kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

День родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке есть материалы о значимости родного языка, подобраны задания из всех разделов русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«День родного языка»

Внеклассное мероприятие

«Знатоки русского языка»

В 2. Тема нашей сегодняшней игры – русский язык. Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычен, что мы и не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём её многообразии. Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в пустыне караван верблюдов спешит к оазису, то есть мы можем представить себе предметы и явления, которые мы видим.

В 1.Через язык современный человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. «Русский язык в его классической чистоте, - говорит писатель Вячеслав Пьецух, - это наша последняя фамильная драгоценность … если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что, говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем …»

В 2. О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, лексикон языка настолько огромен, что позволяет передать самую сложную мысль. Однако умеем ли мы использовать в речи неисчерпаемые возможности родного языка, всегда ли мы правильно пользуемся им? Именно сегодня это мы и проверим при помощи различных заданий.

В 1. Но сначала мы должны выбрать игроков. Необходимо выбрать трёх участников. Для этого ответьте на вопросы-шутки:

1. Что ходит, стоя на месте? (часы).

2. Можно ли мешать, не препятствуя, а помогая? (Да, при приготовлении пищи).

3. Какой город летает? (Орёл).

4. Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят сухими из неё. (Вода).

5. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вотвспомнишь. (Язык).

6. Какое государство можно носить на голове. (Панама).

7. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль).

8. Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус? (Да, горькая правда, горький опыт).

9. Какого цвета скука? (Скука (тоска) зелёная).

10. Может ли свет находиться в жидком состоянии? (Да, в выражении «пролить свет» на что-то).

11. Какое поле нельзя засеять? (Магнитное).

12. Какой узел не развяжешь? (Железнодорожный).

13. Из какой посуды не едят? (Из пустой).

14. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья).

15. Какой газ отрицает личное местоимение? (НеОн).

16. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте или спеть? (До).

17. Какие два предлога определяют положение тела? (ПоЗа).

18.Из каких двух предлогов можно создать литературное (нестихотворное) произведение? (ПроЗа).

19. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (ДоЗа).

20. Можно ли на башне посеять пшеницу? (Да, Пашня).

21. В каком слове три «о»? (Трио).

22. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Сто П: STOP).


- Какое количество медалек вы получили за ответы на вопросы-шутки? (Выходят участники).


Дополнительно.

1. Кто больше всех за 1 минуту назовёт (напишет) слов на букву «П» или «Ф».


2. Запишите слова, смысл которых меняется от замены одного гласного.

Пример: дом – дым – дам, жар – жир – жор, балка – белка – булка и др.


3. Со словом «благоухание» составьте предложение.

Три участника на разных дорожках:

Красная (нельзя ошибаться)

Жёлтая (возможна одна ошибка)

Зелёная (допустимы две ошибки).

Задания по орфоэпии

Расставьте правильно ударение в словах:


1. ко/рюшка, корте/ж, анфас, брильянт, брызгаться, документ;


2. организм, ворота, астрономия, пиццерия, баловаться, процент;


3. балансировать, конфедерация, фольклор, косметология, эквивалент, приоритет.


4. В каком стихотворном отрывке обозначенное ударение не соответствует современной литературной норме


А) Ты режешь круг, сечёшь овал,

Тебе не нравится давно,

Что горизонт избаловал

Моё открытое окно … (Н.Матвеева)


Б) Камнями плоскими лежит

Зелёно-каменные камбалы … (С.Кирсанов)


В) Безмерный круг незавершённых дел,

Создания, не знавшие рожденья …

Здесь всё, что я посмел и не сумел, -

Желанья, замыслы и намеренья … (С.Наровчатов)


Г) Сын четвёртый Никанор,-

По профессии шофёр … (М.Владимов)


Д) От скольких людей я завишу:

От тех, кто посеял зерно,

От тех, кто чинил мою крышу,

Кто вставил мне стёкла в окно …. (А. Асеев)


Ответ: В.

Задания по фонетике

1. Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове «сыр»?

Ответ: жир, цирк, шип, дорожит.


2. В каком из этих слов по современной норме перед буквой «е» произносится не мягкий, твёрдый согласный звук?

Патент, шинель, музей, компьютер, фанера.

Ответ: компьютер.

3. Сколько звуков С в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Ответ: 4 (скоро, расшифровывать, старые, рукописи).


4. Какая фраза зашифрована?

,ЭШО Ф ПАЛ,АХ Б,ИЛ,ЭЙ,ЭТ СН,ЭК / А ВОДЫ УШ В,ИСНОЙ ШУМ,АТ//]

Ответ: Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.


5. В каком из этих слов буква «г» произносится не так, как в остальных?


а) бог, б) рог, в) стог, г) мог, д) порог.

Ответ: а (бо[х]).


6. Даны слова: есть, лезть, весть, честь. Верно ли, что любые два из них состоят из одинакового числа звуков и при этом различаются только одним звуком? Если нет, то какое из них надо вычеркнуть, чтобы это стало верно?

А) верно,

Б) нет, надо вычеркнуть слово есть,

В) нет, надо вычеркнуть слово лезть,

Г) нет, надо вычеркнуть слово весть,

Д) нет, надо вычеркнуть слово честь.

Ответ: А.


Задания по лексике


1. Словарь С.И. Ожегова так объясняет лексическое значение слов «карлик» и «лилипут»:

Карлик – человек неестественного маленького роста;

Лилипут – человек очень маленького роста, карлик.

Так кто же из них, на ваш взгляд, выше: карлик или лилипут? Кратко объясните своё мнение, исходя из анализа звукового состава слова.

Ответ: лилипут (в слове больше мягких согласных, создаётся впечатление улюлюкивания, убаюкивания, как маленького).


2. Как в России в XIX веке нельзя было обратиться ни к какому высокопоставленному лицу?

а) Ваша милость, б) Ваша светлость

в) Ваша честность г) Ваша честь

д) Ваше высокопреосвященство.

Ответ: В.


3. Русская поговорка гласит: Не было ни гроша, да вдруг алтын!А сколько это – алтын?

а) 1 копейка б) 2 копейки в) 3 копейки г) 5 копеек д) 10 копеек.

Ответ: В.


4. Кто такой вице-президент?

а) бывший президент б) кандидат в президенты

в) заместитель президента г) супруг(а) президента

д) временно исполняющий обязанности президента.

Ответ: В.


5. Коренной житель Америки – индеец. А коренная жительница?

а) индейка, б) индеанка, в) индианка, г) индианка, д) среди ответа а-г нет правильного.

Ответ: Г.


6. Вам, конечно, знакомо слово «диджей». Оно появилось как слитное прочтение «по буквам» англоязычной аббревиатуры DJ – «diskjockey». Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?

а) модем, б) пейджер, в) пиар, г) ток-шоу, д) хакер.

Ответ: В.


Задания по орфографии


  1. Сколько слов из этого списка содержит удвоенное «с»:

рас … чёт, рас … чесать, рас с… читать, рас … чётливый, расс… читывать?

А) одно; б) два; в) три; г) четыре; д) пять.

Ответ: Б.


  1. Попыхивая ц…гаркой, цы…ганц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Цы…ц, курицы…н сын! – цы…кнул на подбежавшего цы…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю».

Сколько в этом тексте стёрто букв «ы»?

А) ни одной; б) четыре; в) пять; г) шесть; д) восемь.

Ответ: В.


  1. Даны слова: 1) буду_щий, 2) следу_щий, 3) сведу_щий, 4) заведу_щий.

В каких из этих слов пропущена буква «ю»?


А) в 1 и 4; б) в 2 и 4; в) 3 и 4; г) 1, 2 и 3; д) во всех.

Ответ: Б.

  1. Какие из приведённых прилагательных образованы с помощью суффикса – ин- и пишутся с одной буквой –н-:

  1. Оси (н, нн) ый, 2) овчи (н, нн) ый, 3) лошадин (н, нн) ой, 4) холсти (н, нн) ый.

А) все б) 1, 2, 3, в) 1, 3, г) 2, 3, д) 3.

Ответ: В.


  1. Найдите слово, в котором на месте обоих пропусков должна быть буква «е»?

А) в_нт_лятор, б) в_ст_бюль, в) д_з_ртир, г) пр_в_легия, д) ун_в_рситет.

Ответ: В.


Задание по грамматике

  1. В каком предложении нет ошибок?

А) На складе осталось двое пар сапог.

Б) В спектакле занято четверо актрис.

В) в семье было пятеро детей.

Г) По обоим сторонам дороги зеленеют деревья.

Ответ: В.


  1. Как правильно?

А) разбор завалов, разбирательство задачи, судебная разборка.

Б) разборка завалов, разбирательство задачи, судебный разбор.

В) разбирательство завалов, разбор задачи, судебная разборка.

Г) разборка завалов, разбор задачи, судебное разбирательство.

Ответ: Г.


  1. Найдите отрывок, в котором предлог сквозь употреблён с нарушением современных грамматических норм?


А) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна… (А.С. Пушкин)


Б) Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его… (А.С. Пушкин)


В) Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут!.. (М.Ю. Лермонтов)


Г) Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась… (В.В. Маяковский)


Д) Он шёл сквозь свет и шёл сквозь тьму,

Он был в Сибири и в Крыму. ( А.А. Галич)

Ответ: Б.


  1. В четырёх из пяти приведённых ниже примеров представлены типичные ошибки в употреблении предлогов. Найдите тот единственный, где нет ошибки.

А) восстановить на прежнем месте работы;

Б) ехать с Германии;

В) согласно нового законодательства;

Г) нарекания к работе продавца;

Д) по соседству от колледжа.

Ответ: А.


  1. Укажите все верные варианты продолжения фразы: На уроке учитель опросил…

  1. Двадцать трёх учеников; 2) двадцати трёх учеников; 3) двадцать три ученика; 4) двадцать троих учеников.

А) только 1, б) только 2, в) только 3, г) только 4, д) 1 и 3.

Ответ: В.


  1. Вот цитата из воспоминаний Людмилы Штерн о писателе Сергее Довлатове:

- Нет, нет, какие могут быть звонки? Скоро утро.

- Когда я хочу разговаривать с друзьями, время суток не…, - сказал Довлатов, заметно мрачнея.

Какой текст мы заменили многоточием?

А) ничего не значит, б) чему не мешает, в) имеет роли, г) имеет значения, д) играет значения.

Ответ: Г.


  1. Житель Киева называется:

А) киевич, б) киевлянин, в) киевчанин, г) киевец, д) киевяк.

Ответ: Б.


8. Даны предложения:

1) В соревновании участвовали ученики обоих школ.

2) Скоро зажжётся фонарь и осветит улицу.

3) Внимательно слушав учителя, он всё усваивал.

Перечислите те из них, которые содержат ошибки в образовании слов.

А) 1, б) 2, в) 2, 3, г) 1, 2, д) 1, 2, 3.

Ответ: В.


Задания по словообразованию

1. В каком из выделенных слов приставка «с» действительно нужна?

А) кузнец и его сподручный;

Б) сподвигнуть друзей на путешествие;

В) сподвижники полководца;

Г) сплетничать обо всех сподряд;

Д) подглядывать сыскоса.

Ответ: В.


2. В каком из этих русских слов приставка стоит после корня?

А) двустишие; б) камнепад; в) водопровод; г) антинародный; д) в русском языке нет и не может быть таких слов.

Ответ: В.


3. В каком слове представлено окончание –а?

А) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.

Ответ: Г.


4. Какие из ряда слов:

1) руководство; 2) рукоплескание; 3) рукоделие; 4) рукоприкладство; 5) рукобитие; 6) рукопожатие; 7) рукоятка – образованы суффиксальным способом?

А) 1, 4; б) 2; в) 3, 5, 6; г) 7; д) 1, 2, 7.

Ответ: Д.


5. Сколько всего приставок в словах всесторонний, звукозапись, наискосок, небезукоризненный, переосмыслить?

А) 7; б) 8; в) 9; г) 10; д) 11.

Ответ: В.


Задания по морфологии

1. Формой какого наклонения может быть слово «положите»?

А) изъявительного; б) повелительного; в) условного; г) изъявительного и повелительного; д) повелительного и условного.

Ответ: Г.

2. В каком из названий частей слова нет этой самой части?

А) приставка; б) корень; в) суффикс; г) окончание; д) основа.

Ответ: В.


3. Сколько разных падежей представлено в следующих словосочетаниях:

подойти к дому, съесть грушу, прыгнуть с разбегу.

Выпить чаю, гулять в саду, сидеть с краю, идти по мосту, хранить на шкафу, отвечать учителю.

а) два; б) три; в) четыре; г) пять; д) шесть.

Ответ: В.


4. Вот список существительных:

1) очи; 2) бигуди; 3) жалюзи; 4) усы; 5) санки; 6) лыжи; 7) коньки; 8) каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

А) 5, 6, 7; б) 5, 6 7, 8; в) 3, 5, 8; г) 2, 3, 5, 8; д) 1, 2, 3, 5, 8.

Ответ: Д.


5. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово «стол»:

1) столовая; 2) столица; 3) столяр; 4) столько; 5) столешница; 6) столетник; 7) престол; 8) застолье.

А) все; б) все, кроме 4, 7; в) все, кроме 4, 5; г) все, кроме 4, 6; д) все, кроме 4, 5, 6.

Ответ: Г.


6. Вот пять несклоняемых существительных:

1) кофе; 2) шимпанзе; 3) кашне; 4) какаду; 5) пальто.

Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании «чёрный …»?

А) 2, 4; б) 1, 3; в) 1, 2, 5; г) 1, 2, 4; д) 1, 2, 3, 4.

Ответ: Г.


Задания по фразеологии

1. Когда человек быстро куда-то мчится, принято говорить, что он бежит:

А) стремглав голову; б) сломя голову; в) стремя голову; г) сломав голову; д) забыв голову.

Ответ: Б.

2. Седьмая вода на киселе – это:

А) компот; б) сказочный родник; в) зелье; г) самый далёкий из известных предков; д) какой-то дальний родственник.

Ответ: Д.

3. Объясните смысл фразеологизмов:

Пример: работать спустя рукава, т.е. плохо работать.

1) «Чувствовать себя на седьмом небе». (Безграничное счастье).

2) «Работать не покладая рук». (Непрерывно работать).

3) «Положа руку на сердце». (Откровенно, открыто говорить).

4) «Наступать на пятки кому-то». (Настигать, догонять кого-либо, сокращая расстояние между кем-либо).

5) «Ни сучка ни задоринки». (Без каких-либо затруднений, помех).

6) «Ни гроша за душой». (Совсем нет денег у кого-либо).




Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
День родного языка

Автор: Ирина Анатольевна Мельникова

Дата: 19.02.2024

Номер свидетельства: 645954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Сценарий "День родного языка""
    ["seo_title"] => string(28) "stsenarii_den_rodnogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "591246"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636823699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Сценарный план внекл. мероприятия на англ. и тат. яз.: "Международный день родного языка-21 февраля""
    ["seo_title"] => string(93) "stsienarnyiplanvnieklmieropriiatiianaanghlitatiazmiezhdunarodnyidienrodnoghoiazyka21fievralia"
    ["file_id"] => string(6) "304290"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457695345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное мероприятие Международный день родного языка "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-miezhdunarodnyi-dien-rodnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "231018"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442337631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Кл.час "Международный день родного языка"."
    ["seo_title"] => string(41) "kl_chas_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "625623"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1676346500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "День родного языка "
    ["seo_title"] => string(20) "dien-rodnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229725"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441858626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства