Сценарий классного часа, на котором формируются этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развиваются эмоционально-ценностные сферы учащихся; происходит воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Добру откроются сердца..." »
Классный час в 4 классе «Добру откроются сердца…»
Цель:
1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Задачи:
формировать знания о категориях добра и зла;
выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;
содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: презентация, притча, пословицы о добре, рисунки солнышка.
Ход классного часа
- Здравствуйте, ребята!
(Звучит спокойная мелодия)
- Сейчас я каждому раздам по волшебной бусинке. Положите её на ладонь. Почувствуйте, как она согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите своё хорошее настроение внутрь этой бусинки и в свое сердце.
- Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Спасибо. Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно дедушка открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Дедушка улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Ребята, объясните последние слова дедушки.
-Это наши поступки, они бывают добрые и злые.
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.
-А какие вы совершали добрые дела?
-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
(Ученик рассказывает свою ситуацию, историю)
ситуация:
- Как-то весной я забыл в Иванаевском саду шапку. Через месяц, пошёл опять погулять в сад и на дереве увидел свою шапку. Над ней летали птички. А в ней пищали птенцы. Я не тронул птичье жильё, быстренько сбегал домой за хлебом, посыпал им на траву хлеб и тихонько ушёл.
- Какой поступок совершил молодой человек?
- А почему он это сделал?
- Вывод:
2 ситуация:
-Мне рассказал сосед, как старенькая бабушка, наша соседка, попросила его помогать приносить ей продукты. Он согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
- Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?
- Как вы полагаете, сможет ли мальчик бескорыстно делать добро людям?
- Какой бы вы совет ему дали?
- Вывод: Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.
3 ситуация:
-Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
- Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
- А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
- А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку.)
- Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
- Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- А какие поступки вы совершаете больше?
Дети: (вывод) добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
- Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте.
СЛАЙД 1
- Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»
Как вы понимаете это выражение?
- Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?
НА ДОСКЕ СОЛНЦЕ (прикрепляю лучи)
( Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.
Продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»
(Дети записывают на обороте солнышка качества добрых людей)
аккуратный
доброжелательный
вежливый
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
внимательный
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята, за добрые слова.
А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать.
СЛАЙД 2
Доброта сердце добросердечный
сосед добрососедство
совесть добросовестный
нрав добронравный
душа добродушный
воля доброволец
порядок добропорядочный
Проверим наши добрые слова
СЛАЙД 3
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
СЛАЙД 4
А-аз Ж-живёте Б-буки 3 - земля В-веди Л-люди
Г - глагол М - мыслите Д - добро П - покой
Азбука как бы призывала:
НА ДОСКЕ (прикрепляю слова) «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
- В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.
Добрыми делами славен человек.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
- Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Оля (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Оле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Дети называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
- Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Олю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
- Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
- Предлагаю всем встать, и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам ( а также гостям)
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет».
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
умеет прощать обиды
- О чем мы сегодня узнали?
- Чему мы научились?
- А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».
Заключительно слово учителя:
- Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов – откройте глаза.
А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Внутри каждой бусинки спрятано ваше, самое сокровенное. Но из маленьких ноток доброты может получиться прекрасная музыка. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Давайте же и мы помнить всегда о том, что каждый из нас, конечно же личность, но никто из нас не может и не должен быть оторван от коллектива, от общества, в котором живет.