Мальцева Елена Николаевна
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 6» г. Благодарный
Ставропольского края
Занятие кружка «Юный художник» в 6 классе.
Тема занятия «Изображаем красоту зимы».
Цель: Формировать умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи цветового решения рисунка.
Задачи:
– расширять знания об эмоциональном содержании цвета, об авторах знаменитых полотен;
– закреплять знания о тёплой и холодной цветовых гаммах;
– учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы;
– воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка.
Материалы: белая и тонированная бумага, гуашь, кисти.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Целеполагание.
IV. Сообщение нового материала с использованием презентации.
VI. Рефлексия.
VII. Физминутка.
VIII. Практическая работа.
IX. Итог.
1.Организационный момент.
Приветствие, постановка задач занятия.
Слайд №1.
Ребята, сегодняшнее наше занятие я хочу начать с загадки.
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….
Ответ: Зима
Ребята, можете ли вы предположить, ответив на загадку, как будет звучать тема нашего занятия? (определение темы занятия). Слайд №2
Совершенно верно – зима, а тема нашего занятия будет звучать так - «Изображаем красоту зимы».
II. Целеполагание.
А можете ли вы предположить, по названию темы, о чем пойдет речь на нашем занятии и чем мы будем заниматься?
(Дети отвечают, учитель обобщает сказанное детьми и дополняет их ответы).
Правильно. Мы будем рисовать зиму и постараемся передать настроение, в рисунке используя цветовую гамму.
III.Этап актуализации знаний, повторения изученного на прошлых занятиях. Слайд № 3.
Но прежде, давайте вспомним и назовем цвета холодной и тёплой цветовой гаммы.
(ответы детей)
Какие ассоциации вызывают у вас цвета теплой и холодной цветовой гаммы?
Ответы детей:
- теплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость.
- холодная цветовая гамма: грусть, задумчивость, покой…
Скажите ребята, в какой цветовой гамме изображают художники лето, весну, осень? (ответы детей)
А какую цветовую гамму использует в своём наряде Красавица - Зима?
(ответы детей)
А это мы выясним в ходе нашего занятия.
IV. Сообщение нового материала.
Давайте проведем с вами небольшую исследовательскую работу.
Рассмотрим картины известных художников и выясним, какую цветовую гамму, для передачи настроения, используют профессиональные художники, изображая зиму.
Посмотрите на экран.
Слайд № 4. Перед нами картина известного художника Константина Коровина «Зимой».
Какое состояние природы передал художник в картине?
Какое время суток изображено на ней?
Какую цветовую гамму использует художник для передачи настроения в своей работе?
Верно. Художник использует цвета холодной цветовой гаммы для передачи тихой задумчивости, состояния покоя. Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.
Слайд № 5. Совсем другая по характеру картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж».
Скажите ребята, какое настроение создает у вас эта картина?
(ответы детей: грусти, тревоги)
Как цветовая гамма помогает художнику создать такое настроение у зрителей?
Холодные темные тучи низко нависли над землей, заснеженные дома застыли в тревожном ожидании.
В картинах всегда передается настроение художника, он невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. У Константина Коровина это грусть, покой, у Алексея Саврасова тревога, но есть в зиме и что-то молодое и веселое.
Слайд № 6. Увидеть это мы можем в картинах моего любимого художника Игоря Грабаря. Перед вами его картина «Иней». Грабарь любил зиму. Он писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день.
Какое время суток изобразил художник в пейзаже?
Раннее утро.
Какие по цвету, краски использовал художник, передавая настроение в своем пейзаже?
(оттенки холодного голубого и синего цвета).
А вот еще один пейзаж, который тоже называется «Иней».
Чем отличаются эти пейзажи? В какой цветовой гамме написан этот пейзаж?
(ответы детей):
Пейзаж, который расположен слева, написан в холодной цветовой гамме и создает настроение тихой задумчивости и грусти, а справа мы видим совершенно иной по характеру пейзаж. В ветках деревьев весело играет солнечный свет, отражается мягкими переливами на снегу, создавая веселое и игривое настроение.
Слайд № 7. Грабарь «Мартовский снег».
Скажите ребята, можете ли вы определить, в какой цветовой гамме написана картина «Мартовский снег»?
Какие по цвету, краски использовал художник, изображая снег?
(ответы детей)
Правильно, в теплой цветовой гамме. Ведь художник использовал оттенки теплого розового и желтого цвета.
А почему он использовал теплую цветовую гамму?
(что бы показать солнечный день, игру солнечных бликов)
Слайд № 8. Ведя разговор о зиме, нельзя оставить без внимания творчество Бориса Михайловича Кустодиева. Перед нами его знаменитая «Масленица».
Что вы видите на картине?
В какой цветовой гамме написана эта картина?
А как вы думаете, почему в теплой цветовой гамме выполнил художник свою картину?
(ответы детей).
Правильно идет веселье, праздник в городе, масленица. Сквозь заиндевевшие ветви просматриваются крыши домов с «пушистыми», застывающими на глазах у зрителя дымками, толпы нарядных людей. В прозрачном воздухе будто слышатся перезвоны колоколов, бренчание бубенцов, смех детей, крики балаганного зазывалы, карканье вспугнутых ворон. В золотисто-розовых лучах солнца, в красочных полнокровных формах разворачивается широкая панорама русской зимы.
V. Рефлексия.
И так, мы исследовали картины известных художников.
Скажите, ребята как цветовая гамма помогает художникам передавать настроение в картине?
(ответы детей).
Чтобы окончательно в этом убедиться, проведем эксперимент.
Я выполню один и тот же пейзаж в холодной и теплой цветовой гамме, и посмотрим, как изменится характер и настроение в рисунке.
В холодной цветовой гамме я выполнила заранее, а в теплой выполню сейчас.
(выполняю рисунок зимнего пейзажа в теплой цветовой гамме на тонированной бумаге).
VI. Физминутка.
Капля первая упала – кап,
И вторая побежала – кап.
Намочились лица -
Мы их вытирали.
Капли дружно все стряхнем,
Руки насухо протрем.
Мы друг к другу повернемся и всем мило улыбнемся.
VI. Практическая работа.
Перед вами белая и тонированная бумага, краски и кисти. Ваша задача: выполнить, проявив фантазию, зимний пейзаж, используя холодную или теплую цветовую гамму на выбор.
VII. Итог.
Анализ и обсуждение выполненных на занятии творческих работ, оформление импровизированной выставки, подведение итогов.
И так, мы с вами исследовали картины профессиональных художников, выполнили самостоятельные творческие работы, оформили выставку.
Что нового открыли вы для себя на нашем занятии?
В заключение нашего занятия я хочу поблагодарить вас за сотрудничество и вручить вам на память подарочные сертификаты за активное участие в занятии кружка «Юный художник».
Мальцева Е.Н., учитель изобразительного искусства и МХК
МКОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольский край Страница 5