kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое счастье в понимании Мцыри?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературе в 8 классе.

Тема урока: Что такое счастье в понимании Мцыри?

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока: интегрированный урок.

Цели: Раскрыть идейное содержание поэмы, своеобразие языка; помочь учащимся

выяснить, в чем счастье для Мцыри, используя иллюстрации, муз.отрывки, анализируя

текст; Совершенствовать навыки работы с опорной лексикой, навыки комментированного

чтения, чтения наизусть; подготовиться к письменной работе;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

Формирование нравственной позиции учащихся.

Оборудование: текст поэмы «Мцыри», репродукции картин Ф. Константинова, И.

Глазунова, рисунков М. Ю. Лермонтова, словарь С. И. Ожегова, музыка Вивальди.

Ход урока:

1.  Оргмомент.

· Вступительное слово учителя.

Психологический настрой. Деление на группы.

- Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Прежде, чем мы приступим к её

рассмотрению, хотелось бы услышать ваше определение счастья. Что значит для вас быть

счастливым?

(Записать на листе ватмана: Счастье - чувство и состояние полного, высшего

удовлетворения.) под музыку Вивальди.

- Как вы думаете, для людей разных эпох, разных миовоззрений понятие счастье

одинаково?

- А от чего может зависеть различие в определении счастья?

2.  Работа по теме

- Теперь обратимся к теме урока. При обсуждении темы воспользуемся опорными

словами:

    1. Я считаю, что понятие счастья Мцыри, сродни понятиям.

    2. Защищая свое право на волю и счастье, Мцыри отвергает., а утверждает.

    3. Несмотря на все испытания, Мцыри убедился в утверждении, что.

3.  Работа с текстом.

- Давайте сначала вспомним, кто такой Мцыри? Какой он?

(Мцыри, будучи ребенком, попадает в монастырь. Он вырос среди чужих людей,

монахов. Мцыри несчастлив. Юноша предпринимает попытку узнать, зачем живет

человек, для чего он создан. Жизнь в монастыре не приносит ему радости, так как монахи

ведут аскетический образ жизни. И Мцыри рвется на свободу, он жаждет жизни,

человеческого счастья. Ведь Мцыри - горец, он рожден свободным, но попадает в плен к

русским. Вкусив свободы после побега, он уже ни о чем не мог думать, монастырь стал

для него тюрьмой. Мцыри целеустремленный, волевой, свободолюбивый, не признающий

над собой ничьей власти.)

Образ главного героя поэмы.

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

- Как жил Мцыри в монастыре?

Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).

Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от предков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое счастье в понимании Мцыри? »

Конспект открытого урока по литературе в 8 классе.

Тема урока: Что такое счастье в понимании Мцыри?

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока: интегрированный урок.

Цели: Раскрыть идейное содержание поэмы, своеобразие языка; помочь учащимся

выяснить, в чем счастье для Мцыри, используя иллюстрации, муз.отрывки, анализируя

текст; Совершенствовать навыки работы с опорной лексикой, навыки комментированного

чтения, чтения наизусть; подготовиться к письменной работе;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

Формирование нравственной позиции учащихся.

Оборудование: текст поэмы «Мцыри», репродукции картин Ф. Константинова, И.

Глазунова, рисунков М. Ю. Лермонтова, словарь С. И. Ожегова, музыка Вивальди.

Ход урока:

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Психологический настрой. Деление на группы.

- Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Прежде, чем мы приступим к её

рассмотрению, хотелось бы услышать ваше определение счастья. Что значит для вас быть

счастливым?

(Записать на листе ватмана: Счастье - чувство и состояние полного, высшего

удовлетворения.) под музыку Вивальди.

- Как вы думаете, для людей разных эпох, разных миовоззрений понятие счастье

одинаково?

- А от чего может зависеть различие в определении счастья?


Работа по теме

- Теперь обратимся к теме урока. При обсуждении темы воспользуемся опорными

словами:

1. Я считаю, что понятие счастья Мцыри, сродни понятиям...

2. Защищая свое право на волю и счастье, Мцыри отвергает..., а утверждает...

3. Несмотря на все испытания, Мцыри убедился в утверждении, что...


Работа с текстом.

- Давайте сначала вспомним, кто такой Мцыри? Какой он?

(Мцыри, будучи ребенком, попадает в монастырь. Он вырос среди чужих людей,

монахов. Мцыри несчастлив. Юноша предпринимает попытку узнать, зачем живет

человек, для чего он создан. Жизнь в монастыре не приносит ему радости, так как монахи

ведут аскетический образ жизни. И Мцыри рвется на свободу, он жаждет жизни,

человеческого счастья. Ведь Мцыри - горец, он рожден свободным, но попадает в плен к

русским. Вкусив свободы после побега, он уже ни о чем не мог думать, монастырь стал

для него тюрьмой. Мцыри целеустремленный, волевой, свободолюбивый, не признающий

над собой ничьей власти.)

Образ главного героя поэмы.

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

- Как жил Мцыри в монастыре?

Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).

Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от предков.


- Как вы считаете, почему местом действия Лермонтовым был избран Кавказ?


Работа с иллюстрациями, репродукциями:

- Как природа отражает чувства, мысли героя?

- Почему Мцыри осуществляет побег из монастыря? (зачитать отрывок) с.197


Отрывок ( бой с барсом ) из поэмы под музыку.


- Как ведет себя на воле Мцыри? Как его характеризует этот отрывок? (Своеобразный

гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам.)


- Давайте уточним, что же значит счастье для Мцыри?

(Использование опорной лексики 1.)с.199

- Как вы считаете, исповедь Мцыри - это исповедь в церковном ее понимании или

звучит она как спор с чернецом?


- О чем же спорит юноша со своим духовным наставником? Что утверждает?

(Использование опорной лексики 2.)

- Как вы думаете, почему Мцыри умирает?

- И, несмотря на все переживания и горести, о чем последние слова Мцыри, в чем он

убежден?с.214

(Использование опорной лексики 3.)

Ученик читает отрывок из поэмы под музыку.


5. Тест

Подведение итогов урока:

- Как вы считаете, а как понимал счастье сам Лермонтов?

( Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу. Чувства и

переживания Мцыри - это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед

читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри

заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал

почувствовать красоту подвига. Счастье поэт видел в том, чтобы изменить жизнь, сделать

её прекрасной, чтобы его родина была свободной. Появление поэмы в годы правления

Николая I, в годы реакции не случайно. Поэма явилась своеобразным протестом поэта и

других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России.)


6. Вывод:Одноминутное эссе «Что значит счастье в понимании Мцыри?»

7. Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину,слиться с природой-

Романтический герой.




Рефлексия «Две звезды и пожелание».( Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы

друг друга, то они не оценивают работы, а определяют два положительных момента – «две

звезды», – и один момент, который заслуживает доработки – «желание». Обратная связь

учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.

Работа возвращается учащемуся, для доработки «желания» предоставляется время (напри)

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос:«Что
привлекает меня в характере Мцыри?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Что такое счастье в понимании Мцыри?

Автор: Амантаева Сауле Калиевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства