в творческой форме.
Синяя шляпа. К какому выводу вы пришли ? Обобщите высказывания других шляп.
X I. Творческое задание.
- Ребята, у вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут ваши улыбающиеся лица. (Звучит музыка «дети Земли»)
Заключение. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере. Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.
Мы в очередной раз убеждаемся в мудрости казахского народа и его президенте Нурсултане Назарбаеве, благодаря которым в нашей стране никогда не было конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе. Казахстан никогда не поддерживал какие-либо конфликтующие страны, исходя только из этнических или религиозных соображений. В Казахстане никому не позволено оскорбление национального или религиозного достоинства под прикрытием «свободы слова».
На съезде неоднократно подчеркивалось , что казахстан –единственная страна, на территории которой не было пролито неодной крови по религиозному принципу, что религиозная нетерпимость и уважение – не просто «визитная карточка» страны, а уникальная многовековая социальная модель , сформированная в казахской степи и сохранившаяся до наших дней.
Выступая на форуме Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил : «Никто не вправе забывать известную истину : Создатель –один, Вселенная –одна, небо безбрежно, а значит , всем нам –как детям одного отца и одной матери – завещано жить в мире и согласии друг с другом »
Приложение 2
Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/
Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность.
Отвечать быстро, не задумываясь.
1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:
а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;
б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а/ да; б/ нет.
3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:
а/ да; б/ нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?
а/ вам всегда это трудно сделать;
б/ сравнительно легко.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:
а/ да; б/ нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция: а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам; б/ рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.