Цель: Закрепить у детей знания о приметах весны, развивать речь; продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников; учить понимать содержание картин; учить слушать музыкальные произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Закрепить у детей знания о приметах весны, развивать речь; продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников; учить понимать содержание картин; учить слушать музыкальные произведения.
Предварительная работа: чтение стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды. Рассматривание с детьми пейзажей А.Саврасова, И.Левитана, Н.Ромадина.
Оборудование: Книги, пьесы П.Чайковского «Подснежник», « Вальс цветов».
Ход занятия:
Предлагаю детям отгадать загадку:
Солнце пригревает,
Снег тает,
Птицы прилетают,
Когда это бывает? (Весна)
Задаю детям вопросы:
- Какие признаки весны вы еще знаете?
- Назовите весенние месяцы?
Каким месяцем начинается весна?
Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о весне.
- Вода с гор течет, весну за собой ведет.
- Апрель с водой, май с травой.
- Одна ласточка весны не дает.
- Весна красна делами, а осень пирогами.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
- Что весной посеешь, то осенью пожнешь.
Я совместно с детьми рассматривала репродукцию картин «Март» И.Левитана, «Март» Н.Ромадина, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Весна. Большая вода» И.Левитана.
Задаю детям вопросы?
- Какое время года изображено на картинах?
- Какое впечатление производят на вас эти картина? (Вызывают чувство радости, веселое настроение)
- Как вы догадались, что это весна?
Дети внимательно рассматривают первую картину.
Я говорю: «Эта картина называется «Март», написал ее художник Левитан. Март - самый холодный из всех весенних месяцев. Поэтому художник написал свою картину в холодных тонах. Небо ярко-синее, но на земле еще лежит снег, он серо-голубой. На дороге снег уже растаял, видна земля. Дом освещен ярким мартовским солнцем. На темно-зеленом фоне сосен художник выделил золотистые стволы осин. Чувствуется приближение весны, природа проснулась».
Затем предлагаю рассмотреть следующую картину «Март» Н.Ромадина и рассказать о ней.
Сама обобщаю рассказы детей:
«На этой картине художник изобразил весенний пейзаж, кругом тает снег, и среди сугробов образуются озерца воды. Деревья стоят еще голые. Художник использует темные цвета, чтобы ярче выразить холодный, пасмурный весенний день».
Предлагаю детям рассмотреть картинку А.Саврасова «Грачи прилетели».
Задаю вопросы:
- Как называется эта картина?
- Кто написал ее?
Предлагаю рассказать о ней.
После этого дополняю рассказы детей. Я обращаю внимание детей на картину Левитана «Весна. Большая вода», рассказываю о ней: «На этой картине художник изобразил половодье весной. Небо серого цвета. Деревья тянутся к свету. Снег везде растаял, вода затопила березовую рощу, дома. Берег освещен ярким солнцем. Левитан передал в своей картине образ русской весны. Земля еще голая и сырая, но уже все готово к пробуждению. А пока над широкими разливами сияет ласковое и веселое солнце».
Читаю стихотворение И.Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Прошу детей ответить на вопросы:
- Какие стихотворения русских и советских поэтов созвучны настроению этих пейзажей?
Дети читают стихотворения «Весна» А.Плещеева, «Зима недаром злится» Ф.Тютчева.
Читаем стихотворение Л.Колоса «Подснежник».
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил «Я вижу, погода тиха и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Рассказываю, что подснежник – первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу. Предлагаю детям послушать пьесу П.Чайковского. «Подснежник». Показываю портрет композитора. Звучит в грамзаписи фрагмент пьесы «Подснежник».
После этого говорю, что с наступлением весны распускаются первые весенние цветы. Спрашиваю, какие весенние цветы дети знают. Предлагаю показать их на картинках.
Дети показывают цветы и называют их. Потом прошу всех детей сесть и предлагаю послушать «Вальс цветов» П.Чайковского.
Подвожу итоги занятия, говорю, что дети побывали сегодня в удивительном мире цветов и стали еще добрей.