Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».
Цель: Закрепление знаний о весне, как времени года.
Задачи: - Формировать умения определять время года, ориентируясь на характерные признаки.
- Продолжать развивать память, внимание, наблюдательность, воображение.
- воспитывать у детей любовь к природе.
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе на прогулках, беседы о времени года весна, составления рассказов о весне, чтение художественной литературы.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Сегодня, когда я утром пришла на работу, то увидела на крыльце стояла шкатулка, посмотрите какая она красочная, и сколько на ней замков. Еще лежало письмо, я не стало открывать его без вас, подумала, что вам будет интересно.
Давайте вместе прочитаем это письмо.
Воспитатель открывает и письмо и читает: Это письмо от всех лесных жителей, послушайте, что они пишут:
«Дорогие ребята группы «Гномики»! Снежная королева, пролетая над нашим лесом, увидела, что к нам пришла весна, стал таять снег, появляться ручьи. Она рассердилась, замела все сугробами и все заморозила, а весну украла, заколдовала и пометила в шкатулку, которую закрыла на замки. Что же делать? Ведь мы так соскучились по теплому солнышку, по зеленой травке и по журчанию ручейков. Помогите нам спасти наш лес! Для этого вам придется открыть все замки, выполняя все задания». Ну что, ребята, поможем лесным жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам придется хорошо потрудиться, а больше всех трудится наш язычок. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла- белочка спала!
Ло-ло-ло- у сосны дупло!
Лу-лу-лу- дайте нам пилу!
Ля-ля-ля- вот моя земля!
Ли-ли-ли- мы козу пасли!
Лю-лю-лю- я вас всех люблю! (дети повторяют чистоговорки)
Да с такими успехами мы все преодолеем.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие животные живут в лесу?
Ответы детей: (лиса, заяц, медведь, волк и т. д.)
Основная часть:
Воспитатель: Я предлагаю начать выполнять задания.
Чтобы открыть первый замок, нам нужно отгадать загадки.
- Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
2. Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (Зима)
- Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна) - Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.(Весна)
5. Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке. (Лето)
- Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.(Лето) - Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью) - Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием и открыли первый замок. Давайте посмотрим, какое у нас следующее задание.
Нам надо подобрать слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда второй замок откроется.
(Дидактическая игра «Скажи какой? Что делает?»)
Скажите мне, зайчик (какой?)
Дети отвечают: …….
(маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый, белый, прыгучий и т.д.)
Воспитатель: Зайчик (Что делает?)
Дети отвечают: ……….
(спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает, дрожит и т.д.)
Воспитатель: Настроение у зайчика какое?
Дети отвечают: ……….
(радостное, веселое, счастливое и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! А сейчас посмотрим, какое задание нужно выполнить, чтобы открыть следующий замок?
Если мы справимся с этим заданием, то откроем третий замок.
А задание такое: называется оно «Скажи наооборот»
День- …(ночь)
Сахар- …(соль)
Чистота- … (грязь)
Зима- …(лето)
Потолок- …(пол)
Узкая-… (широкая) юбка
Длинное- …(короткое) платье
Сильный- … (слабый) спортсмен
Веселая- … (грустная) девочка
Высокий-… (низкий) человек
Смеется- …(плачет) ребенок
Лежит- …(сидит) человек
Закрыть- … (открыть) книгу
Взлетает- … (садится) самолет
Надевает-… (снимает) свитер
Воспитатель: Вот какие вы умные, опять выполнили задание и открыли еще один замочек. Нам осталось открыть еще два замочка. Продолжим?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот беда. У нас совсем не осталось сил, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать- не знал.
(Движения по тексту)
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, набрались сил. Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, открылся еще один замочек.
Посмотрим, какое же последнее задание нас ожидает?
Нам с вами нужно нарисовать рисунок, а рисовать вы будете так, как просят лесные жители. Я буду вам читать, а вы будете рисовать под мою диктовку.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: У всех на столах лежат листы, на которых посредине изображено дерево. Как называется это дерево?
Дети: это береза!
Воспитатель: А сейчас нарисуйте в левом верхнем углу облако, (дети рисуют), в правом верхнем углу- солнце, в левом нижнем углу- цветок подснежник, в правом нижнем- елку. Между елочкой и березой нарисуйте пенек, между цветком и деревом- травку. (Дети схематично рисуют предметы).
Молодцы, вы очень хорошо выполнили все задания и открыли все замки, наступило время открыть шкатулку. (Открываем шкатулку).
Ой, а здесь какая- то записка (читает).
«Ребята, будьте внимательны, ведь Снежная королева заколдовала в лесу и хорошее и плохое »
Вы только посмотрите, сколько здесь зеленых листочков, цветов, травки, давайте вместе украсим наше изображение грустного леса, которое нам оправили лесные жители. (в шкатулке так же находится изображение различного мусора, костра. )
Заключительная часть:
Ну что, ребята, как вы думаете, получилось у нас расколдовать лес и помочь лесным жителям?
Дети: Да!
Воспитатель: Какой теперь лес?
Дети отвечают:…
Воспитатель: Молодцы! За то, что вы справились со всеми заданиями, лесные жители прислали вам подарок. (Воспитатель раздает раскраски с изображениями диких животных, дети разукрашивают).