Муниципальное специальное (коррекционное)учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная(коррекционная)
Начальная школа – Детский сад № 14 «Алёнушка» III –IY вида ( по зрению).
Конспект
Экологическая игра
«Путешествие в страну птиц».
Составила: Юсова Г.А.
Воспитатель коррекционного класса, 1 квалификационная категория
2013г. Кыштым
Челябинская обл.
Задача: Обобщить знания детей о птицах родного
края.
Экологическое воспитание учащихся.
Закрепить полученные знания.
Воспитывать любовь к окружающему миру.
Предварительная работа: Чтение литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Наблюдение за птицами.
Энциклопедические знания о птицах.
Оборудование: Жетоны, репродукции, картины,
бумага, цветные карандаши,
простые карандаши, карточки.
Ведущий: Сегодня мы проведем игру, которую назовем «Путешествие в страну птиц».
За каждый правильный ответ – жетон, победит тот- кто наберёт наибольшее количество жетонов. Каждый играет за себя. Все готовы? Начинаем.
Первые конкурс: «Разминка».
Отгадай загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться.
А захочет в птицу
Может превратиться? (яйцо)
«Гуль, гуль, гуль»- мани к себе их
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь ….(голубей)
«Он умом богат»-
Это в шутку говорят.
А на самом деле он
Не особенно умен.
Тем лишь только и приметен,
Что окраской разноцветен,
Напускает важный вид.
Что услышит- говорит. (попугай)
Что за домик на березе
С круглой дырочкой в доске?
Есть такие и в колхозе,
Есть такие и в Москве.
Говорят дом для птицы-друга,
Когда летит она к нам с юга.
(скворец)
В камышах она живет,
Дом у ней среди болот.
Там где водятся лягушки,
Цап! И нет одной квакушки. (цапля)
Не за морем птица эта
Возле нас она живет.
Дом по тише выбирает
И гнездо на крыше вьёт. (аист)
Эта птица не простая:
Днем его не сыщешь ты,
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
Днем его любой обидит,
Он при свете плохо видит
А во тьме пугает сам,
Пролетая по лесам.
Опоздавших замечает у гнезда и у норы,
И глаза его сверкают, как зеленые шары. (филин)
Ведущий: Закончена наша разминка.
Подведем первый итог. Наибольшее
Количества жетонов у …………….
А сейчас задание – работа с карточкой:
Нужно выбрать правильный ответ и объяснить
Почему?
Вопросы карточек:
Карточка №1
Для чего дятел барабанит?
Чистит клюв.
Кому-то, что-то сообщает.
Музыкой увлекается.
Ответ:
Дятел не стучит по стволу, а именно барабанит,
добывая корм. Рано весной раздается раскатистая
барабанная дробь - это дятел предупреждает, что это
его территория, что он здесь – хозяин.
Этот сигнал служит и приглашением для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов.
Карточка №2
Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг
не повреждается?
Дятел имеет крохотный мозг.
Голова на амортизаторах.
Череп сверх - крепкий.
Ответ:
Видели здоровенные дыры на деревьях?
Это дятлы добывают себе пропитание.
А громкий стук о дерево слышали?
И как это у него голова не болит- задаем мы вопросы. Потому, что у этой птицы между клювом
и черепом, между черепом и шейными позвонками
амортизаторы стоят- пружинистая хрящевая ткань.
Карточка №3
Зачем страус голову в песок прячет?
1.От страха.
2. Освобождается от паразитов.
3. Разыскивает пищу.
Ответ:
И совсем не из-за страха, как принято считать, а
в санитарно-профилактических целях. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок,
страус ждет (сколько вытерпит) пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, т. е. принимает самые настоящие песочные ванны.
Карточка№4
Сколько перьев у птиц?
Не пересчитать.
Более тысячи.
Более десяти тысяч.
Ответ:
Орнитологи пересчитали и выяснили у разных птиц и количество разное. Больше всего перьев у лебедя-
25 тысяч; причём одна пятая разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их
12 тысяч, а у голубя всего 2600.
Карточка № 5
Какие птицы самые быстрокрылые?
1.Соколы и ястребы.
2. Ласточки и стрижи.
3. Утки и чайки.
Ответ:
«Эх, ласточка-касатка, быстрокрылая»- поётся в песне.
Действительно самыми быстрокрылыми считаются ласточки и стрижи. Скорость их полёта может достигать 150 км\ч.
Карточка № 6
Почему у журавля рождается только один птенец?
1.Журавль откладывает только одно яйцо.
2. Сильный птенец убивает – слабого.
3. Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
Ответ:
Журавли откладывают два яйца, но птенец у них остаётся один. Потому что птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один из них не убьет другого,
А родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этими действиями.
Карточка № 7
Какая птица является чемпионом по нырянию?
Утка.
Гагара.
Пингвин.
Ответ:
Чемпионом по глубоководному нырянию является
представители Арктики и Антарктики.
Представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров.
Королевский пингвин - житель Антарктиды ныряет до 200 метров.
Карточка №8
Кто из птиц лучший танцор?
павлин.
Гусь.
Журавль.
Ответ:
Весной радостным криком оглашаются болота- это
журавли. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивают крыльями.
По-особому переступают тонкими ногами, по-особому взмахивают крыльями, по особому изгибают тонкие шеи. Это особый танец-танец весны. Лучше не опишешь, а лучше из птиц и не танцуют.
Ведущий: Закончен конкурс «Викторина».
Считаем жетоны. Продолжим
«Живые синонимы»- название следующего конкурса.
Задание: Продолжи фразу, как и о ком у нас говорят
в народе используя названия птиц:
1 Могучий как (орел)
2 Мольный как (сокол или птица)
3 Мудрый как (ворон)
4 Вороватый как (сорока)
5 Важный или спокойный как (гусь)
6 Важный или надутый как (индюк)
7 Верность…(лебединая)
8 Любовь и нежность (голубиная)
9 Ярко, вызывающе одетый…(павлин)
10 Длинноногий как (журавль)
11 Большеглазый как (филин)
12 Желторотый как (птенец, цыпленок)
13 Взгляд хищный как у ..(ястреба)
14 Взгляд зоркий как у ..(сокола)
15 Нос с горбинкой или (орлиный)
16 Нос приплюснутый или (утиный)
17 Шея красивая или (лебединая)
18 Болтать или трещать как (сорока)
19 Ворковать как ( голубь)
20 Накаркать (или накликать беду)..(ворона)
21 Долбить (или говорить одно и тоже) (дятел)
Ведущий: Окончен третий конкурс – подведем итог.
Победителем после трех заданий является:………….
Ведущий: Физ. Минутку проведет ……………………
Физ.минутка: «Лебеди».
(Ходьба на месте с поднятием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку))
Крыльями шумят.
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны)
Прогнувшись над водой,
Качают головой.
(Повороты головы)
Прямо и гордо
Умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину - проверить осанку,
пауза 3-4 секунды)
И очень бесшумно.
(Руки вверх - потянуться вверх)
На место садятся.
(Сесть на место, туловище держать прямо).
Кроссворд:
ПО вертикали:
Маленький мальчишка
В сером ярмечишке.
По дворам шныряет
Крохи собирает.
В полях ночует
Коноплю ворует
Ответ: Воробей.
Когда «поет», ничего не слышит.
Ответ: Глухарь.
«Дзень, дзень», поют Весну зовет.
Ответ: Синица.
По горизонтали:
Важный, Черный по полям, по садам
ходит, корм находит.
Ответ: Ворон.
Кричит картаво, первым прилетает.
Ответ: Грач.
В саду, где пели зяблики.
Сегодня посмотри, как розовые яблоки,
На ветках- …..
Ответ: Снегири.
Делает гнезда по высоким берегам,
Быстрее всех летает.
Ответ: Ласточка.
5.Укакой птицы зимой птенцы выводятся?
Ответ: Зимородок.
6.В городе и в деревне живут,
«Сизорями» зовут?
Ответ: Голубь.
Ведущий: Проверьте правильность ответов,
Ответы на экране. За правильный ответ - жетон.
Молодцы!
Сейчас пауза: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий: Последнее задание:
Определить количество птиц, записать их название.
Чтобы решить эту задачу, что необходимо сделать?
Ответ: Закрасить.
Ведущий: Каждой птице – свой цвет.
Выполнение задания.
Ведущий: Правильность ответов проверяем.
За правильность ответов – жетон.
А теперь подведем итог игры:
На занятии вы вспомнили о птицах, о весне, узнали
Что-то новое интересное.
А сейчас подведем итог - наибольшее количество жетонов у…………
Он (она) является победителем в нашей игре - и получает приз. Все молодцы! Спасибо!