kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Я живу на Севере ЯНАО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие знакомит с культурой и бытом народов Севера

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Я живу на Севере ЯНАО»



«Я-житель Ямала»



Форма проведения: игра-путешествие

Дата проведения: 12.11.10

Количество участников: 20 человек

Цель: Пробуждение интереса и любви к родному краю

Задачи:

- знакомство детей с природой родного края

- воспитание бережного отношения к природе

- создавать радостную атмосферу

- воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать

- развивать умение рассуждать, объяснять, понимать.

Методы и приемы: беседа, поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, прослушивание записи звуков природы, творческое задание.

Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, магнитофон, кассета со звуками природы (пение птиц, звуки дождя, вой ветра, шелест листьев), иллюстрации со следами животных, фотографии объектов природы (грибов, ягод, рыб) .

Ход мероприятия

Педагог1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю- полуострову Ямал. Только дружба и душевная теплота помогут нам с вами, друзья, открыть тайны Ямала. Дорогие путешественники, вы готовы к новым открытиям? Чтобы наше путешествие было интересным, увлекательным и незабываемым, нам необходимо две команды. Предлагаю с помощью жребия разделиться. Итак, команды у нас готовы. Название команд- «Совы»,«Лемминги»

- Любая работа должна быть, удостоена внимания, оценена по заслугам. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Итог подведем по количеству заработанных жетонов. Итак, с удовольствием представляю членов нашего жюри:

I станция «Жители Ямала»

Педагог2-Вот и незаметно для Вас мы прибыли к месту путешествия. Первая станция «Жители Ямала». Слово «Ямал» означает: «Я» - земля, «мал» - край, Ямал – значит край земли. - Итак, начнем наш конкурс. Готовность каждая команда будет показывать сигналом. -Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (Ханты, ненцы, селькупы) -Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране. Внимание на экран.(слайды с фотографиями северных жителей) -А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (Оленеводство, рыболовство, звероводство.) - Как называется жилище коренных народов севера? (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО.) - Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка) (слайд) - Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица) (слайд) - Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? ( пимы) (слайд)



Педагог1: - Успешно прошла 1-ая часть нашего путешествия. Пока жюри оценивает ваши ответы, мы отдохнем и поиграем. ( Игра с залом и командами)



II станция «Живая природа»

Щука

Нум создал все хорошее и полезное на земле. Нга делал все назло Нуму, чтобы досадить ему. Нум слепил много рыбы для людей и отпустил ее в воду. Люди ловили рыбу и были сытыми. Нга решил создать щуку, которая уничтожит создания Нума и оставит людей без пищи. Сделал он большую щуку, размером с гору. Вставил ей большие зубы, чтобы ей легче было хватать жертву. От удовольствия Нга потирал руки, глядя на свое создание. Взял щуку и бросил ее в море. Она оказалась такой же голодной и жадной, как и ее создатель. Все ела на своем пути. Уже рыбы почти не осталось в реках, а щуке все мало. Радуется Нга, что насолил своему брату Нуму. Пришел шаман к Нуму жаловаться, что в реках убывает рыба. Рассердился Нум на своего брата Нга. Позвал к себе помощника и сказал ему: «Иди в море и убей щуку. Она может всю рыбу съесть. Ничего не оставит для людей». Помощник пошел щуку искать. Пришел к воде и ждет, когда выплывет щука. Прошло время, щука поднялась со дна и давай гоняться за рыбой. Помощник прицелился и выстрелил в щуку. Стрела взвизгнула и вонзилась в щуку. Щука от боли опустилась на дно моря. Нум взял свой посох и ударил им о землю. Щука сразу уменьшилась в размерах. Нум вырвал огромные острые зубы и отдал их шаману, чтоб они его оберегали от злых духов. А шаману велел сделать обереги для людей в виде рыбы, чтобы у них всегда был богатый улов и сытые семьи. С тех пор стали изготавливать и носить обереги в виде рыбы на удачу и защиту от злых духов.



Педагог1: Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни. Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа» (ответы – слайды)

1.По ночам она летает, Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит, С закрытыми глазами спит. (Сова)

2.По мхам он ходит и траве, Носит лес на голове.

Рогами защищается , От врагов спасается. (Олень)

3.Ночью очень чутко спит, Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет, И на охоте помогает. (Собака)

4.Ушки на макушке, Хвостик как пушок,

Очень симпатичный Маленький зверек. (белка)

5.Кто в жестокую пургу, Роет норку в снегу,

В снежок зарывается, От холода спасается? (куропатка)

6.Какой петух порою глух? Сел на елку на сучок

Бороды торчит клочок, Как летун он плоховат,

А порою – глуховат. (глухарь)

7.Какую ягоду называют северным виноградом? ( голубика)

8.Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)

9.Какая ягода на севере созревает самая первая? (морошка)



Педагог2-Послушайте внимательно поговорки и подумайте. Почему так говорят?

«Если пастух будет спать, то оленя ему не видать»

«Худой сетью рыбы не наловишь»

«Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть»

Пока жюри работает, мы послушаем стихотворение



Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Будет день такой, что любо!

Сразу тундра ожила.

И спешат навстречу людям

И заботы и дела.

Пастухи поедут в стадо,

Ладит снасти зверолов,

А рыбацкая бригада

Привезла большой улов.



III станция «Карта Ямала»



Педагог1: Вопрос для команды «Сов»: - Назовите важнейшие реки ЯНАО (Обь, Таз, Пур, Надым)

Вопрос для команды «Леммингов»: - Назовите городаЯНАО (Салехард, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко)

Вопрос для всех команд: - Назовите главный город нашего края (Салехард)

Педагог2: - Ребята, а вы знаете какой из городов старше, Салехард или Новый Уренгой? Правильно, значит Новый Уренгой моложе Салехарда? Сколько лет городу Новый Уренгой? - Какие самые главные улицы нашего города? - За последние годы в нашем молодом городе построено несколько памятников. Какие памятники вы можете назвать? (слайды с фото памятников) -В этом году в нашем городе открыт необычный памятник. Он посвящён человеку, который отдал всю свою жизнь охране окружающей среды Ямала. Это лесник Юрий Сергеевич Зотов. Теперь у муравленковцев есть новый повод для гордости: Юрий Зотов стал первым лесничим Ямала, в честь которого заложена аллея из пятидесяти саженцев березок. (слайды) Все мы любим свой город. Администрация нашего города, заботясь о своих горожанах, решила создать в городе островки зелёных насаждений – сквер «Здоровья», сквер «Лира», сквер «Победы». Хотелось бы вам, ребята, поучаствовать в проектировании этих скверов. Что такое сквер? (небольшой общественный сад в городе). Значит, это место, в котором люди будут отдыхать. Что поможет людям уютно чувствовать себя в сквере? Какие деревья могут расти в условиях Севера? Завершить наш праздник мы предлагаем созданием проекта скверов. Работа с болельщиками.Детиотгадывают загадки о деревьях, помогают вырезать модели деревьев и других объектов сквера, подносят командам.





(Возле сцены стоят 3 помощника с плакатами: «земля», «воздух», «вода») .



Ведущая1: Условия игры. Сейчас я по очереди буду называть животных, птиц и рыб, что живут на нашем Ямальском полуострове, например: ОЛЕНЬ! Участники должны подбежать к тому плакату, где, как они считают, живет это животное. В нашем случае - «земля». Произнесу «утки»! Участники какой круг занимают? «воздух», потому, что это птица. Игра понятна? Победит тот, кто ни разу не ошибется и раньше всех встанет к нужному плакату. Все понятно? Тогда начнем:

(ерш, песец, муксун, бурундук, нельма, гагары, кулик, лебедь, медведь, сырок, куропатка, лось, чебак, лиса, глухарь и т. д.) .

4 остановка - «Игровая».



Ведущая1: Что-то заскучали гости у нас, устали, пора поразмяться в смекалке, ловкости, да уме посостязаться. Ведь следующая остановка какая? Ну, конечно же игровая!

С чего начнем? Да пожалуй с загадок.

Любите загадки? (Да)

Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет –

Дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно,

Отвечайте быстро, дружно!

1. Кто зимою в белой шубке,

Летом в серой бегать любит?

Всеми признанный трусишка,

Но любимчик мой зайчишка.

2. Вот заснеженной тропой

Зверь крадется небольшой

Серебристый черный мех,

Он теплее шубок всех.

Красота его особа.

Он не кто-нибудь, а соболь.

3. В наших северных лесах

Есть красавица в мехах

Черно-серебристая

Шубонька пушистая,

Пышный хвост ее краса

Черно-бурая лиса.

4. Кто не знает попрыгунью,

Белогрудую летунью.

Хвост роскошный,

Ушки стрелки

У лесной пушистой белки.

5. Будто кошка, но крупней

Ох, опасна встреча с ней

Прыгнет сверху - берегись!

Потому что это рысь.

6. Любопытная картина:

Строит хатку и плотины

На реке без топора

Трудится семья бобра.

Ведущая1: -Наше путешествие подходит к концу. Слово для подведения итогов праздника предоставляется жюри.(Выступление Жюри)

Ведущая2: Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше путешествие хочется опять же словами Л. Лапцуя:



Кто не бывал в тундре Ямала,

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня-

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит нас неласковая вьюга,

В любой зайдете чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

















Викторина «Мой северный край»

Литература

  1. Кто автор произведения «Легенда о морошке»? (Прокопий Александрович Явтысый)

  2. Кто автор сказки «Два медведя»? (Лидия Васильевна Федорова)

  3. Кто автор «Рассказы об Ильке»? (Иван Григорьевич Истомин)

  4. Кто автор стихотворения «В куропачьем чуме»? (Роман Прокопьевич Ругин)

  5. Кто автор стихотворения «Первый день солнца»? (Леонид Васильевич Лапцуй)

  6. Кто автор сказки «Завистливый осетр»? (Николай Федорович Дудников)

  7. Как называется краткое изречение, смысл которого применим к различным случаям жизни? (Пословица)

  8. На берегу, какого озера родился ненецкий поэт Леонид Васильевич Лапцуй? (озеро Ярото)

  9. Как называется предание, вымысел, выдумка? (Легенда)

  10. Кто автор песни «Тэтэль-Вэтэль»(«Милый малый»). (Семен Няруй)

  11. Древний народ, больше всего фигурирующий в фольклоре народов ЯНАО. (Сихиртя)

  12. Собирательница ненецкого фольклора, исполнительница песен своего народа. (Елена Григорьевна Сусой)

Природа родного края

  1. Как называется мох, основная пища северных оленей? (Ягель)

  2. Как называется плоская безлесная возвышенность? (Тундра)

  3. Самка северного оленя. (Важенка)

  4. Как называется незамерзшее или растаявшее место на ледяной поверхности? (Полынья)

  5. Вымершее доисторическое животное, жившее на Севере много веков назад. (Мамонт)

  6. Какая ягода Ямала утоляет жажду? (Водяника)

Этнография

  1. Как называется погонщик оленьей или собачей упряжки? (Каюр)

  2. Как называется костер из сырых веток, травы, дающий много дыма, отпугивающего мошкару и комаров? (Дымокур)

  3. Длинная веревка для ловли оленя. (Аркан, тынзян)

  4. Как называется верхняя одежда из оленьих шкур, мехом внутрь? (Малица)

  5. Как называется меховая обувь? (Кисы)

  6. Шест для управления оленьей упряжкой. (Хорей)

Общие

  1. Полярный город, столица ЯНАО. (Салехард)

  2. Человек, ведущий кочевой образ жизни. (Кочевник)

  3. Назовите животных, изображенных на гербе ЯНАО. (северный олень и белые медведи)

  4. Какая птица изображена на гербе города Новый Уренгой? (полярная сова)

  5. Какое животное считается священным для народа ханты? (Медведь)

  6. Какой узор изображен на флаге ЯНАО? (оленьи рога)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Я живу на Севере ЯНАО

Автор: Верна Наталия Ивановна

Дата: 20.02.2022

Номер свидетельства: 600725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Классный час "Символика  ЯНАО" "
    ["seo_title"] => string(29) "klassnyi-chas-simvolika-ianao"
    ["file_id"] => string(6) "160856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422123076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Мир живой природы нашего края. "
    ["seo_title"] => string(34) "mir-zhivoi-prirody-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "116649"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412569415"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Культура народов Севера. /беседа/ "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-narodov-sieviera-biesieda"
    ["file_id"] => string(6) "115915"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412173959"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Мероприятие “ Дороже нет родного края ”"
    ["seo_title"] => string(43) "mieropriiatiie-dorozhie-niet-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "288397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454611219"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема " Коренные народы Ямала  и особенности спортивных национальных игр" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiema-koriennyie-narody-iamala-i-osobiennosti-sportivnykh-natsional-nykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "130105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415817674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства