Просмотр содержимого документа
«Какого человека можно считать счастливым?»
«Какого человека можно считать счастливым?»
классный час в 7 классе
(просмотр и обсуждение фильма Е. Дубровской
«За руку с Богом»)
Задачи:
- дать понятие счастья, добра, самопожертвования;
- воспитывать чувства милосердия, сострадания;
- развивать творческие способности обучающихся.
Эпиграф: “Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта - основное человеческое качество. Доброта и есть человечность”. И.Я. Яковлев.
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации фильма и презентации слайдов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Предварительная беседа.
Какое ваше первое впечатление от прочитанного рассказа?1 Что запомнилось, что понравилось, что удивило? Почему?
Как вы думаете, что хотела сказать Елена Дубровская, рассказывая о своем герое? О каких человеческих чертах характера заставляет нас задуматься автор?
Как вы понимаете значение слов «добро», «милосердие», «сострадание», «любовь к ближнему», «счастье»?
Презентация слайдов.
Словарик, история создания рассказа, возможный прообраз главного героя1.
3.Просмотр фильма.
Какое ваше первое впечатление от просмотренного фильма? Что запомнилось, что понравилось, что удивило? Почему?
1 Речь идёт о мальчике Серёже Старке (1930-1940), сыне священника Бориса Старка, жившего в эмиграции в Париже. См. жизнеописание: Осоргина А.М. (монахиня Серафима). «Блажени чистии сердцем…» О Сережике Старке. – М.: Изд-во Православного Св.-Тихоновского Богословского ин-та, 2003. – 64 с.
Поделитесь своими впечатлениями от просмотренного. Таким ли вы представляли себе главного героя?
Анализ эпизодов с собакой и бомжом.Как можно охарактеризовать эти поступки? Как вы думаете, почему Миша отдает бомжу хлеб, а на просьбу дать деньги отвечает, что деньгами нельзя? Какое качество характера Миши проявляется в этих эпизодах? (Любовь к ближнему.)
Обратите внимание на слова за кадром: «Это же так нетрудно, приносить радость близким». Как вы это понимаете?
Анализ эпизода с плачущей девочкой. Как Миша смог успокоить девочку и ее маму? Каким даром обладает мальчик? Чем он сумел удивить маму девочки? Как называется главное качество Миши? (Сострадание.)
Анализ эпизода с кандидатами в приёмные родители.Почему Миша предлагает выбрать Олю? Как он объясняет свой поступок? Как бы вы назвали эту черту характера Миши? Можно сказать, что он жертвует собой ради счастья Оли?
Учитель объясняет значение слова «самопожертвование» и предлагает вспомнить, что Сын Божий пожертвовал собой и принял смерть на кресте во имя спасения рода человеческого.
Анализ эпизода «Разговор с воспитательницей». Почему Миша советует Зинаиде Петровне уехать с Наташей в Ижевск к мужу? Как он ее убеждает в необходимости данного поступка? Оцените поступок Миши. Какие черты характера проявляются в этом эпизоде? (Милосердие.)
Анализ финала. Теряя близких и любимых людей, Миша счастлив. Что же тогда является для него счастьем? (Делать счастливыми других. Это звучит в тексте за кадром.) Миша одинок? (Нет, он с Богом, Который и руководит его поступками). Финал фильма можно назвать открытым – история Миши не закончена.
4.Тренинг для учащихся под спокойную музыку.
А теперь закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Я каждому из учеников буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать. Только после того, как я всех опрошу, вы все откроете глаза.
Как оно выглядит, форма?
Какого оно цвета?
Какой оно излучает аромат?
Какое оно на вкус?
Какие звуки издает счастье?
5. Рефлексия в виде письменных ответов. Ответить на вопрос «Какого человека можно считать счастливым?», используя понятия «добро», «милосердие», «сострадание», «любовь к ближнему», «счастье».