Высокий познавательный интерес обучающихся к физической культуре немыслим без организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Поэтому моя работа направлена на формирование у детей культуры здорового образа жизни. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика
Концепция по сохранению и укреплению здоровья строится при соблюдении принципов:
У каждого ребенка свой потенциал здоровья, и его нужно учитывать;
Здоровье- это состояние организма, им нужно научиться управлять;
Здоровье – результат собственного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здорового образа жизни»
Формирование культуры здорового образа жизни
Высокий познавательный интерес обучающихся к физической культуре немыслим без организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Поэтому моя работа направлена на формирование у детей культуры здорового образа жизни. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика
Концепция по сохранению и укреплению здоровья строится при соблюдении принципов:
У каждого ребенка свой потенциал здоровья, и его нужно учитывать;
Здоровье- это состояние организма, им нужно научиться управлять;
Здоровье – результат собственного творчества.
Цель:
Формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
Формирование физических, интеллектуальных, духовных ценностей через осознание в процессе образования;
Развитие основных навыков гигиены, питания, самообслуживания;
Формирование знаний о строении тела, функциях органов и систем и охраны своего здоровья;
Формирование осознанной потребности в двигательном режиме.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:
1. Информирование о влиянии негативных факторов риска на здоровье;
2. «Обучение здоровью»
3.Пропаганда вредных привычек
4. Побуждение к занятиям физкультурой и спортом.
Для информирования детей мною используются следующие формы: беседы о гигиене, питании. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность детей.
«Обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны. Именно в школе в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа). Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Упражнения со скакалкой и обручем, футбольными мячами содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Практикую беседы о здоровом образе жизни, вредных привычках, СПИДе, тренинги «Курить - здоровью вредить», «Быть здоровым - это модно». Дети создают презентации о здоровом образе жизни. Привлекаю учащихся школы к занятиям в кружках, спортивных секциях. Привлекаю детей к участию в соревнованиях разного уровня, спортивных праздниках, проектах, Днях здоровья, товарищеских встречах по волейболу, футболу. Стараюсь личным примером у детей формировать культуру здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий помогает сформировать у него необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся и уровня физического развития.
При планировании и проведении занятий опираюсь на основные современные требования с комплексом здоровьесберегающих технологий:
Рациональная плотность;
Включение в занятия вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
Выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки.
Для занятий подбираю упражнения разного уровня для детей основной, подготовительной группы. Наличие спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые и другие упражнения одновременно всем учащимся. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические обручи, теннисные и волейбольные мячи, скакалки. Среди детей нашей школы очень популярны такие игры, как «пионербол», «лапта», в старших классах волейбол, футбол. Юношам предлагаю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой. Информационно - коммуникативные технологии использую в целях повышения уровня образованности ученика, развития коммуникативных способностей учащихся, умения принимать оптимальные решения. Среди множества материалов с использованием ИКТ большая часть посвящена пропаганде здорового образа жизни, технике безопасности на занятиях. Информация используется не только в качестве иллюстраций, но и как самостоятельный источник знаний. Этому способствует поисковая, проектная и исследовательская деятельность учащихся. Использование ИКТ помогает качественно рассмотреть технические и тактические действия в волейболе, баскетболе. Оснащение спортивного зала школы позволяет в полной мере использовать ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.
Использование метода проектов считаю необходимым важным компонентом своей методики проведения внеурочных мероприятий по предмету. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют во внеурочное время. Метод проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Использование технологии уровневой дифференциации позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Технология предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма. Технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всем обучаемым с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития детей.
Игра - это занимательная учебная деятельность. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество, происходит внутреннее раскрепощение учащихся, является классическим способом обучения действиям. Во внеурочной деятельности я использую различные варианты игр: игры с правилами; ролевые игры, игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры - викторины для проверки знаний. В условиях малокомплектной школы подбираю игры по количеству участников: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.
Эффективность применения технологий состоит в том, что дети стали меньше болеть, об этом свидетельствует анализ состояния здоровья за последние 3 года, изменилось отношение к занятиям, увеличилась посещаемость, за счет индивидуального подхода увеличился процент качества обучения. В школе чтутся многолетние спортивные традиции массовых соревнований. Так, традиционно проходят в школе легкоатлетический кросс, популярны детские турниры по футболу, волейболу, лыжам, «Веселые старты». Дети нашей школы принимают участие в соревнованиях районного и областного уровня, получают награды. И никого не удивляет, что небольшая школа на равных соперничает с крупными школами . Спортивные достижения – это вклад педагогов и учащихся в общую копилку результативности школы.