Внеклассное мероприятие Международный день родного языка
Внеклассное мероприятие Международный день родного языка
учитель знакомит учащихся с малоизвестным праздником "Международный день родного языка", который стали отмечать совсем недавно. Знакомит их с народами Поволжья с их культурой,бытом,языками (мордовским,чувашским,татарским и другими.),но средством межнационального общения является родной русский язык. Также учащиеся знакомятся с национальными костюмами этих народов.На стенде представлены разнообразные поделки. Учащиеся читают стихи и поют песни на татарском,чувашском, мордовском и на русском языках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Международный день родного языка »
Открытое внеклассное мероприятие
на тему :
«Международный День родного языка»
Подготовила:
Учитель музыки МБОУ СОШ 75
Куландина Наталия Александровна
г. Ульяновск
Цель:
Познакомить ребят с малоизвестным праздником – «Международным днем родного языка», формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа. Воспитывать любовь к Родине, к поэзии.
Оборудование:
Иллюстрации, национальные костюмы, поделки ,стихи разных народов ,компьютер.
Ход мероприятия
Ведущий:Сегодня очень важный день. Во всем мире 21 февраля человечество отмечает День родного языка. Именно с его помощью люди способны выразить красочно и ярко все свои мысли, переживания, эмоции, превращая их в песни и стихи. Россия – многонациональное государство. Каждая нация – эта неповторимая культура, история,традиции и конечно же язык.
Ведущий: -Ребята ,какие языки мы можем услышать в нашем родном крае?
Ответы учащихся
( русский, чувашский , татарский ,мордовский и много других языков)
Ведущий: В нашей стране все граждане могут говорить на своем родном языке, но средством межнационального общения является русский язык.
Стихи о родном языке читают учащиеся
Мне с малых лет знаком искусный
Богатый, светлый, дорогой
Язык великий, нежный русский
По жизни я иду с тобой.
Я первый раз его услышал
От мамы, что всегда со мной
И потому он мне так близок
Любимый, добрый и родной.
Родной язык !
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык !
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной
Ведущий: Ребята в нашем школьном музее представлены национальные костюмы, вышивка, самый яркий ,многообразный вид художественного творчества, поделки русского ,чувашского, мордовского, татарского народов.
Посмотрите на русскую национальную одежду ( женский сарафан с красивым орнаментом и вышивкой , мужская рубаха косоворотка красивое вышитое полотенце ,связанные скатерти и салфетки.
Ведущий: - Ребята посмотрите на этот стенд .
- Что за изделия и к какому народу они относятся ?
( женский головной убор -калорак, мужской головной убор -тюбетейка, платье-кулмэк и обувь- ичиги)
Ответы детей.
Правильно, это татарская национальная одежда.
Каждый народ восхвалял свою культуру и язык, на котором написаны стихи и песни.
Исполняется песня на татарском языке.
Затем учащиеся читают стихи на татарском языке
1 ученик :Родной язык – богатое наследство, Пришедшие из глубины веков, Ты отражаешь мысли человека Ты помогаешь выразить любовь, Ты создаешь из букв стихотворенья, Храня в запасах сотни тысяч слов, Спустившиеся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь.
2 Ученик:
Тел дигән дәрья бар, Дәрья төбендә мәрҗән бар. Белгәннәрчумып алыр, Белмәгәнкарапкалыр (Нәкый Исәнбәт)
3 Ученик:
И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. (И.А.Бунин)
Ведущий: -А теперь посмотрите на этот стенд. Одежда, вышивка и поделки чувашского народа.
Чувашская женщина- хранительница домашнего очага, ее пышный нарядвключает разнообразные украшения с шумящими подвесками, гривны, разноцветные бусы, величественный головной убор,височные подвески, серьги и т.д
Звучит прекрасная чувашская народная песня.
Учащиеся водят хоровод.
Стихотворение читает ученица
Гордись своим народом,
Не призирай других
Как это неприятно-«чужой свой среди своих»
И жить учись почетно,
Почетный гражданин.
Таких, как ты немного,
Точнее ты один.
Ведущий: - А теперь поиграем в чувашскую народную игру «Продаем горшки».
Проводится игра «Продаем горшки»
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок–хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Эй, дружок, продай горшок!
Покупай.
Сколько дать тебе рублей?
Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Ведущий: Ребята я хочу прочитать вам стихотворение мордовского поэта Владимира Нестерова о Мордовском крае. Мне дорог этот край, это моя Родина.
Читается стихотворение «Живи Мордовия моя!»
Я видел разные края,
Но сердцу здесь тепло:
Когда смотрю я на поля,
Что снегом замело,
Когда весеннею порой
С холмов бегут ручьи,
Когда над Мокшей и Сурой
Заплачут соловьи.
Живи, Мордовия моя!
Храни небесный свет:
Твои прекрасные поля
Осыпал лунный снег.
Живи, Мордовия моя!
Не зная горьких бед:
Мне без тебя в чужих краях
Другого счастья нет!
Как облака плывут года,
Но твой не меркнет свет:
Я не поверю никогда,
Что здесь мне места нет.
Любовь, как вешняя вода,
Растопит в сердце зной:
Я счастлив жить
с тобой всегда
Единою судьбой!
Ведущий: Поэту Вяземскому принадлежат такие слова «Язык – есть исповедь народа».
Действительно, все языки прекрасны, каждый по своему красив.
Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Учащимися на разных языках исполняется исполняется песня
«Солнечный круг» сл.Ошанина муз. А.Островского
Солнечный круг, небо вокруг Это рисунок мальчишки Нарисовал он на листке И подписал в уголке
Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет мама Пусть всегда буду я
Милый мой друг, добрый мой друг Людям так хочется мира И в тридцать пять сердце опять Не устаёт повторять
Против беды, против войны Станем за наших мальчишек Солнце навек, счастье навек Так повелел человек
Используемые сайты:
Поэтическая Мордовия snikardos.ru text mordoviya – poeticheskaya
Сборник стихов татарских поэтов sbornik – stuhov.ru