Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье», помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе.
Задачи:
осмысление ключевого понятия темы, помочь разобраться в сложной философской категории;
выстраивание каждым школьником жизненной модели счастливого бытия;
Коррекционные задачи:
настроить учащихся на осмысленную работу, учить высказывать и отстаивать своё мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Что такое счастье" »
Тема: «Что такое счастье»
Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье», помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе.
Задачи:
осмысление ключевого понятия темы, помочь разобраться в сложной философской категории;
выстраивание каждым школьником жизненной модели счастливого бытия;
Коррекционные задачи:
настроить учащихся на осмысленную работу, учить высказывать и отстаивать своё мнение.
Форма проведения: дискуссия, диалог
Оформление класса:
На доске прикреплены листы с принципами счастливого человека:
Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.
Счастье - в общении с друзьями и родными.
Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни.
Счастье - в преодолении себя, в самосовершенствовании.
Ход занятия:
1.Интерактивная беседа
Тема нашего классного часа: «Что такое счастье?». Мы поговорим о том, из чего состоит человеческое счастье, из чего оно складывается.
Цель классного часа - знакомство с понятием «счастье», каждый из вас попробует осмыслить понятие «счастье» применительно к самому себе.
Вместо золота и жемчуга с янтарем
Мы другое богатство себе изберем:
Сбрось наряды, прикрой свое тело тряпьем
Но и в жалких лохмотьях останься царем!
2
Хорошо, если платье твое без прорех,
И о хлебе насущном подумать не грех,
А всего остального — и даром не надо —
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
О, если б каждый день иметь краюху хлеба,
Над головою кров и скромный угол, где бы
Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть!
Тогда благословить за счастье можно было б небо.
Сейчас вы прослушали стихотворения Омара Хайяма. Омар Хайям - персидский математик, философ, врач, поэт, который жил в конце XI - начале XII вв. Он написал более тысячи маленьких стихотворений, которые называются Рубаи. Определите тему стихотворений, которые мы услышали. Конечно, сегодня мы говорим о счастье.
2. Проблемная ситуация.
Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье». Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья»
вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
А как говорили о «Счастье» известные философы?
“Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других”. (Сенека)
«Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть» (А.С.Макаренко)
“Счастлив тот, кто считает себя счастливым”. (Г. Филдинг)
“Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”. (Лермонтов)
3
Не считай счастливым того, кто зависит от счастья. (Сенека)
Один из самых верных способов достигнуть счастья - это сохранить уважение к самому себе. (Ж. Кондорсе)
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим. (И. Бентам)
Я предлагаю вашему вниманию цитату из книги «Золотой телёнок», она звучит так: «Счастье не в деньгах, а в их количестве» (на плакате написаны вопросы)
1. Согласны ли Вы с высказыванием «Меньше бедных – меньше несчастных»?
2. Можно ли счастье купить за деньги?
3. Богатые люди счастливее бедных?
4. Зависит ли доход семьи от счастья?
5. Нужен ли Вам миллион, что бы стать счастливым?
3. Обсуждение ситуации.
А знаете ли Вы, что социологи установили такой факт: у 70% счастливчиков случайного обогащения, как правило, происходит разлад в семейной жизни и в отношении с друзьями?
Многие считают, что, если бы у них были деньги, то все остальные компоненты счастья превратились бы в пустую формальность. Действительно, если у человека в силу каких-нибудь причин резко ухудшилось материальное положение, он начинает чувствовать себя несчастным. Ну, а если материальное положение улучшилось? Какие чувства начинает испытывать человек? Исследования показывают, что и в этом случае наступает душевный дисбаланс, особенно, если имеет место неожиданная и резкая смена образа жизни.
Проведённый в Англии опрос 191 обладателя крупного выигрыша показал, что у этих людей появляются серьёзные проблемы. Например, они стали ощущать зависть, и даже враждебность со стороны соседей и родственников,
4
к ним без конца обращались за материальной помощью и т.д. Некоторые из них даже поменяли место жительства, но и здесь они столкнулись с неприятием и отторжением людей, стоящих на более высокой ступени социальной лестницы. Многие из получивших выигрыш бросили работу. В результате многие из них стали ощущать одиночество. Поэтому исследователи считают, что, несмотря на повышение жизненного уровня, нельзя с уверенностью сказать, что эти люди стали более удовлетворены жизнью.
Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым. Мы никому ничего не навязываем, каждый сам волен определять своё понимание счастья. Но очень хотелось бы, чтобы оно было наполнено глубоким, гуманным смыслом.
4. Работа по группам
Ребята, сейчас я вам хочу предложить сыграть в следующую игру. Я вам раздам открытки, на которых написаны пословицы, поговорки о счастье. Вы должны сложить их правильно и разыграть, показав их смысл. Можно показать с помощью мимики. Остальные должны отгадать, о чем идет речь. (Пока собирают открытки, звучит музыка).
Текст открыток:
- Группа №1 “Счастье в руки не поймаешь”
- Группа №2 “Счастье дороже богатства”
- Группа №3 “Счастье с несчастьем близко живут”.
- Группа «Гости» “Счастье не в кошельке, счастье в руках”
Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.
А что такое счастье? А как стать счастливым?
Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.
5
Любой человек мечтает быть счастливым. Но при этом каждый в это понятие вкладывает свой смысл. Для кого-то это доброе отношение окружающих, любовь. Потому что плохо без любви, холодно, без неё мы чувствуем себя никому не нужными, незащищёнными, уязвимыми. Для других – это признание, лидерство, успех в профессии.
Кто-то из великих людей сказал что «каждый человек - это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека — еще одна нота. И поступки, его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит — это и называется счастьем».
Так что же такое счастье? Давайте посмотрим, что об этом думают другие (просмотр видеоролика).
- Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения.
(С. И. Ожегов Словарь русского языка.)
Ребята, я попрошу вас определить понятие “счастье” одним словом, с которым оно ассоциируется, написать это слово на “лепестках”, которые лежат на столах.
Весьма уместным здесь будет привести высказывание Сенеки: “Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть по-настоящему счастлив. Хочешь жить для себя – живи для других”.
Возможный вариант «модели счастья»
Помогать другим людям
Отдавать много сил Найти то, что радует
любимому делу
Быть счастливым – значит:
Вносить в жизнь Любить своих близких
что-то новое
6
Комментарий к схеме:
Любить своих близких. Уделяйте больше времени тем, кого вы любите, и вы чаще будете чувствовать себя счастливым.
Отдавать много сил любимому занятию. Если же занятие не нравится, смените его, т.к. нельзя это время превращать в пытку.
Помогать другим людям. В нас глубоко заложен альтруизм – потребность бескорыстно помогать людям. Результат – большая удовлетворённость жизнью, самоуважение, приближенное к счастью.
Найти то, что радует. Понаблюдайте за собой. Выясните то, что вас радует, и стремитесь к этому (разумеется, не вступая в конфликт с законом и нормами морали). Для кого-то это любимая музыка, коллекционирование, шахматы, рукоделие. Человека обязательно должно что-то увлекать, приносить радость.
Внесите элемент новизны. Монотонность, обыденность жизни не способствует состоянию счастья. Заведите новое хобби, обретайте новых друзей, делайте сюрпризы близким, больше читайте.
Воспитатель: Давайте подведем итоги нашего классного часа.
- Почему умение стать счастливым это целое искусство? Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
- Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они:
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.
- Найди свой смысл жизни.
- Бойся обидеть человека.
- Умейте дарить людям радость.
- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
7
- Вырабатывай в себе следующие качества:
не допускай ссор, драк, крика, угроз – это унижает человека,
дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков,
помогай младшему, незащищенному, будь справедлив.
Эти нравственные нормы должны стать нормами вашей жизни.
Заключение
В заключении хочется подарить вам воздушные шарики: - “Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье”. Учащиеся надувают шары. После того, как ученики надули шары, воспитатель: “Что вы сделаете со своим счастьем?” Ученики могут подарить, оставить себе, может быть спустить или лопнуть шар.
Каждый сам распоряжается своим счастьем, может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Никогда не забывайте, что даря счастье близким – вы обретает больше, ведь добро, отданное вами, вернется в большем количестве.
Подводится итог внеклассного мероприятия:
Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
Наш классный час мне хочется закончить такими словами: