Просмотр содержимого документа
«Дорога не тропинка»
Автор: Лебедева Ольга Юрьевна, учитель биологии, педагог-организатор МБОУ гимназия имени А.И. Яковлева, ХМАО-Югра, г. Урай.
Назначение: Сценарий проведения внеклассного мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий учеников 1 – 4 классов. Материал полностью или частично пригодится учителям классным руководителям, педагогам – организаторам, воспитателям и вожатым в детском пришкольном лагере при проведении тематических мероприятий. В ходе игры задаются вопросы и повторяются Правила дорожного движения. Цель: Популяризация Правил дорожного движения среди младших школьников. Задачи: 1.Укреплять здоровье детей посредством подвижных игр. 2.Способствовать правильному физическому развитию детей. 3.Повторить Правила дорожного движения. Действующие лица: Светофорик, Мальвина, Щелкунчик, Фунтик, Незнайка, Буратино.
Необходимое оборудование: Костюмы героев. Игровой кубик больших размеров на каждой стороне которого приклеены точки от 1 до 6 разных цветов: 1 и 5 – красного цвета, 2 и 4, желтого цвета, 3 и 6 – зеленого цвета. Игровое поле оформляется в виде кружков белого, красного, зеленого и желтого цвета. Игровое поле представляет собой огромную настольную игру. Полоски черного цвета для оформления «зебры». Отдельно оформляются «Старт» и «Финиш». Так же подготавливаются фишки трех цветов, которыми ходят игроки. Для капитанов команд кепки так же трех цветов (красный, желтый, зеленый).
Три столика для реквизита. На одном ребята собирают пазлы (дорожные знаки). На втором – отгадывают кроссворд или ребусы на тему ПДД. На третьем – изучают аптечку (в аптечку предварительно добавляются «лишние» вещи, которых там быть не должно, например, нитки, ластик, клей и т.д. Задача детей ознакомиться с содержимым аптечки, убрать лишние вещи и обосновать свой выбор. После этого ведущий объявляет правильные ответы, а также, рассказывает о незнакомых детям вещах, для чего нужно устройство для искусственного-дыхания и т.д.)
В каждой команде дети по очереди кидают кубик. Начитает ход капитан команды. Какого цвета кепка капитана такая и фишка. Возвращаясь к игровому полю, дети встают на свои места, чтобы не перепутать очередность.
Для задания «Попробуй отгадай» необходимы: магнитофон и минусовки песен, в которых встречаются названия любого транспортного средства. Например, Ёлка «это не шутки мы встретились в маршрутке», «На большом воздушном шаре апельсинового цвета». Из мультфильмов: Кот Леопольд «кручу педали», «голубой вагон» и т.д.
Во время игры ведущие на станциях: Светофорик – теоретические вопросы, загадки и песни (если на кубике выпало 1 или 5 красного цвета), Мальвина – настольные игры (ребусы, кроссворд, пазлы и аптечка) (если на кубике выпало 2 или 4 желтого цвета), Щелкунчик – подвижные игры с мячом, самокат, боулинг, дартц.
Незнайка, Фунтик и Буратино присоединяются к командам и играют вместе с ними.
«ДОРОГА НЕ ТРОПИНКА»
Светофорик: Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Светофорик, сегодня я пришел к сам в гости, чтобы проверить на сколько хорошо вы знаете правила дорожного движения! Я пришел я не один, а с моими друзьями-помощниками. Вот и они: Мальвина, и Щелкунчик.
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня мы с вами поиграем в замечальную игру, которая называется «Дорога не тропинка».
Щелкунчик: Добрый день, дорогие пешеходы, и сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая называется «Это я, это я, это все мои друзья!».
Щелкунчик: Я озвучиваю вам ситуацию, а вы дружно отвечаете «Это я, это я» или молчите. Итак, приступим.
Кто из вас идет вперед Только там, где переход?
(Это я, это я ...)
Кто летит вперед так скоро? Кто не видит светофора?
(молчание)
Знает кто, что красный свет это значит - хода нет?
(Это я, это я ...)
Светофорик: молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы знаете на какой сигнал светофора переходить улицу!
Незнайка, Буратино и Фунтик: А мы не знаем!!!
Светофорик: кто это у нас тут?
Фунтик: Я Фунтик, маааленький поросеночек и я не умею правильно переходить дорогу!
Буратино: А я Буратино, я только пошел в школу и еще не выучил дорожные знаки.
Незнайка: а я Незнайка, я обще ничего про правила не знаю!
Светофотик: Ребята, давайте все вместе с вами научим Назнайку, Буратино и Фунтика правилам дорожного движения!! вы согласны?
(да!!!)
Мальвина: Для начала мы с вами разделимся на три команды проведем жребий по цветам. (с помощью цветных квадратиков)
Щелкунчик: Сейчас нужно придумать название команды.
Светофорик: Послушайте правила игры:
Участвуют три команды, которые по очереди бросают кубик на поле. Если они правильно отвечают на вопросы и выполняют все условия игры, то фишка передвигается на столько пунктов, сколько выпало на кубике.
Мальвина: У кубика три цвета. Если выпадает красный – то вас ожидают теоретические вопросы (загадки, ситуации), жёлтый – настольные игры ( ребусы, пазлы, «Попробуй отгадай» - музыкальное задание, медицинская аптечка), зелёный – вы будете играть в дартс, в боулинг, мячи и кататься на самокате.
Щелкунчик: Необходимо также учитывать дорожные знаки на поле:
Красный – пропусти ход (запрещающий сигнал светофора)
Жёлтый – пропусти ход (запрещающий сигнал светофора)
Зелёный – дополнительный ход (разрешающий сигнал светофора)
Три знака (показать, объяснить)
Попали на зебру – переходите на другую сторону по ней.
Двигаемся только вперед от старта до финиша. Обратно по зебре не переходим.
ИГРА
В конце игры, награждение (грамоты, конфеты).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
- Где разрешается ходить пешеходам? (по тротуару)
- В каком месте можно переходить дорогу? (где имеется зебра или показатель перехода)
-Как нужно перейти улицу при двустороннем движении, если нет «зебры»? (посмотреть налево, затем направо)
-По какой стороне тротуара можно ходить пешеходам? (по правой)
-Где пассажиры должны ожидать транспорт? (на остановке)
- Можно ли отвлекать водителя от управления транспортным средством? (нельзя)
- В какие игры можно играть на проезжей части дороги?
(На дороге играть нельзя)
- Как безопаснее обходить автобус? (Подождать, пока автобус отъедет от остановки, и переходить согласно правилам.)
- Как правильно ходить по тротуару?
Придерживаясь левой стороны
Придерживаясь правой стороны
Посередине тротуара
- Что должны иметь при себе пешеходы при движении в темное время суток?
Флажок
Фонарь или светоотражающий предмет
Карту местности
- Разрешается ли водить группы детей в темное время суток?
Да, но только в сопровождении взрослых
Да, если имеются фонари
Нет
-Сколько взрослых детей должны сопровождать колонну детей?
Один
Не менее двух
Не имеет значения
- Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если сигналы регулировщика противоречат сигнала светофора?
Только сигнала светофора
Только сигналам регулировщика
-Где должен двигаться пешеход вне населенного пункта, если нет тротуара?
По правому краю проезжей части
По левому краю проезжей части
По краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
Не имеет значения
- Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?
Разрешается
Запрещается
Разрешается перевозка детей старше 7 лет на специально оборудованном велосипеде
Разрешается перевозить пассажиром младше 7 лет на заднем, специально оборудованном сиденье.
- Как поступить, если при переходе проезжей части ты уронил какую-нибудь вещь? (Самому поднимать опасно. Надо закончить переход проезжей части и попросить взрослого пешехода помочь)
-В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
Всегда, если это безопасно
Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода, и дорога хорошо просматривается в обе стороны.
В произвольном месте переходить дорогу нельзя
-Чем опасен кустарник, растущий у дороги?
Ничем
За ним могут прятаться хулиганы
Он закрывает обзор дороги в одну сторону, пешеход не видит транспортные средства
Осенью опадающая листва удлиняет тормозной путь.
-Если в салоне автобуса все места заняты, нужно ли держаться за спинки кресел? (Обязательно, чтобы не упасть при резком торможении)
-Какие виды знаков вы знаете (Предупреждающие, запрещающие, указательные, предписывающие)
ЗАГАДКИ О ТРАНСПОРТЕ
Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Впереди и сзади,
И по бокам окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках?
(Автомобиль)
Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода.
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда сюда
(Трамвай)
Полосатая указка,
Словно палочка из сказки.
Что это?
(Жезл инспектора ДПС)
Железный конь,
В животе - огонь;
Сена не просит,
Пашет, сеет, косит.
(Трактор)
Железная птица в небе кружится,
По сигналу пилота на землю садится.
(Самолёт)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Железные звери
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночью горят.
(Машина)
К лежебоке у реки
Притащил я две руки;
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади.
(Лодка)
Бывает ли у дождика четыре колеса?
Скажи, как называют такие чудеса?
(Поливочная машина)
Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили
(Пешеходный переход)
Паровоз без колёс,
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл
(Пароход)
Рукастая, зубастая
Идёт – бредёт по улице.
Ей дворник улыбается:
Снег сам собой сгребается.
(Снегоуборочная машина)
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.
(Трамвай)
Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твёрдо знаю - Правила я выполняю.
(Пешеход)
Место есть для перехода, Это знают пешеходы. Нам его разлиновали, Где ходить - всем указали.
(Пешеходный переход)
Дом на улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.
(Автобус, маршрутное такси)
Он укажет поворот И подземный переход. Без него нельзя никак! Этот друг –
(…дорожный знак)
У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас:
- Стоп! - гласит его приказ.
Жёлтый глаз глядит на нас:
- Осторожно! Стой сейчас!
А зелёный: что ж, вперёд,
Пешеход, на переход!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый ... ( светофор)
ВОПРОСЫ ПО СКАЗКАМ
На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте)
Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Басейнной? (На поезде)
Ехали медведи на велосипеде, А за ним комарики… На чём летели комарики? (На воздушном шарике)
В чём плыли по морю царица с младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке)