Мероприятие по профилактике экстремизма в молодёжной среде.
Составитель:
Малюкова Анна Сергеевна
Воспитатель
ГКС/К/ОУ «Специальная(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
№ 5 VIII вида» с. Сенгилеевского
Тема: Молодежные субкультуры.
Цель:
Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоциальные и асоциальные неформальные молодежные объединения.
Ход беседы.
Нередко мы сейчас слышим такие слова: скинхеды, хиппи, панки и так далее. Некоторые задумываются, некоторые нет: «Ведь меня это не касается». Но все мы встречаем на улице странно одетых молодых людей, со странными прическами и манерой поведения. Они всегда вызывают чувство опасения и дискомфорта, от них ожидаешь чего - то нехорошего.
Я считаю, что каждый человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями. Разбираясь в субкультурах, поймете, кого нужно бояться и обходить стороной, к кому не надо попадать во влияние, а с кем наоборот, очень интересно общаться. В каждой субкультуре бывают разные люди. Кто-то плохой, кто-то хороший, кого-то заставила жизнь стать частью андеграунда, а кто-то пошел туда намеренно. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…
Давайте рассмотрим историю каждой группировки, и узнаем, что несет каждая группировка, положительное или отрицательное для юного поколения.
Субкультура (культура части общества, отличающаяся от общепризнанной по ряду признаков) имеет, на мой взгляд, древнейшие корни. В одной из египетских гробниц был найден папирус, в котором 2 тысячи лет назад некто жаловался на то, что молодежь стала носить странную одежду, петь другие гимны. Субкультура, следовательно, древняя составная часть человеческого социума. Сам термин “субкультура” ввел в социологию американский социолог Дэвид Райзмен в 1950 г., термин подхватили, развили и обогатили Хэблидж, Мафессили, Дольник. В СССР использовался термин “неформалы”, сейчас иногда используют понятие “тусовка” и его производные.
Чаще всего субкультура возникает из общности вкусов и пристрастий, т.н. фэндом – фанатство – в музыке, хобби, спорте. Для определения “свой-чужой” используется стиль в одежде, прически, слэнг, атрибутика, манера поведения. Для популяризации идей используются Интернет-сайты, магазины, клубы, видеоигры и т.д. На базе молодежных субкультур процветает большой бизнес: мода, косметика, кино, журналы, видеоигры.
Так в чем же состоит проблема, есть ли пути ее решения, каковы они? Проблема любой молодежной субкультуры, на мой взгляд, состоит не столько в ее противостоянии обществу, а в том, что она произрастает на самом дорогом для нас – на наших детях, на подрастающем поколении.
Хорошо, если повзрослев, они сбросят “шибори”, снимут металлические цепи, смоют нелепую раскраску и вместе с тем примут отвергаемые прежде общечеловеческие ценности. Хуже, если увлечение негативными, деструктивными идеями не пройдет бесследно для подростковой психики, оставят грубый рубец на душе, а то и вовсе искалечат ему жизнь.
В своей презентации я попыталась в краткой форме дать сжатые характеристики нескольких молодежных субкультур, осветить их отрицательные стороны и положительные (если таковые имеются).
ХИППИ
Философия и субкультура, возникшая в 60-х годах 20 в. в США. Первоначально протестовали против пуританской морали. Основной принцип – ненасилие (ахимса). Использовали лозунг “ Flower Power” –сила цветов, поэтому их называли “дети цветов”.
Старый микроавтобус “Фольксваген”, раскрашенный с стиле “Flower Power” - один из символов движения хиппи. На таких автобусах группы хиппи разъезжали по маленьким американским городкам и шокировали жителей внешним видом и нестандартными выходками.
Хиппи носили длинные волосы, в их одежде преобладали этнические элементы , костюмы из текстиля в стиле “шибори”, яркие, броские цвета. Увлекались медитацией, восточными религиями, иногда проповедовали вегетарианство. Употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД) якобы для просветления духа. Жили в общинах, придерживались теории “свободной любви.
Хиппи верит, что человек должен быть свободным. Достичь свободы можно, изменив изнутри душу. Красота и свобода тождественны друг другу. Все, кто разделяет эти взгляды, образуют духовную общину. Духовная община – идеальная форма общежития. Инакомысляшие – заблуждаются.
Основной символ хиппи “пасифик” – символ мира. По одной версии, круг означает запрет, знак внутри – ракета, которую надо уничтожить, запретить. По другой – это отпечаток лапки голубя, символа мира и спокойствия. Третья теория гласит, что круг – это древнеегипетский символ солнца, а внутри находится древняя руна.
Если руна повернута вверх, это знак силы и мощи, если повернута вниз, то знак спокойствия и умиротворения.
“Олдовые хиппи” … Внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, легкое отношение к жизни, культовая музыка (Rolling Stones, The Beatles)
Внешняя атрибутика: плетенные из бисера “фенечки” разных цветов и узоров, означающие добрые пожелания, обозначения музыкальных пристрастий и жизненной позиции…
СКИНХЕДЫ
Молодежная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Их деятельность носит крайне экстремистский характер. Возникла в Великобритании в 80-х годах 20 в. Считали себя солдатами Священной расовой войны (Racial Holy War) , борющимися против “недолюдей” – евреев, цыган, негров (неарийцев), а также наркоманов, гомосексуалистов и левой молодежи
В России движение началось на рубеже 90-х годов после распада СССР, приняло экстремистскую направленность.
Особый культ у скинхедов существует вокруг личности Гитлера и других деятелей нацистского движения. Национализм в идеологии скинхедов уступает идеям расового превосходства – идентично идеологии НСДАП, где раса считалась важнее нации. Проявляют интерес к германо-скандинавской мифологии и язычеству. Скинхеды – сторонники крайне жестоких мер и насилия по отношению к “неарийцам”.
Традиционный образ скинхеда сформировался с учетом милитаристского стиля: бритая наголо голова или очень короткая стрижка, синие джинсы, черные футболки или коричневые рубашки,-поло, темные куртки “бомберы” или “штурманы”, тяжелые, высокие ботинки (Dr . Martens, Grinders ) черные с белыми шнурками. . Характерны военная нацистская символика ( кельтский крест, Железный крест, “эсессовские” руны, мертвая голова, свастика), татуировки, нашивки, значки.
МЕТАЛИСТЫ
Металлисты - это одна из самых больших «неформальных» субкультур.
Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением интеллигенции... и даже минутным увлечением гопников. Сегодня тяжелую музыку слушают почти все.
История тяжелой музыки - это в первую очередь история «грязного» звука. То, что современную гитарную музыку породил рок-н-ролл, знают все, но менее известно, что примерно до начала 60-х годов перегруженный звук в роке гитаристами не употреблялся. Считалось, что электрогитара должна звучать как гитара обычная - просто громче, сочнее и ярче. Любой фон или искажение воспринимался как брак при настройке звучания.
Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники, гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками громкости и частоты своих инструментов и «усилков». А это, в свою очередь, повлекло изменение приемов игры.
Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под новое звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на первый план и из не самого заметного аккомпанирующего инструмента превратилась в королеву бала, задвигая порой даже вокалиста.
Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», - металл - пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavy metal применил в романе «Naked Lunch» (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду.
Их внешней вид вызывающий, агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки.
ПАНКИ
Движение панков (punk от англ. – грязь, гнилье, отбросы) возникло в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде. Характерно стремление к личной свободе и независимости, нонконформизму, нигилизму, антимилитаризму. В настоящее время существует множество ответвлений этого течения (наци-панк, хоррор-панк и т.д.). Российский панк вырос на песнях Петра Мамонова. Также с понятием “панк” тесно связаны литературные жанры киберпанк, дизельпанк и стимпанк.
Панки красят волосы в неестественные яркие тона, начесывают и закрепляют их, формируя т.н. “ирокез” . Носят пятнистые джинсы, тяжелые ботинки или кеды (мода “латинос”), куртки – “косухи”. Часто и неумеренно используют декоративную косметику –экстремальный “ make up”
Различные атрибуты панковской субкультуры: ошейники, браслеты, серьги – металлические и кожаные с шипами, активно используют пирсинг. Зачастую панки имеют весьма устрашающий внешний вид, но в основе их идеологии нет мысли об агрессии по отношению к внешнему миру. Основные положения панк-идеологии: антикапитализм, антирасизм, антигомофобия, энвайронментализм, вегетарианство и даже борьба за права животных.
БАЙКЕРЫ
Движение рокеров появилось впервые в середине 1960-х годов в США и Англии. Среда рокеров - в основном молодежь от 13 до 30 лет, недовольная устоями общества и желающая «изменить мир». Чаще всего, это были выходцы из неблагополучных семей, обделенных государством. Одежда рокеров имела нетипичный вид (для того времени): кожаная куртка со всевозможными значками и надписями, торба (рюкзак из грубой ткани, затягивающийся, как мешок, веревкой сверху), поношенные тертые джинсы.
В среде рокеров как тогда, так и теперь подчеркивается мужественность, которая тогда ассоциировалась с громким голосом, нецензурной речью и грубой манерой поведения. Особое значение рокеры придавали мотоциклам и вождению. Крутейшими считались те, у кого подороже мотоцикл и у кого больше стаж вождения. Отсюда следует еще одна субкультура - байкеры.
Клубы, бары и пивные - считались излюбленными местами отдыха рокеров. Рокеры весьма предвзято относились к тем субкультурам, которые не принимали подобный образ жизни.
Металлисты и рокеры – это, по сути, одна субкультура. Просто рокеры слушают менее «тяжелую» музыку, и в их внешнем виде меньше металла и кожи. Рокер может выглядеть, например, так: джинсы, заправленные в высокие сапоги, черная рубашка и цепь, подвешенная на черном ремне.
Но в остальном у музыки металла и рока одни корни, так что я посчитала возможным объединить эти две субкультуры.
ГОТЫ
Готы – представители молодежной субкультуры, сложившейся в конце 70-х годов 20 века на волне пост-панка. Название появилось в английском языке в 80-х годах, точное авторство и смысл неизвестны. Предположительно, от значения “варварский” или от прозвища вокалиста группы “Sex Gang Children” “Граф Визи-гот”. Готическая субкультура формировалась как музыкальная, но большое влияние оказали также литература (Э.По, Мэри Шелли, Брэм Стокер, Г.Лавкрафт, , Энн Райс) и кино ( “Ворон”, “Сонная лощина”, “Эдвард руки-ножницы” и др.).
Основные элементы готического имиджа - преобладание черного цвета в одежде, использование металлических украшений с готической символикой (анх -древнеегипетский символ бессмертия, черепа, кресты, прямы е и перевернутые пентаграммы).
Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Состоит обычно из двух элементов: белая пудра для лица и черная густая подводка для глаз. Прически разнообразны, цвет волос преимущественно черный или рыжий. Иногда используется садомазохистская атрибутика – ошейники, браслеты с цепями. Стиль “вамп” особенно популярен среди готов.
ЭМО
Эмо (англ.emotional - эмоциональный) подростки, составляющие субкультуру с ярко выраженным акцентом на личные переживания, романтизм, возвышенную любовь и дружбу. Лишена агрессивного мачизма. Духовными идеалами являются правдивость, честность и верность. Возникла в середине 80-х годов 20 века в Британии на базе хардрока.
Атрибутика эмо – сумка через плечо с заплатками и значками, значки на одежде и даже обуви, очки в яркой оправе, яркие силиконовые браслеты, крупные броские бусы, мягкие игрушки (мишки) со вспоротыми и зашитыми животами.
Основные цвета традиционных эмо – черный и розовый. Черный символизирует депрессию, отверженность, розовый – радостные моменты, как отрицание общей мрачности. Прическа: прямые, часто черные волосы, косая, выкрашенная в яркий цвет челка. Макияж: выбеленное лицо, бледные губы, густо подведенные глаза, нарисованные черные слезы. На ногтях черный лак. Обильный пирсинг.
Эмо отличает особое, чувственное мироощущение. Эмо – ранимый и депрессивный человек, иногда со склонностью к суициду ( настоящей или культивируемой искусственно). По исследованиям ученых, эмо подвергаются риску самоубийства чаще, чем “готы”. Это свидетельствует о шаткости их психического здоровья
Для эстетики эмо характерна приверженность эмоциональному музыкальному стилю, включающему в себя визг, стоны, шепот, рев (т.н. scream ). Душещипательные тексты несут в себе сокрушительные эмоции под сплошной поток гитарных ритмов (Fall Out Boy, Panic! Saosin ). Все вместе: одежда, макияж, символика, манера поведения, музыкальные пристрастия – создают образ инфантильного, эмоционального подростка с неустойчивой психикой.
РАСТАМАНЫ
Приверженцы оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. В ее основе лежит идея возвращения чернокожих в Африку и создание мега-африканского государства (идея панафриканизма).
В СНГ панафриканизм был замещен идеей “Сиона внутри себя”: Сион не в материальном мире, а находится в душе человека, и стремиться к нему надо поступками, мыслями, добром и любовью.
Внешние признаки растаманов – приверженность к комбинации цветов “зеленый-желтый-красный”, фэндом музыки Боба Марли в стиле “регги”, прическа в стиле “дреды”, значки или подвески в виде листка конопли, соблюдение растафарианского поста “айтал”.
Растаманы выступают за легализацию марихуаны и гашиша, что находит отражение в песнях, атрибутике, политических декларациях и демонстрациях (ежегодный “конопляный марш”). Одним из пионеров растаманского движения в России является группа “Джа Дивижн”, работающая в стиле регги. Лидер ее Герберт Моралес однозначно указывает на связь между курением конопли и движением растаманов. Принадлежность к “философии Раста” декларировал и рэп-исполнитель Децл. Существуют даже растаманы-политики (новозеландский депутат Нандор Танцош).Широко известна песня Бориса Гребенщикова “Растаманы из глубинки”. Лингвист и литератор Дмитрий Гайдук собрал и обработал т.н. “Растаманские народные сказки”.
ГЕЙМЕРЫ
От англ. gamer – игрок. Человек, увлекающийся компьютерными играми, испытывающий патологическую тягу к ним, повлекшую искажение восприятия реальности, но не переходящую в ранг психической ненормальности.
Геймеров с натяжкой можно отнести к молодежной (!) субкультуре. Возраст геймеров от 10 до 40 и более лет. Субкультура эта зародилась недавно с появлением компьютерных игр и распространением Интернета. Геймер внешне ничем не отличается от обычного подростка,но стоит заговорить об игре и геймер проявляет свою сущность.
Геймер осыпает собеседника терминами, мало понятными непосвященному человеку. Игры действуют не только негативно, они развивают скорость мышления, остроту реакции, настойчивость и целеустремленность. Разумеется, при разумном дозированном пользовании. К сожалению, большинство геймеров слишком вживаются в “виртуальную реальность, которая негативно действует на неустойчивую психику. У заядлых геймеров смещены приоритеты, отсутствует реальная оценка событий.
ГОПНИКИ
Определение “гопники” появилось в конце 80-х по отношению к представителям молодежи, для которых криминальный промысел на улицах был частью имиджа, средством развлечения и создания авторитета. Для них характерно желание унизить, напугать, испытать власть над слабым.т
Некоторые исследователи считают, что гопники это не менее 25 % современной молодежи, что делает эту прослойку привлекательной для использования в политической борьбе. Один из лидеров ЛДПР заявлял, что гопники составляют определенную часть избирательной базы его партии.
Имидж и поведение гопники копируют с представителей криминального мира – черная кожаная куртка, кепка-”уточка” или бейсболка, спортивный костюм “Адидас” и к нему узконосые кожаные туфли. Правоохранительными органами характеризуются как “агрессивы”, ни к чему не стремящиеся молодые люди. Большую часть времени проводят на улицах, в подъездах и т.д. Распространена привычка сидеть на корточках – “на кортах”. Развинченная походка, фамильярное обращение, провоцирующее конфликт, сигарета за ухом – тоже часть имиджа гопника.
Для представителей прослойки характерна ярко выраженная гомофобия.
Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики. Гопники не выделяли себя в отдельную группу. В большинстве молодежных субкультур характерно крайне неприязненное отношение к гопникам.
РОЛЕВИКИ
Ролевые игры – заметное явление в современном молодежном движении. Не имея возможности изменить реальный мир, они пытаются либо сконструировать свой собственный, либо реконструировать события прошлого, мир “фэнтэзи”, мир компьютерных игр и т.д. Чаще всего ролевики отличаются достаточно высоким интеллектуальным уровнем. В настоящее время в сфере ролевых игр выделяют три основных течения:
Неагрессивное крыло (хоббитские игры), антисоциальное, экстремистское направление (любители нацистской истории и сатано-ролевики), любители и знатоки мистических учений (фэнтэзийные розенкрейцеры).
Заключение:
Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли в перенасыщенном идеями и философскими течениями обществе 20 века, несут на себе его отпечаток, его специфику. Наступил новый век и породил новые молодежные движения или вырастающие из “старых”, или позиционирующие себя абсолютно новыми, модернистскими. Но вопросы роста, развития, становления личности подростка, причисляющего себя к любому виду молодежной субкультуры по-прежнему находятся в центре внимания и родителей, и педагогов.