Классный час, посвященный Дню Воды.
Классный час: «Воды Земли в Опасности!»
ЦЕЛИ:
- познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
- развитие познавательного интереса к природе родного края и проблемам её охраны;
- воспитание школьников путем привлечения их к делу сохранения природы родного края;
На сцене изображение реки. С одной ее стороны – лес, с другой- промышленный город. Трубы заводов дымят в небо, из труб вытекает грязная вода, в реку.
Ведущий:
Сегодня мы поговорим о воде. Что интересного вы знаете о воде?
Выслушиваются ответы учащихся
Выходит на сцену Вода.
Вода:
Да, без меня нет жизни на Земле. Я сама жизнь. Но ты человек, кажется, делаешь все, чтобы погубить меня. Веками люди пользовались водой, воспевали реки и моря в своих песнях и стихах. Вот послушайте. Как описывает поэт Волгу в начале 19 века:
Ученик:
«Вечер на Волге» П.А. Вяземский
Дыханье вечера долину освежило,
Благоухает древ трепещущая сень,
И яркое светило,
Спустившись в недра вод, уже переступило
Пылающих небес последнюю ступень.
Повсюду разлилось священное молчанье;
Почило на волнах
Игривых ветров трепетанье,
И скатерть синих вод сровнялась в берегах.
Чья кисть, соперница природы,
О Волга, рек краса, тебя изобразит?
Кто в облачной дали конец тебе прозрит?
С лазурной высотой твои сровнялись воды,
И пораженный взор, оцепенев, стоит
Над влажною равниной;
Иль, увлекаемый окрестного картиной,
Он бродит по твоим красивым берегам:…
Ведущий:
Красивые стихи, сразу представляешь себе эту волшебную картину.
Вода: А вот стихотворение тоже о Волге, но написано уже в конце 20 века
Н.Е. Палькина
Ученик:
Ну ладно бы, скажем, чужие.
Ну ладно бы, скажем враги.
А то ведь свои, коренные,
Играют судьбою реки.
Ну ладно бы, скажем, пришельцы
Вершили злодейство своё.
А то ведь свои же родные
Терзают и травят её.
И смотрим едва ль не с восторгом,
Откинув и совесть и страх,
Как наши любимые реки
Страдают у всех на глазах.
Поверь я в нечистую силу,
Решил бы, что это она,
Стремясь обессилить Россию,
Всю муть поднимает со дна.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою.
А с нами со всеми беда.
Ученик:
Но как получилось, что прекрасные реки превратились в грязные каналы?
Вода: это произошло не в один день, а постепенно. Человек возомнил себя царем над природой, хотел заставить ее повиноваться ему; объявил ей войну.
Ученик; «Война с Днепром» С. Я. Маршак
Человек сказал Днепру:
- Я стеной тебя запру.
Ты
С вершины
Будешь
Прыгать,
Ты
Машины
Будешь
Двигать!
- Нет,- ответила вода,-
Ни за что и никогда!
И вот к реке поставлена
Железная стена.
И вот реке объявлена
Война,
Война,
Война!
Вода:
Реки из быстрых и звенящих превратились в стоячие болога, закованные, как в наручники, платинами. А в их воды человек решил спрятать все отходы от своей деятельности. Сотни заводов, фабрик т ферм сливали в реки нечистоты. Реки, озера, пруды и моря гибнут.
Ученик: Арал – убитое море
Когда-то далекие снежные горы
Поили водою Аральское море,
Как кони, блестя серебристою сбруей,
Сбегали к Аралу веселые струи,
И полная рыбою чаша Арала
Под ветром волной голубою играла.
Теперь миновали те добрые годы!
Бездумно вмешались мы в связи природы:
Мы жадно в поля пролагали каналы
И кровь отводили от сердца Арала.
Тогда-то пустыня – песчаный убийца –
Сумела в слабевшее море вцепиться
И жаркою силой удушливо сжала
Безводьем томимое горло Арала,
Пустыня давила все туже и туже,
И море сжималось в соленую лужу!
Горит небосвод, раскаленный до сини,
Над трупом, зажатым в объятьях пустыни,
А ветер, соленую пыль поднимая,
Ее все разносит, поля отравляя.
Загублено море, отравлены реки,
И едкая пыль разъедает здесь веки.
Вода:
Реки, озера, пруды и моря гибнут, а с ними погибает и все живое в нутрии водоемов и по их берегам
Сценка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ведущий;
В некотором царстве в Ичалковском государстве, жили были старики у Алатыря реки. Решил старик пойти к реке наловить рыбы.
Сидит час сидит другой, пора уже идти домой.
Вдруг нахмурилась река, волной накрыла старика – зеленою водой.
Старик аж поперхнулся, чуть – чуть не задохнулся.
А когда в себя пришел, рядом рыбку он нашел.
Взял карасика он в руки.
Дед :
Ах, родился ты на муки.
Ведущий;
Он так жалобно глядит, да вдруг как заговорит;
Карась;
Ой, ты, старче дорогой, ты возьми меня с собой.
Жить здесь больше не могу, задохнусь и пропаду.
Ведущий;
Растерялся тут старик. Рыба ведь, а говорит.
Кинул в реку, задрожал, старче к дому побежал, и старуху увидал.
Старуха:
Что стряслось старик с тобой, на нашей реченьке родной?
Ведущий:
Рассказал старик тогда, про волну, про карася.
Тут старуха подивилась и на деда рассердилась.
Старуха:
Как не стыдно же, тебе, ведь умрет карась в воде.
Ты, старик к реке вернись, да реке ты поклонись.
Обещай ей все и вся, но верни мне карася!
Ведущий:
Вечер к ночи уж клонился Старче наш к реке спустился.
Дед:
Я пршу тебя, река, пожалей ты старика
Извелась старуха вся, ты верни мне карася.
Ведущий;
Среди ночи вдруг так тяжко застонал карась, бедняжка.
Дед:
Чем помочь –то мне тебе, али нет чего в воде?
Карась;
здесь в реке полно всего, только нету Н2О.
Дед:
Ах как плохо, вот беда, ну скорей плыви сюда.
Карась;
Я бы рад, да сил уж нет, помоги скорее, дед.
Ведущий :
Из последних своих сил к старику карась поплыл
Старче в руки его взял, а карась уж не дышал
Выходят две девочки: Мы и не думали, что дела обстоят так плохо. Каждый год мы ходим отдыхать к реке и ничего особенного не замечаем: река как река.
Вода:
А какие берега остаются после вашего отдыха у реки?
Девочка: Какие?
Ученик: «Прогулка» С. Михалков.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Ученик: Может быть это происходит с водой где-то далеко, а у нас все благополучно?
Вода: Вздыхает. Эх, человек, мне кажется, ты забываешь, что я значу в твоей жизни. У меня нет запаха, нет вкуса, меня невозможно описать, я сама жизнь.
Ребята, вы моете руки и плохо закрываете кран и я бесполезно стекаю в канализацию. А знаете ли вы, что 1\3 населения планеты, образно говоря, постоянно хочет пить. И вода не везде пригодна для питья.
Видеосюжет о проблемах питьевой воды.
Вода: Задумайтесь, люди о проблеме чистой воды на планете. Ведь я давно перестала быть вечным, бесплатным даром природы.
Ученик:
Я не хочу, чтоб речка высохла,
Где пляшет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Большие дяди!
Взрослые мужчины!
Храните речку – светлую мою!
А подрасту – и я вам помогу.
И рыбок золотых уберегу!
Ученик: Чем мы можем помочь тебе, вода?
Вода: Сейчас вы должны хорошо учиться, изучать флору и фауну Земли, ее недра, чтобы, когда подрастете, смогли грамотно и разумно жить на земле. Но и сейчас вы уже можете внести посильный вклад в защиту природы.
Ведущий: Ребята, а чем мы сейчас можем помочь природе и Воде?
Обсуждение ответов учащихся.