Цель: расширить представление учащихся о роли природы в жизни человека, о её эстетической ценности для развития внутреннего мира личности; пробудить учащихся к размышлению о взаимосвязи природы и человека, о бережном отношении ко всему живому на Земле, беспокойство за её судьбу.
Тема древняя и новая, тема вечная. Мне хочется расширить представление о роли природы в жизни человека, о её эстетической ценности для развития внутреннего мира личности; я хочу поразмышлять о взаимосвязи Природы и Человека, поговорить о бережном отношении ко всему живому на земле, потому что беспокоюсь за её судьбу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час. Берегите Землю»
Тема Берегите Землю!
Цель: расширить представление учащихся о роли природы в жизни человека, о её эстетической ценности для развития внутреннего мира личности; пробудить учащихся к размышлению о взаимосвязи природы и человека, о бережном отношении ко всему живому на Земле, беспокойство за её судьбу.
Эпиграф
Природа в таком обморочном состоянии,
когда протестовать по поводу её загрязнения
уже недостаточно. Нужны не бумаги,
не конференции, не заседания, а реальная,
созидательная помощь – озеленять, очищать,
отмывать, спасать…
Игорь Шкляревский
Учитель: Берегите Землю!
Тема древняя и новая, тема вечная. Мне хочется расширить представление о роли природы в жизни человека, о её эстетической ценности для развития внутреннего мира личности; я хочу поразмышлять о взаимосвязи Природы и Человека, поговорить о бережном отношении ко всему живому на земле, потому что беспокоюсь за её судьбу.
В детстве вы все читали сказки А.С.Пушкина. И, наверное, будете читать их своим детям. Помните «Сказку о рыбаке и рыбке». Более полутора веков минуло с тех пор, как написана она. Многие нелепости, провозглашённые в советскую эпоху, такие, как «мы призваны покорить природу» или «мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача», будто подсказаны незадачливой пушкинской старухой:
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
И завершается притча, как помните, разбитым корытом на берегу вечного «синего моря».
На гробнице одного из фараонов было высечено:
«Я никогда не перегораживал текущей воды».
Многозначный поэтический афоризм заключил в себе то, что мы понимаем под словами «экологическая культура».
Последние десятилетия экологическая тревога обретает особое общественное звучание:
«Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, на заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать…»
Эти слова председателя экологического движения «Глаза Земли» поэта Игоря Шкляровского сегодня никого не могут оставить равнодушным.
Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?
Приближается тот момент, когда мы и природа либо погибнем, либо всё человечество образумится и начнёт исправлять свои ошибки. И именно молодым надо остановить смерть, идущую за душой природы. Сколько видов животных занесено в Красную книгу.
Сергей Орлов:
«Песня о мамонте».
Вымирали мамонты на свете,
Рыжие, огромные, в шерсти,
И на всей земле, на всей планете
Было некому по ним грустить.
Их никто не ел, никто не трогал их,
Шерсть не стриг с них – зря она росла.
Бивнями тяжёлыми дорога их
Сквозь века проложена была.
Были мамонты венцом творения,
Сущего в то время на земле,
Сильные и добрые, как гении,
Только выжить всё же не смогли
То ли изменились вдруг условия,
То ли жить мешала им среда,
Только стала им земля надгробием:
Горы, долы, небо и вода.
Наступило некое столетие –
Полегла царей природы рать.
Каково ж в нём одному, последнему,
Было жить? Не то что умирать!
Тучи шли косматые над чащами,
И оставшись на земле один,
Их приняв за братьев уходящих,
Затрубил косматый исполин.
Над лесами древними, дремучими
Рокотала скорбная труба.
Тучами что! Они ведь были тучами,
Их не трогала его судьба.
Только эхо в дальних далях дрогнуло,
Из-под ног рванулся зверь в кусты,
Замерли цветы четвероногие, -
Огляделся мамонт с высоты.
Жизнь вокруг вершилась непонятная:
Волки, лисы, тигры, барсуки
Жаркими в лесах мелькали пятнами
И друг друга рвали на куски.
И тогда за тучами бегучими
Бросив благородные края,
Он пошёл живой шерстнатой тучею
Чтоб не видеть сущего зверья.
Он шёл от них в пустыню белую,
Как в изгнанье, за Полярный круг,
Ничего не прыгало, не бегало
И не мельтешило там вокруг
Шёл, питался вереском и ветками
И дошёл до тех равнин вдали,
Только сил стали очень ветхими.
В сон клонило. Был здесь край земли.
Океан гремел пустыми волнами,
Солнца шар не мог подняться ввысь,
Падал снег, как белое безмолвие.
Уходила из-под сердца жизнь.
Лёг он, к небу выставив точеные
Бивни, не бывавшие в бою…
…Через сто веков его учёные
Так и отыскали в том краю.
Говорят, что, сытые и рослые,
Живы братья мамонтов – слоны.
Только мне бывает жалко до смерти
Мамонтов средь белой тишины…
Ученик: Природа понятие широкое. Нельзя охранять природу вообще. Но можно взять под защиту сирень под окном, берёзовую рощу. Можно взять под защиту животных, попавших в беду. Природа не знает государственных границ. Любые катастрофы, аварии, беды, случившиеся в одной стране, невольно отражаются на состоянии всей планеты. Раненая планета. Именно так называют учёные состояние земли сегодня. И ещё они утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну – для этого вполне достаточно жить так, как живём сейчас. И ведь нужно задуматься: хватит ли будущим поколениям чистой воды и свежего воздуха.
Ученик: Владимир Солоухин пишет:
«Если земля – территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину – освобождают, территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля – земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлого нам ненужно, ни будущего у нас нет?! Взяли всё, что смогли, а там хоть потоп?
Ученик: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но всё же, неправда – замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга тёплой влагой, когда промыт он майским дождём, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. По обыденности, по нашей незамечаемости, нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир – зелёный. Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым кирпичом, бумажным, тряпичным хламом…
Подумаешь! Сколько там травы? Девять квадратных метров. Не человека же засыпаем, травы. Вырастет в другом месте.
Ученик: Зима! Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не смогла больше приносить потомства, а значит – дохода. Что же получается: деньги вместо души. Почему дефицит милосердия сегодня велик?
Ученик: Что станет с нашим разумом и нашим сердцем?
Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня её не достаёт нам всем! Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. С собаки заживо сдирают шкуру – мы молчим, словно ничего не происходит. Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлится – мы снова проходим мимо.
Учитель:
Сергей Орлов:
«Олень».
Стоял он красивый и рослый
На круче у горной реки
Рога, как трёхлетние сосны,
А ноги как лозы тонки.
Такой не падёт на колени,
Со всех окружённый сторон,
Стоял с изваяньем оленя
С глазами горящими он.
Под кручей туманы клубятся
И пропасть лежит как в дыму.
Он сделал, что мог, и ему
Теперь погибать или сдаться.
Казалось, он должен смириться -
Охотник живым заберёт.
Но ринувшись в пропасть вперёд,
Он стал на мгновение птицей.
И люди у бездны, на грани
В молчаньи следили за ним,
Пока он не скрылся в тумане,
По-прежнему непобедим.
А мне захотелось сегодня
Поведать вам песню о том,
Что лучше погибнуть свободным,
Чем жить, оставаясь рабом.
Ученик:
Николай Рубцов
«Журавли».
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси в предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеют душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Учитель:
Николай Заболоций
«Журавли».
Вылетев из Африки в апреле,
К берегам отеческой земли
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе журавли.
Вытянув серебряные крылья,
Через весь широкий небосвод
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
А когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Чёрное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Яркий пламень вспыхнул и погас.
И частица дивного величья
С высоты обрушилось на нас.
Два крыла, как два огромных горя
Обняли холодную волну,
И рыданью горестному вторя,
Журавли рванули в вышину.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно.
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Ученик:
Л.Татаренко
«Лебеди».
В рощах осень тихая, печальная,
На лугах туманы залегли.
Тает звук – мелодия прощальная
Стаей лебединою вдали.
Лишь один отстал, кружит над омутом,
Будто ищет лето в синеве.
А в траве, что изморозью тронута,
Пух лебяжий в стоптанной траве.
Лес стоит прозрачный и таинственный,
Грустью переломлены луга.
Лебедь любит раз, один единственный,
Даже если жизнь его долга.
Что лететь за стаей без подруженьки,
И не слышать голоса её?
Лучше б камнем лебедю обрушиться
Грудью на притихшее жнивьё.
Режут воздух крылья, так натруженно,
Тяжело над рощами плывёт,
Будто страшным грузом перегруженный,
Высоту теряет самолёт.
Лишь качнутся ветки в первом инее,
Снег падёт с зарёю на луга,
Сделав круг над чуткими осинами,
Рухнет лебедь в синие снега
И не будет в роще слышно лепета,
Бормотанья омутов лесных,
Лишь зовущий, трубный голос лебедя
Будет жить до будущей весны.
Ученик: Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, лишения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражениям красоты и добра».
Старое, извечное несоответствие наше той земле, на которой мы живём, и её благости – старая наша беда.
Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать только человек. И как знать: не она, не природа ли, удерживает в немалой степени в нас тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и не родившихся, тех, что был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобностей берёзку, долго кланялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить.
Ученик:
Валентин Динабургский
Не дарите любимым черёмухи стон,
боль сирени и вопли жасмина.
Будьте щедры душой, не тревожа кустов,
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы
на лугах и в лесу,
берегите красу первозданную.
Когда с поля ромашки в охапках несут,
мне становится грустно и страшно.
Подарите любимой ромашковый луг,
васильковое поле ржаное.
Подарите берёзу
иль царственный дуб.
Только пусть это будет живое.
Подарите лесов предосеннюю грусть.
откровенье озёр, шорох теней.
Только звон колокольчиков слышится пусть,
только пусть не иссякнет цветенье.
Ученик: Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь – на расстоянии взгляда или голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!
Любовь к природе не может быть только созерцательной. Она неразрывно связана с бережным отношением к ней, с личной ответственностью каждого за её сохранность, с созиданием. Любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу. Это наше мировоззрение, наша мораль, весь образ нашей жизни. От нас всех в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будет ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба.
Ученик: Ласковыйсветлый ручей. Луг с пасущимся стадом. За лугом череда зелёных берёз. Красные всполохи рябины. Полёт бабочки над ручьём. Смотрю на эту красоту и жду: запоёт ли? По-над пашнями стояло синее-синее небо. И берёзы плыли гордо, как прекрасные лебеди. Много ли для радости надо? Припал жаворонок к воде, освежил горлышко и запел. Запел! И всё окрест высветилось. Куда ни посмотришь – всюду родимая Русь! С чем её можно сравнить. Разве только с сокровищем, самым роскошным и дорогим, которому нет и не будет цены. И ещё её можно сравнить с наследством, перешедшим к нам от наших отцов.
Сквозь толпу торопливо бегущих лет несём мы это наследство. А когда окажемся на черте, за которой путь наш будет оборван, отдадим наследство другим: - это ваше! Берите! Взглянут наши наследники и увидят: зелёные деревья, речку под закатным лучом, а под самыми облаками – вольных прославленных птиц, летящих в далёкие страны. Родина. Дорогая зелёная Русь. Не случайно сказал поэт, что её не умом, а лишь сердцем можно постигнуть.