Просмотр содержимого документа
«Имею право на права»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Сергеевка
Партизанского муниципального района
Классный час на тему:
«Имею право на права»
Разработала
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с. Сергеевка
Белобородова А. В.
2015 г.
с. Сергеевка
Цель классного часа:
Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи классного часа:
1. Познакомить учащихся с основными правами и научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Но прежде, чем мы начнем классный час, предлагаю создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки и улыбнитесь.
Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
- Сегодня у нас классный час на тему: «Имею право на права».
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете? (нормы и правила людей в обществе)
- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы живем? ( Россия.)
Учитель: Наше государство очень богатое и большое, а богато, прежде всего, своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, а помогают им жить мирно правила - законы, люди придумали для себя их сами, в которых говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
Первый документ называется – «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование, право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили что: ( Показ презентации «Права ребёнка»)
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается (встать – руки вверх) или запрещается (сесть на корточки).
Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается). С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это (разрешается). Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться, Это – (разрешается). Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
Учитель: А сейчас, ребята, вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».
Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не повернёшься - бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке- умница .Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит ,избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её на трескучий мороз!
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспоришь.
Старик. Собирайся, милая дочь. (Уходят)
Учитель: Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право посягала старуха?
Учитель. Правильно, эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности. А сейчас вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте её угадать. На какое право посягались в ней?
Сценка «Снежная королева».
Герда: Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?
Кай: Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку и она растает.
Бабушка: Кай ,давай не будем говорить о ней.
Кай: Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз. Я ничего не вижу.
Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (толкает вазу).
Герда: Кай, что ты делаешь?
Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (открывает окно).
Герда: Кай, кто это? (входит Снежная королева).
Снежная королева: Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки. Поехали со мной, я покажу тебе много снежинок и других красивых вещей.
Кай: Нет, я не пойду с тобой! (Снежная королева накрывает его плащом, и они уходят).
Кай: (кричит): Герда, спаси меня. Мне холодно!
Герда: Она украла его. Кай, я обязательно спасу тебя.
Учитель: Ну, что, ребята, как называется эта сказка? Какое право ребёнка нарушила королева?
Правильно, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Это люди, они принадлежат только себе. А сейчас я предлагаю посмотреть сценку из ещё одной сказки. А вы должны угадать сказку, её героев, определить право ребёнка, которое нарушено.
Сценка «Золушка».
На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.
Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди! (появляются сёстры).
1 –я сестра:. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
2-я сестра:. Помоги нам поправить наряды.(Золушка поправляет)
1-я сестра:. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка: Что вы, сестрицы, вы смеётесь надо мной? Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха: (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?
2-я сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка: Маменька, можно я тоже поеду? Я надену какое –нибудь старое платье сестриц.
Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка: Я и за три дня не смогу всё это переделать!
Учитель. Узнали эту сказку. Надеюсь, что у вас нет мам, которые нарушают права на отдых и досуг.
Чтение стихотворения детьми «Новый закон».
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон издать
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха, - гласил бы он,-
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей.
Пусть надпись - буквы покрупней!-
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется!
Работа с памяткой.
-Итак, ребята, давайте вспомним, какие же вы имеете права. (Дети перечисляют).
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть? Ответы детей.
Учитель: А теперь я зачитаю самые важные обязанности.
Учитель. На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.
Памятка для учащихся.
«Права, которые у меня есть».
У меня есть:
право на имя, отчество и фамилию.
право знать своих родителей, совместно с ними проживать.
право на заботу и воспитание.
право на общение со своими родителями. , бабушками, дедушками, братьями, сёстрами.
право на общение с обоими родителями.
право выражать своё мнение.
право на уважение человеческого достоинства.
право на защиту своих прав и законных интересов.
право на личное имущество, на получение содержания от родителей.
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
Памятка для учащихся.
«Права, которые у меня есть».
У меня есть:
право на имя, отчество и фамилию.
право знать своих родителей, совместно с ними проживать.
право на заботу и воспитание.
право на общение со своими родителями. , бабушками, дедушками, братьями, сёстрами.
право на общение с обоими родителями.
право выражать своё мнение.
право на уважение человеческого достоинства.
право на защиту своих прав и законных интересов.
право на личное имущество, на получение содержания от родителей.