ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
Цели мероприятия:
• закрепить знания по русскому язьіку и литературе;
• развивать логическое мышление, познавательную деятельность учащихся;,...
• обогатить кругозор, словарный запас;
• прививать интерес к языку;
• создавать условия для развития творчества учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, карточки ,
Ход мероприятия:
Приветствие
Психологический настрой с целью снятия психологической зажатоети класса, создание благоприятного, эмоционального состояния учеников
Добрый день! , , :
Пусть будет приятным наше общение, И побеждает самый достойный! .....
Условия игры ...
Игра состоит из семи туров,
Каждый тур состоит из нескольких.: вопросов.
За правильный ответ ученик получает жетон.
В группе 14 учащихся. После каждого тура выбывает тот, у кого наименьшее число жетонов.
I тур. «Ответь правильно».
1. Что изучает «Лексика»? Словарный состав языка.
2. Со слов «жили-были» начинается ...сказка.
3. Что такое синонимы? Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение.
4. Продолжи строчку «Лес, точно терем расписной»... Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
5. Что такое антонимы? Слова одной части речи, противоположные по значению.
6. Автор «Снежной королевы»? Ганс Христиан Андерсен.
7. Что такое омонимы? Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
8. Кто написал произведение «Тимур и его команда»? Аркадий Гайдар.
9. Что такое фразеологизмы? Устойчивые сочетания слов.
10. Как зовут деда из повести «Белый пароход»? Момун.
11. Главные члены предложения? Подлежащее и сказуемое.
12. Из какого стихотворения слова «Мне с отчимом невесело жилось»? Спешите делать добрые дела.
13. Второстепенные члены предложения? Определение, дополнение, обстоятельство.
14. Автор произведения «Конек-горбунок»? ( Петр'Ершов)
15. Что изучает «Морфология»? Части речи.
16. Что такое имя существительное? Самостоятельная часть, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что?
17. В какой стране родился великий сказочник Г. X. Андерсен? В Дании.
18. Что такое имя числительное? Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов.
19. В кого превратился «гадкий утенок»? В прекрасного лебедя.
20. Что такое местоимение? Самостоятельная часть речи, которая указывает на Предметы, признаки или количества, но не называет их.
21. Что такое глагол? Самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета й отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
22. Автор «Двенадцать месяцев»? Самуил Маршак.
23. Сколько наклонений у глагола? Три: изъявительное, повелительное, условное.
24. Кто такая Мэри Поппинс? Няня-волшебница-.
25. Что такое Причастие Особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного.
26. Как Лис объяснил принцу, «что такое счастье»? Счастье- это когда живешь не ради себя, а ради других-.
27. Разряды причастий? Действительные и страдательные.
28. Кому помогла Женя из сказки «Цветик-семицветик»? Вите.
29. Причастный оборот? Причастие с зависимым словом.
30. Как зовут мальчика из чемодана? Электроник.
ІІ тур. «Поставь ударение»
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, балованный, шофёр, квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.
ІІІ тур. «Соедини слова»
И. Бунин s
«Цветик-семицветик»
М. Горький
«Муха и пчела»
А. Толстой
«Двенадцать месяцев»
А. Гайдар
«Гадкий утенок»
Ч. Айтматов
«Конек-горбунок»
М. Кабанбаев
«Листопад»
А.Яшин
«Стрекоза и муравей»
П. Ершов
«Приключения Электроника»
Г. Андерсен
«Арстан, я и виолончель» . :
С. Маршак v
«Белый пароход»
П. Треверс
«Спешите делать добрые дела»
В. Катаев
«Сказка о царе Салтане»
Е. Велтистов
«В людях»
И. Крылов
«Тимур и его команда» ,
С. Михалков
«Детство Никиты»
А. Пушкин
«Мэри Поппинс»
Ответы: И.Бунин «Листопад», . М Горький «В людях», А. Толстой «Детство Никиты», А.Гайдар «Тимур и его команда», Ч.Айтматов«Белыйпароход»,М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель», А.Яшин «Спешите делать добрые дела», П.Ершов «Конек-горбунок», Г.Андерсен «Гадкий утенок», С.Маршак «ДвенадцатьМесяцев», П. Треверс «Мэри Поппинс», В Катаев «Цветик-семицветик», Е.Велтистов
«Приключения Электроника», И.Крылов «Стрекоза и муравей», С.Михалков «Муха и пчела», А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
IV тур. «Рифма»
Подобрать к данным словам созвучные слова
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Например: крышка, покрышка; дедушка, ладушка; знак, полумрак; цветок, знаток; народ, огород.
V тур. «Подбери синоним»
Засучить рукава - ... быстро, хорошо.
Набрать воды в рот - ... молчать^
Как две капли воды — ... схожи как близнецы. .
Спустя рукава - ... небрежно, кое-как.
Ни свет-ни заря - ... очень рано.
Зарубить на носу - ... запомнить.
Водой не разольешь - ... очень дружны.
Волк в овечьей шкуре -... лицемер.
Морочить голову - ... ввести в заблуждение, сбить столку. ;
Хоть шаром покати *-• ... пусто, нет ничего.
Дело в шляпе - ... всё в порядке.
Сесть в калошу положение.
попасть в неловкое
VI тур. «Допиши»
Жить душа ... в душу.
Куда глаза ... глядят.
Одна нога здесь, ... другая там.
Семь раз отмерь. ... один раз отрежь.
Без труда ... не вынешь и рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, ... а имей сто друзей.
Сделал дело — ... гуляй смело.:
В здоровом теле ... здоровый дух.
-Любишь кататься, ... люби и саночки возить.
Кто не работает, ... тот не ест.
VII тур. «Знаем ли мы?»
Какое «морс» дома с -ни-? Ванна. .
Какой язык с -сс: „? Русский.
Кому принадлежит хрустальная туфелька? Золушка.
Как зовут деревянного мальчика? Буратино.
Тигр, враг Маугли? Шерхан.
Какую рыбу выловил Емеля? Щука.
Девочка с голубыми волосами? Мальвина.
Она отправилась искать своего брата Кая. Герда.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». Из какой сказки эти слова? «Колобок».
В какой сказке злая мачеха хотела отравить яблоком свою падчерицу? «Белоснежка и семь гномов».
Жюри подводит итоги.