Просмотр содержимого документа
«День родного языка»
Внеклассное мероприятие
«Знатоки русского языка»
В 2. Тема нашей сегодняшней игры – русский язык. Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычен, что мы и не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём её многообразии. Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в пустыне караван верблюдов спешит к оазису, то есть мы можем представить себе предметы и явления, которые мы видим.
В 1.Через язык современный человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. «Русский язык в его классической чистоте, - говорит писатель Вячеслав Пьецух, - это наша последняя фамильная драгоценность … если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что, говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем …»
В 2. О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, лексикон языка настолько огромен, что позволяет передать самую сложную мысль. Однако умеем ли мы использовать в речи неисчерпаемые возможности родного языка, всегда ли мы правильно пользуемся им? Именно сегодня это мы и проверим при помощи различных заданий.
В 1. Но сначала мы должны выбрать игроков. Необходимо выбрать трёх участников. Для этого ответьте на вопросы-шутки:
1. Что ходит, стоя на месте? (часы).
2. Можно ли мешать, не препятствуя, а помогая? (Да, при приготовлении пищи).
3. Какой город летает? (Орёл).
4. Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят сухими из неё. (Вода).
5. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вотвспомнишь. (Язык).
6. Какое государство можно носить на голове. (Панама).
7. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль).
8. Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус? (Да, горькая правда, горький опыт).
9. Какого цвета скука? (Скука (тоска) зелёная).
10. Может ли свет находиться в жидком состоянии? (Да, в выражении «пролить свет» на что-то).
11. Какое поле нельзя засеять? (Магнитное).
12. Какой узел не развяжешь? (Железнодорожный).
13. Из какой посуды не едят? (Из пустой).
14. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья).
15. Какой газ отрицает личное местоимение? (НеОн).
16. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте или спеть? (До).
17. Какие два предлога определяют положение тела? (ПоЗа).
18.Из каких двух предлогов можно создать литературное (нестихотворное) произведение? (ПроЗа).
19. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (ДоЗа).
20. Можно ли на башне посеять пшеницу? (Да, Пашня).
21. В каком слове три «о»? (Трио).
22. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Сто П: STOP).
- Какое количество медалек вы получили за ответы на вопросы-шутки? (Выходят участники).
Дополнительно.
1. Кто больше всех за 1 минуту назовёт (напишет) слов на букву «П» или «Ф».
2. Запишите слова, смысл которых меняется от замены одного гласного.
Пример: дом – дым – дам, жар – жир – жор, балка – белка – булка и др.
4. В каком стихотворном отрывке обозначенное ударение не соответствует современной литературной норме
А) Ты режешь круг, сечёшь овал,
Тебе не нравится давно,
Что горизонт избаловал
Моё открытое окно … (Н.Матвеева)
Б) Камнями плоскими лежит
Зелёно-каменные камбалы … (С.Кирсанов)
В) Безмерный круг незавершённых дел,
Создания, не знавшие рожденья …
Здесь всё, что я посмел и не сумел, -
Желанья, замыслы и намеренья … (С.Наровчатов)
Г) Сын четвёртый Никанор,-
По профессии шофёр … (М.Владимов)
Д) От скольких людей я завишу:
От тех, кто посеял зерно,
От тех, кто чинил мою крышу,
Кто вставил мне стёкла в окно …. (А. Асеев)
Ответ: В.
Задания по фонетике
1. Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове «сыр»?
Ответ: жир, цирк, шип, дорожит.
2. В каком из этих слов по современной норме перед буквой «е» произносится не мягкий, твёрдый согласный звук?
Патент, шинель, музей, компьютер, фанера.
Ответ: компьютер.
3. Сколько звуков С в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
[Й,ЭШО Ф ПАЛ,АХ Б,ИЛ,ЭЙ,ЭТ СН,ЭК / А ВОДЫ УШ В,ИСНОЙ ШУМ,АТ//]
Ответ: Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
5. В каком из этих слов буква «г» произносится не так, как в остальных?
а) бог, б) рог, в) стог, г) мог, д) порог.
Ответ: а (бо[х]).
6. Даны слова: есть, лезть, весть, честь. Верно ли, что любые два из них состоят из одинакового числа звуков и при этом различаются только одним звуком? Если нет, то какое из них надо вычеркнуть, чтобы это стало верно?
А) верно,
Б) нет, надо вычеркнуть слово есть,
В) нет, надо вычеркнуть слово лезть,
Г) нет, надо вычеркнуть слово весть,
Д) нет, надо вычеркнуть слово честь.
Ответ: А.
Задания по лексике
1. Словарь С.И. Ожегова так объясняет лексическое значение слов «карлик» и «лилипут»:
Карлик – человек неестественного маленького роста;
Лилипут – человек очень маленького роста, карлик.
Так кто же из них, на ваш взгляд, выше: карлик или лилипут? Кратко объясните своё мнение, исходя из анализа звукового состава слова.
Ответ: лилипут (в слове больше мягких согласных, создаётся впечатление улюлюкивания, убаюкивания, как маленького).
2. Как в России в XIX веке нельзя было обратиться ни к какому высокопоставленному лицу?
а) Ваша милость, б) Ваша светлость
в) Ваша честность г) Ваша честь
д) Ваше высокопреосвященство.
Ответ: В.
3. Русская поговорка гласит: Не было ни гроша, да вдруг алтын!А сколько это – алтын?
5. Коренной житель Америки – индеец. А коренная жительница?
а) индейка, б) индеанка, в) индианка, г) индианка, д) среди ответа а-г нет правильного.
Ответ: Г.
6. Вам, конечно, знакомо слово «диджей». Оно появилось как слитное прочтение «по буквам» англоязычной аббревиатуры DJ – «diskjockey». Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?