kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Маленькие солдаты большой войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящается 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне.

Цели:

  • активизировать интерес  к истории Великой Отечественной войны;
  • содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны;
  • воспитывать любовь к Родине, гордость за подвиг маленьких защитников Отечества, за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Форма:   классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: компьютер, магнитофон, аудиозаписи с песнями военных лет, портреты пионеров-героев, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Маленькие солдаты большой войны" »

Тема: «Маленькие солдаты Великой войны».

(65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается)

Цели:

  • активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны;

  • содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны;

  • воспитывать любовь к Родине, гордость за подвиг маленьких защитников Отечества, за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: компьютер, магнитофон, аудиозаписи с песнями военных лет, портреты пионеров-героев, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.

Подготовительная работа: конкурс сочинений на тему «Что я знаю о войне», конкурс рисунков детей «Дети и война», поиск материала о пионерах-героях, подготовка сообщений, создание презентации.



Ход классного часа.



Слайд 1. (Тихо звучит музыка)

Слайд 2.

Учитель: …Шел 1941 г. Тихая летняя ночь на 22 июня. Представьте, это вы в ту далекую ночь видите сладкий сон. Что может присниться обычным мальчишкам и девчонкам того времени в 8-10 лет? Кому-то снится цирк, куда он утром пойдет с братом. Кому-то снился футбольный матч – завтра решающая игра с соседней улицей и надо обязательно выиграть. Ребятам в лагере снился пляж с горячим золотым песком и тихая до горизонта гладь моря, залитая солнцем.



Ученик: Казалось, было холодно цветам ,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной ,

Всего, каких – то 5 минут осталось.



Слайд 3.

Учитель: И не пионерские горны разбудили в то утро многих мальчишек и девчонок в нашей стране, а вой самолетов с фашисткой свастикой; не ласковая мамина рука, а взрывы снарядов. В то утро началась война.



Слайд 4.

Учитель: 22 июня 1941 года ранним утром войска фашистской Германии перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. Началась Великая Отечественная война.

(Звучит песня «Священная война» автор текста - В. Лебедев-Кумач)



Ученица: Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горе.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится он лишь в 45 - м, в мае.



Учитель: Страшные годы… Каждая семья проводила на войну мужа, сына, брата… Но остались старики, женщины и … дети. Страдание этой категории людей, в первую очередь, несет любая война. Великая Отечественная не стала исключением.

Великую Отечественную войну не случайно называют Великой. Она подняла весь народ на борьбу с фашистами…



Слайд 5.

Учитель: В этой борьбе наравне со взрослыми самое активное участие принимали дети. С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям…

Они вели переписку с солдатами, помогали семьям погибших фронтовиков, готовили для бойцов Красной армии подарки к Новому году и другим праздникам…

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки набивали пешки песком для бомбоубежищ, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, набивали патронами пулеметные ленты, собирали ягоды и грибы для фронта, собирали боеприпасы для солдат. Этим дети тоже приближали нашу Победу.



Ученик: А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.



Ученица: Была земля и жесткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…



Слайд 6.

Учитель: Дети в годы Великой Отечественной войны работали в тылу на заводах и фабриках. Они встали к станкам, производя столь необходимые на фронте предметы.

На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

Ученики рассказывают:

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.



Учитель: Дети войны… Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы. Они дежурили в госпиталях. Они строили бомбоубежища.



Слайд 7.

Учитель: Мальчишки и девчонки рвались участвовать в боевых действиях. Они уходили на фронт, становясь детьми полков. Они тоже были Защитниками Родины, как их отцы и братья… старались не отставать от взрослых. Иногда ценой своих собственных жизней.

Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.



Слайд 8.

Учитель: Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

(Звучит песня «Вызываю я их из бессмертия» автор текста Г. Веденеев)



Группа учащихся 6 класса рассказывает о пионерах – героях.

Слайд 9.

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
    За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес.

Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.  Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник пионеру-герою.



Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученица: Зина, Зина Портнова,
Ночь в застенках долга,
Но отважно, сурово Смотришь ты на врага С кровью падают на пол
Пряди светлых волос...
Сам начальник гестапо Учиняет допрос.


Ученик: В холод бросит внезапно
Волчий, пристальный взгляд.
— Отвечай, партизанка,
Говори, где отряд?
Но молчит пионерка,
Щеки — в гневных слезах.
Свет от ужаса меркнет В ясных детских глазах.



Слайд 10.

Леня Голиков рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москве.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.



Надя Богданова.   Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.  В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...  

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её.

Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.  Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.



Ученик: Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы — напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть — и нету середины.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, веселых и влюбленных,
По родной земле погребено?!
Вы сегодня в легком шуме кленов,
Тихо постучавшихся в окно.



Слайд 11.

Учитель: Мальчишки и девчонки огненных лет… Они рано стали взрослыми. Вместо школьной парты у них был окоп, вместо книг и учебников – оружие. Они видели рядом смерть и убивали сами. Эти мальчишки и девчонки, пережившие и познавшие за свой недолгий век столько, чего никогда не знали и, возможно, не узнают целые поколения. Их психология навсегда отравлена ядом войны, им не надо объяснять, что такое голод, лишения, смерть; цену добра и зла они изведали на собственном опыте. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными орденов и медалей.

В Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждении ребят никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю с мужеством взрослых.

Среди награжденных были даже дети 6-8 лет. Даже такие малыши героически сражались на фронте и в партизанских отрядах и удостаивались медалей и орденов.



Слайд 12.

Учитель: Как сражались маленькие солдаты? «На передовую старались не посылать, работы хватало, но порой приходилось и мотать катушку связи, ползти под огнем – где не пройдет взрослый, выручали пацаны», - вспоминает Арон Верницкий, «сын полка», которому в День Победы 1945 года не исполнилось еще и 10 лет.

Маленький солдат прошел Белоруссию, Польшу, Прибалтику и дошел до Берлина, расписавшись на рейхстаге: "Мама! Мы отомстили! Арик, 1945г." Он был награжден медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" и "За победу над Германией".

А Сережа Алешков в свои 6 лет получил медаль «За боевые заслуги», потому что спас своего командира – увидел, как после взрыва засыпало блиндаж, не испугался, побежал за помощью. Командир был спасен.







Слайд 13.

Учитель: После войны маленькие солдаты и юнги воспитывались в детских домах, в суворовских и нахимовских училищах, где они были окружены вниманием, любовью и заботой.

Посмотрите, маленькому мальчику Толе Воронову всего 6 лет, а он уже много видел и пережил, прошел боевой путь с одной из гвардейских дивизий, а теперь знакомится со своими новыми товарищами в детском доме № 9 г. Ленинграда. Впереди мирная жизнь.



Слайд 14.

Учитель: Мише Бельскому было всего 11 лет, когда он стал «сыном полка». У него четыре боевые медали, у него звание – ефрейтор.

Но война закончилась, и теперь Миша поступил в Ставропольское суворовское училище.



Сегодня мы с вами вспомнили только нескольких маленьких солдат великой войны. А их сотни и сотни. Вглядитесь в эти лица, запомните их, тех кто отдал свои жизни за наше светлое сегодня.

Не все юные герои дожили до великого Дня Победы. Они пали смертью храбрых, защищая Родину. Но память об их подвиге будет жить вечно.

На фоне инструментальной музыки «Память» дети читают стихи:

Ученица: Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…


Ученик: Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?


Ученица: Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!


Слайд 15.

Учитель: Война, война… кому-то очень больно…

А кто-то ищет новых благ и чин …

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал.



Минута молчания.

Слайд 16.

Звучит инструментальная музыка «Колокола России»



Учитель: И ложатся цветы на могильные плиты.

Нет! Никто не забыт и ничто не забыто!



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Классный час "Маленькие солдаты большой войны"

Автор: Дымшакова Ирина Алексеевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Классный час "Маленьким героям большой войны" "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-malien-kim-ghieroiam-bol-shoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "232192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442766097"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Сценарий классного часа "Маленькие герои большой войны""
    ["seo_title"] => string(62) "stsienarii-klassnogho-chasa-malien-kiie-ghieroi-bol-shoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "300715"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456772104"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Материал для классного часа "Дети и война" "
    ["seo_title"] => string(45) "matierial-dlia-klassnogho-chasa-dieti-i-voina"
    ["file_id"] => string(6) "212977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431960939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Юные герои Великой Отечественной войны"классный час в 5-А классе "
    ["seo_title"] => string(75) "iunyie-ghieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-klassnyi-chas-v-5-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "216984"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433188989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Классный час, посвященный 200-летию Бородинской битвы "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-200-lietiiu-borodinskoi-bitvy"
    ["file_id"] => string(6) "100636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402387616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства