Из опыта работы "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе"
Из опыта работы "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе"
Из опыта работы «Профилактика и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе».
Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один на белом свете.
Основываясь на том, что в настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков, 6 место в мире среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии), возникает необходимость в организации деятельности по предупреждению и профилактике суицидального поведения.
В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении стимулирующих это явление факторов, так и о коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.
Школа, где подростки проводят треть дня, представляется средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, психологи. Также работа организуется при сотрудничестве с правоохранительными органами, специалистами МУЗЦГБ, КДНиЗП, со службой телефона доверия, Центром диагностики и консультирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе"»
Из опыта работы «Профилактика и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе».
Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один на белом свете.
Основываясь на том, что в настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков, 6 место в мире среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии), возникает необходимость в организации деятельности по предупреждению и профилактике суицидального поведения.
В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении стимулирующих это явление факторов, так и о коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.
Школа, где подростки проводят треть дня, представляется средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, психологи. Также работа организуется при сотрудничестве с правоохранительными органами, специалистами МУЗЦГБ, КДНиЗП, со службой телефона доверия, Центром диагностики и консультирования.
При разработке программы по профилактике суицида и суицидального поведения "Доверие", мы опирались на идею о том, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей включается некий механизм, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов.
В связи с этим, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.
Также, специалисты в данной области утверждают, что отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации. Это было учтено при организации профилактической работы в нашем образовательном учреждении.
С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам которой выявлена «группа риска» с признаками повышенного уровня тревожности, пониженным настроением, с низкой активностью. С этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.
Как уже было сказано ранее, работа по реализации программы организуется в тесной взаимосвязи с классным руководителем. Для педагогов собран пакет методического инструментария (карта наблюдения, памятки и пр.), с помощью которого возможно осуществление первичной диагностики, то есть выявление учащихся «группы риска». Далее, по заявке классного руководителя в индивидуальном порядке реализуется углубленное обследование учащегося, при необходимости коррекционная и просветительская робота в зависимости от случая.
В преддверье выпускных экзаменов (9, 11 классы) с учащимися проводится диагностическое обследование эмоционального состояния, и склонности к депрессивным состоянием. Со всеми выпускниками проводятся занятия с элементами тренинга, способствующие снятию эмоционального напряжения и обучению способам саморегуляции и самоконтроля.
Стоит отметить, что под особым вниманием находятся учащиеся, состоящие на всех видах учета, учащиеся из неблагополучных семей, приемные и опекаемые подростки; дети, родители которых находятся в разводе и, конечно же, одаренные ученики.
В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям: темы о здоровом образе жизни, дружбе, добра, взаимопонимания.
В работе с семьей используются разнообразные формы деятельности, то есть родительские собрания, лектории, консультации и занятия с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.
Классные руководители посещают семьи обучающихся с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.
С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.
Анализируя эффективность нашей деятельности, приходим к выводу, что данное направление в настоящее время значимо. Но стоит отметить, что положительная динамика незначительна. Иными словами, сопровождение учащихся «группы риска» организуется с момента выявления до окончания обучения подростка в нашем образовательном учреждении. То есть учащийся будет под особым контролем даже после проведенной коррекционной работы.
Еще одна сложность в том, что не всегда удается с помощью диагностического инструментария выявить детей в состоянии эмоционального напряжения и предугадать возможный суицид.
Часто бывают случаи, когда родитель не дает согласия на психологическое сопровождение ребенка. Затрудняет профилактическую работу отсутствие желание сотрудничать по данному вопросу, отстраненности родителей от этой проблемы, действие по принципу «со мной это не случится», то есть психологическая некомпетентность родителей.
Приложение 1.
План работы
по профилактике суицидального поведения учащихся
Цель деятельности: профилактика и преодоление социально-психологической дезадаптации.
Основные задачи:
оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
содействовать профилактике неврозов;
способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
№
Наименование мероприятия
Форма проведения
Сроки проведения
Участники
Ответственные
Диагностическая работа
1
Особенности детско-родительских отношений
Диагностика
Ноябрь (повторно в течение года)
Родители
Педагог-психолог.
Социальный педагог
2
Удовлетворенности учащихся школьной жизнью и сформированности ученических коллективов.
Диагностика в рамках ВШК
Октябрь-ноябрь
Учащиеся
Педагог-психолог
3
Личностный рост
Диагностика в рамках ВШК
Декабрь, апрель
Учащиеся
Педагог-психолог
4
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения.
Диагностика
По запросу классных руководителей, законных представителей
Учащиеся 1 - 11 классов
Педагог-психолог.
5
Исследование социального статуса
Диагностика
По плану
3-11 классы
Педагог-психолог
6
Исследование уровня адаптации
Диагностика
Октябрь-ноябрь
Ампрель-май
1, 5, 10 классы
Педагог-психолог
7
Определение личностных отклонений подросткового возраста:
ПДО по А. Е. Личко,
Опросник Басса-Дарки,
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.
Диагностика
По запросу
Учащиеся «группы риска»
Педагог-психолог
8
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:
Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),
«Сенсорные предпочтения» (Н. Л. Васильева),
Экспресс-диагностика семейного состояния (Р. В. Овчарова),
«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера),
«Родительская тревожность» (А. М. Прихожан)
PARI (измерение родительских установок и реакций)
Диагностика
По запросу
Родители учащихся «группы риска»
Педагог-психолог
Коррекционно-развивающая работа
1
Вовлечение детей «группы риска» во внеклассную и
внеурочную работу. Мониторинг
Внеурочная деятельность
Сентябрь.
В течение года
Учащиеся «группы риска»
Классные руководители
2
Способы преодоления кризисных ситуаций
Психологическое занятие
ноябрь, апрель
Учащиеся 9, 11кл
Педагог-психолог
3
«Как научиться жить без драки» (3 кл, ШП №10 2006)
«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности), ШП №19 2002)
«Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Подросток и конфликты» (8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Расскажи мне обо мне» (10-11 классы, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)