Просмотр содержимого документа
«Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни»
Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни
Белоусова Дарья Николаевна,
учитель начальных классов
«МАОУ СОШ №112 с углубленным изучением информатики»,
г. Новокузнецк
В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. Современная модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях особенно возрастает социальная, психологическая и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.
По данным научных исследований на сегодняшний день около 25–30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Директор Научного центра здоровья детей РАМН А. Баранов утверждает, что сегодня в стране только 3% здоровых детей. К окончанию школы более 90% учащихся имеют несколько хронических заболеваний. Такая ситуация обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Нестабильность общественного развития, создающая широкий спектр внешних и внутренних угроз, влекущих за собой конфликтогенность и агрессивность, эмоциональное напряжение в межличностном взаимодействии, проецируются на образовательную среду, порождают проблему психологической безопасности и психического здоровья ее субъектов.
Новая культурно-историческая ситуация повышает значение ценность здоровья: ведь только здоровый человек способен в полном объёме к активной саморегуляции поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной и творческой деятельности. Задачи формирования, укрепления и сохранения здоровья человека, живущего в напряжённой информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества. От реализации этой цели будет напрямую зависеть успешность существования человечества в будущем. Таким образом, осознанное воспитание ценностей здорового образа жизни и здоровья становится не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.
Сегодня инновационные процессы в образовании отражаются на всех компонентах структуры всех видов педагогической деятельности: расширяются цели образования и функции образовательных систем, решаются задачи сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни - одно из приоритетных направлений образовательной политики, отражённое в документах модернизации образования Российской Федерации, в Законе «Об образовании в РФ», где отмечается, что государственная политика в области образования основывается принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…
Формирование специальных педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное личное духовное развитие каждого ребенка, его психологическое здоровья - одна из актуальных задач, поставленная перед педагогами в современной системе образования. Перед учеником сегодня ставится задача обучения самоорганизации жизнедеятельности как жизнеутверждающей системы. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда будет обеспечиваться преемственность всех видов социального воздействия на ребенка: семьи, школы, других социальных и общественных институтов по формированию здорового образа жизни. Реализация поставленных целей возможна при совершенствовании уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а так же при разработке новых здоровьесозидающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий. Это возможно только при целенаправленном создании специальной здоровьесберегающей социальной среды, постоянно меняющейся в соответствии с возможностями и потребностями ребенка и общества, среды, стимулирующей здоровое развитие личности.
Включение содержания здорового образа жизни в круг вопросов образования позволяет сформировать культуру здоровья учащихся и их родителей. Это крайне важно, так как формируемая образовательным учреждением социальная зрелость выпускника, включающая способность поддерживать здоровый образ жизни, обеспечивает его жизнестойкость, успешную интеграцию «во взрослую жизнь» и реализацию своего потенциала в будущем.
Организация здорового развития ребёнка во всех сферах его жизнедеятельности должна предполагать формирование и развитие следующих сторон личности ребёнка:
гуманистических ценностных ориентаций, расширение круга интересов;
физической активности и культуры;
успеха в различных видах деятельности, доступных для ребенка на данной ступени развития;
самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности;
активной включённости в коллективную социально-значимую деятельность.
При этом в современной системе образования до сих пор существует доминирование в этом направлении биологического и медицинского подхода, слабо реализуется системный и культурологический подход к реализации идеи формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. В связи с этим национальная инициатива «Наша новая школа» и ФГОС провозглашают необходимость перестройки сложившегося в образовании подхода и перехода от здоровьесохранения к здоровьесозиданию школьников, поиску новых, более эффективных форм управления этой работой в обучении и воспитании.
Термин «здоровьесозидание» возможно употреблять в значении «творение» и трактовать как деятельное, процессуальное явление, сопряженное с самоактуализацией и формированием здоровьесозидающей личностной позиции.
Под понятием «здоровьесозидающая деятельность» понимается сотворение здоровья как качественно новой характеристики, поэтому данное словосочетание содержит как здоровьесберегающую деятельность (поскольку невозможно созидать на разрушенном), так и деятельность по формированию и по совершенствованию здоровья (с позиций создания нового качества состояния здоровья).
Таким образом, здоровьесозидание как более широкое понятие включает здоровьесохранение, здоровьесовершенствование, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение. Более того, оно нацелено на развитие жизненного опыта личности в формировании, сохранении и приращении собственного здоровья.
Важными компонентами здоровьесозидающей деятельности являются:
саморефлексия (состояния тела, духа и интеллекта);
самоцелеполагание (обнаружение нового «Я» самого себя);
самопрограммирование (разработка последовательности своих действий по осуществлению себя и поиск ресурсов в себе);
самореализация (осуществление процесса выхода на новый образ «Я»).
Стратегию здоровьесозидания можно представить в следующей логической последовательности: от овладения основными знаниями и навыками образовательной деятельности через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование – к самоопределению в отношении к здоровью, выработке здоровьесозидающей личностной позиции и освоению индивидуальных технологий оздоровления.
Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:
целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;
здоровый ребенок как практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;
здоровьесозидание, которое рассматривается не как совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;
готовность к здоровьесозидающей деятельности – это основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.
Таким образом, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают:
формирование в образовательном учреждении (на учебных занятиях и во внеклассной работе) здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — учащиеся — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;
опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности каждого человека;
совместная здоровьесозидающая деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);
формирование у всех участников образовательного процесса готовности к деятельности по созиданию здоровья, которая включает ценностные ориентации в отношении здоровья, систему знаний о здоровом стиле жизни, потребность участия в формировании здорового образа жизни, ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и приращению своего здоровья, творческую деятельность в сохранении и приумножении своего здоровья.
Поэтому важнейшей задачей любого образовательного учреждения становится обеспечение максимально благоприятных условий для формирования здорового образа жизни, гармоничного физического, психического и социального развития каждого ребенка. Активно идущий процесс модернизации образования, провозглашающий уход от единообразия и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса, ориентирует на создание условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики, которая удовлетворяет требованиям сохранения и укрепления физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов здоровья у детей.