Турнир вежливости.
Цель: прививать детям потребности культурного поведения, расширить представления детей о правилах этикета;
развивать умение правильно оценивать себя и других;
формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи:
Дать понятие об этикете.
Раскрыть историю понятия этикет.
Отрабатывать навыки культурного поведения
Оформление:
“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. (М.Сервантес)
“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”. (Ж.Руссо)
“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)
Добро, сделанное в тайне, отплатится явно.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно
Ход занятия.
1.Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
– Скажите, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
– Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
– Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
– Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
– Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
–Что значит быть культурным человеком и соблюдать правила культурного поведения?
–Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
– Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
– Правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часу?
- Мы уже говорили о правилах этикета, вежливости. Давайте вспомним некоторые из них и проверим себя, насколько хорошо мы знаем эти правила. Сделаем это в игровой форме. У нас две команды: «
- За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков. Итак, внимание! Начинаем!
2.Разминка.
Для разминки проведем конкурс – поэтическую игру “Словарь вежливых слов”.
1. Растет даже ледяная глыба От слова теплого.(“Спасибо.”)
2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит. (“Добрый день.”)
3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь.(“Здравствуйте.”)
4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы. (“Спасибо.”)
5. Когда нас бранят за шалости, Говорим. (Прости, пожалуйста.)
6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут.(“До свидания.”)
3. Домашнее задание.
–Назвать какие правила этикета нарушены.
Сценка «Случай во время урока».
Идёт урок. В это время открывается дверь, в класс вбегает запыхавшийся Федя.
- Я встретил Витю, мы вместе ходили в Детский сад. Витя учится в нашей школе, а я и не знал. Вот здорово!
- Садись, Федя! - сказала учительница и нахмурилась.- Сейчас ты допустил несколько ошибок
- Извините, пожалуйста, я, кажется, нарушил этикет. Мне бабушка об этом рассказывала.
- Да, на этот раз ты прав. Подскажите Вите, какие он правила нарушил?
4. Конкурс «Пословица за пословицей».
– Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение в фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их! Вам раздаём фрагменты пословиц, вы должны из них составить пословицы.
Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.
Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
Как проживешь, так и прослывешь.
Худо жить без ласкового слова.
Не мудрен привет, а сердце покоряет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Встречают по одежке, провожают по уму.
У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
От слова спасенье, и от слова погибель.
От одного слова, да навек ссора.
5. Конкурс «Прошу за стол».
При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах. Вот некоторые из них.
“ Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.
6. Давайте и мы с вами вспомним современные правила этикета за столом.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
– как только вошли в комнату;
– только после того, как сядут хозяева;
– после приглашения хозяйки.
2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
– заправляете за воротник;
– кладете на колени;
– кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
– гневно отказаться;
– отказаться, назвав причину отказа;
– взять немного, поблагодарив.
4. Как правильно есть котлету?
– ножом и вилкой;
– одной вилкой;
– одним ножом.
5. Для чего к рыбе подается нож?
– чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
– чтобы отделят мясо от костей;
– чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
– самые большие;
– самые маленькие;
– те, что лежат ближе к вам.
7. Конкурс «Сервировка стола».
– Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов". И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.
Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.
– Перейдём от теории к практике. Вы должны правильно разложить приборы на обеденном столе.
8. Конкурс «Угадай пословицу».
– Предлагаем вашему вниманию рисунок. На нём зашифрована пословица. Какая? Вы должны угадать пословицу.
9. Конкурс «Модный этикет».
– Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Мы будем называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что мы на самом деле имеем в виду.
1. Сапоги-теплицы. (Унты или валенки.)
2. Дубленка для сторожа. (Тулуп.)
3. Головной убор для дурака. (Колпак.)
4. Безрукавка с подолом. (Сарафан.)
5. Бабочка на косе. (Бант.)
6. Зонтик для носа. (Козырек.)
7. Стрелочники. (Брюки.)
8. Защитная одежда стряпухи. (Фартук.)
9. Два сквозняка – пара. (Сандалии.)
10. Дамская треуголка. (Косынка.)
11. Сверхобувь. (Галоши.)
12. Кистяное изделие. (Шаль.)
Подведение итогов.
Рефлексия.
– Сегодня на классном часе шла речь -----
– Мне понравилось (или не понравилось) -----
– Мне хочется воспитать в себе ------