Тема: Береги свои легкие
Цель:
Формирование ответственного отношения к своему здоровью через расширение знаний детей о дыхательной системе человека
Задачи:
-дать общие представления о легких, как органе, который позволяет человеку дышать.
-сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
-познакомить детей с правилами, помогающими сохранить своё здоровье.
-развивать речь учащихся, любознательность, внимание, наблюдательность, память.
-продолжать воспитание бережного отношения к своему здоровью, прививать интерес к предмету.
-доказать, что курение вредно для каждой части организма человека, научить рассказывать о работе голосовых связок, выполнять режим дня, отказываться от вредных привычек.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир»,
- рабочая тетрадь,
- компьютер
- проектор
- презентация
- шарики
- часы
1.Оргмомент.
Добрый день!
Рада видеть вас ребята здоровыми и готовыми к работе. А так же приветствую гостей, которые пришли к нам на урок. Ребята, что мы пожелаем присутствующим?
Для плодотворной работы на уроке надо только … ( Быть внимательным, читать книги, слушать товарищей, иметь к этому желание, работать с учебником…)
2. Включение детей в деятельность. Работа на интерактивной доске.
- Ребята, что мы видим? (На интерактивной доске) Дыхательную систему человека.
-Что произошло? (Человеку плохо)
-Почему?
-Давайте поможем исправить ситуацию. (Ребята правильно собирают дыхательную систему - все хорошо. Человек дышит, сердце бьётся. Если собрали не правильно- человек погибает.)
-Какой вывод можно сделать?
(Человеку может быть плохо, если его дыхательная система нарушена или работает неправильно)
- Предлагаю обсудить эту проблему и объявить тему нашего урока.
«Береги свои легкие»
Почему эта тема очень важна для нас?
- Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)
- Сколько времени человек может находиться без пищи? (до одного месяца)
- А без воздуха? (2-3 мин.)
Практическая работа №1
• Проверим. Закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Засечь время по часам.
• Что почувствовали?
Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут
-А много ли человеку надо воздуха?
(Каждому индивидуально)
Практическая работа №2. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а затем выдох, надуем шарик. Вот сколько воздуха в ваших легких. Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.
Какой вывод можно сделать?
Ваши лёгкие – это удивительный орган: они позволяют вам дышать, разговаривать, петь, смеяться и многое другое. Важность этой системы подтверждает текст.
Текст №1
- Прочитайте текст.
«Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки получают из органических веществ энергию. Без энергии клетки погибают. В отличие от питательных веществ кислород нельзя запасти впрок.
Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно.
Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания.
Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют его от углекислого газа, который выделяется при получении энергии. Это вторая функция органов дыхания. Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим. Ты должен беречь их!
-Что мы узнали?- Обсудите в группах.
Что может быть причиной заболевания? (Отвечаем по группам)
(Курение, яды, простуда и т.д.)
Давайте посмотрим фильм и сделаем вывод. (Отрывок из фильма «Вредные привычки». Диск «Видео-презентации для классных часов» infourok.ru)
Лучший способ сохранить свои лёгкие чистыми и здоровыми – это не курить.
Курение вредно для каждой части твоего организма, но для лёгких оно особенно губительно.
Что же происходит при курении? (Ученик рассказывает о вреде курения)
Сигаретный дым, попадая в трахею, повреждает реснички. И они не могут больше защищать лёгкие от пыли и грязи. Альвеолы тоже говорят: «Ох!» Вредные вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, повреждают тонкие стенки альвеол. Здоровые клетки гибнут, и вместо них могут появиться раковые. Вылечить их часто очень трудно, а иногда и невозможно.
6. Профилактика курения.
- Так что же делать? Как сохранить свои легкие здоровыми?
(сообщение о пользе занятии спортом)
Есть ещё один путь проявить свою заботу о лёгких. Это занятие спортом. Спорт развивает все части твоего организма. Но особенно он полезен для сердца и лёгких. Когда ты бежишь, плывёшь или едешь на велосипеде, лёгкие получают больше воздуха и к их клеткам поступает дополнительное количество кислорода. Твои лёгкие становятся сильнее, и им легче выполнять свою работу. Сохрани свои лёгкие здоровыми, и они отблагодарят тебя.
7. Проверка домашнего задания
-А что вы сегодня приготовили на урок? (Статью «Сохрани свои легкие здоровыми)
(Лучшие работы зачитываются)
7. Проверка усвоенного материала.
1. Составить правила здоровых лёгких. (Групповая работа)
А теперь давайте познакомимся с правилами «здоровых лёгких», которые вы будете с сегодняшнего дня знать и ,надеюсь, выполнять. (Обе группы зачитывают свои правила. Затем составляются общие правила здоровых легких).
-Дружи с физкультурой и спортом;
-Гуляй на свежем воздухе;
-Избегай простудных заболеваний;
-Избегай вредных привычек;
-Не смейся во время приёма пищи - ты можешь подавиться;
-Регулярно проветривай свою комнат.
8.Рефлексия
Дети сигналят карточками:
Зелёный – познавательно;
Жёлтый – понравилось, но не всё;
Красный – скучно, неинтересно.
9. Домашнее задание
- Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека.
- Подготовить совместное выступление о заболеваниях дыхательных путей.
- С.36-37