Из опыта работы психолога по профилактике суицидов
Из опыта работы психолога по профилактике суицидов
«…Самоубийство – мольба
о помощи, которую никто
не услышал…»
Р. Алеев
Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.
Суицид является второй, наиболее распространенной причиной смертности лиц в возрасте 15-19 лет, после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других видов физического вреда здоровью.
По данным Всемирной организации здравоохранения показатель суицидов на 100 тыс. населения в Республике Казахстан составляет 29,9 %. Казахстан находится на 4 месте в мире по количеству, совершенных суицидов. Кроме этого по данным исследования 2007 года Восточно-Казахстанская область находится на 1 месте по республике по количеству суицидов.
Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы психолога по профилактике суицидов»
Восточно-Казахстанская область,
Уланский район, п. Огневка
КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»
ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта»
Из опыта работы психолога
по профилактике суицидов
среди подростков
Психолог Варгунина О.П.
2015 год
«…Самоубийство – мольба
о помощи, которую никто
не услышал…»
Р. Алеев
Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.
Суицид является второй, наиболее распространенной причиной смертности лиц в возрасте 15-19 лет, после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других видов физического вреда здоровью.
По данным Всемирной организации здравоохранения показатель суицидов на 100 тыс. населения в Республике Казахстан составляет 29,9 %. Казахстан находится на 4 месте в мире по количеству, совершенных суицидов. Кроме этого по данным исследования 2007 года Восточно-Казахстанская область находится на 1 месте по республике по количеству суицидов.
Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как...
В жизни у ребенка, считают психологи, есть два якоря, держась за которые, он живет, - семья и школа. Но когда плохо в школе, нередко ухудшаются и отношения с родителями. Ну а если в семье у ребенка конфликт, то какая может быть учеба. А самоубийство обычно и происходит, когда накладываются несколько проблем.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказываете человек.
Проблема устранения условий, подталкивающих к самоубийству молодежь, является весьма важной. При работе с молодежью, особенно с трудными подростками, внимание должно быть постоянно обращено на возможность совершения суицида с тем, чтобы вовремя и умело его предотвратить.
Необходимо уметь выделять общие признаки душевного дискомфорта у лиц, склонных или уже готовых к суициду с целью предотвращения непоправимой трагедии.
Работа по профилактике суицидов в КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина» ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
Учащихся, склонных к суицидальному риску в школе нет.
По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.
Поэтому проводится совместная работа психолога, учителей и родителей. Применяются разнообразные формы работы: тренинги «Профилактика суицидальных мыслей и побуждений среди учащихся начальных классов», «Я+ОН+ОНИ=МЫ», «Помоги себе сам», «Социально-психологический тренинг», «Как противостоять психологическому насилию», «Пять шагов к успеху», «Профилактика тревожных состояний», беседы на темы «Как найти выход из сложных жизненных ситуаций?», «Легкое решение сложных проблем», диагностика, коррекционная работа, родительские собрания на темы «Высшая мера», «Трудный возраст», «Что такое суицид и как с ним бороться?», организуются выставки рисунков на темы «Я люблю тебя, жизнь», «Как прекрасен этот мир», «Мир глазами детей», конкурсы сочинений на темы «Жизнь - бесценный дар», «За что, я люблю жизнь», «Крылатые слова о жизни».
В диагностике учащихся используются методики: «Выявлениесуицидального риска у детей» ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер), тест суицидальных наклонностей З.Королёва, проективные методики «РНЖ», «Дом.Дерево.Человек», цветовой тест Люшера.
Проводятся встречи учащихся с медицинскими работниками СВА
п.Асу-Булак.
Большое внимание уделяется профилактике суицидов в неблагополучных семьях, с этой целью психологом школы для каждого ребенка ведется дневник наблюдений, в котором фиксируются все изменения в поведении детей, отслеживается семейная обстановка. Еженедельно психологом школы Варгуниной О.П., заместителем директора по воспитательной работе Самамбетовой Н.П. совместно с старшим лейтенантом УИП УВД Уланского района Максутқызы А., старшим лейтенантом УИП УВД Мамбетовым Б., представителями акимата п. Огневка проводятся профилактические рейды в данные семьи.
Отдельным блоком работы в профилактике суицидов является работа с выпускниками, так как ситуация сдачи ЕНТ является сильным стрессом для ребенка, в случае неоправданных ожиданий может спровоцировать суицидальные попытки. Работа с выпускниками ведется по программе «Психологическая подготовка к ЕНТ», которая включает в себя занятия, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения, формирования стрессоустойчивости, развитие умения находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Вопросы по проблеме профилактике суицидов рассматриваются на педагогических советах, заседаниях при директоре.
Все учащиеся школы охвачены внеурочной деятельностью.
Суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются непродуктивной (защитной) реакцией адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.
Работа психолога по профилактике суицидальных мыслей и побуждений должна быть направлена на формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.