Конспект открытого урока по литературе в 8 классе.
Тема урока: Что такое счастье в понимании Мцыри?
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Тип урока: интегрированный урок.
Цели: Раскрыть идейное содержание поэмы, своеобразие языка; помочь учащимся
выяснить, в чем счастье для Мцыри, используя иллюстрации, муз.отрывки, анализируя
текст; Совершенствовать навыки работы с опорной лексикой, навыки комментированного
чтения, чтения наизусть; подготовиться к письменной работе;
Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;
Формирование нравственной позиции учащихся.
Оборудование: текст поэмы «Мцыри», репродукции картин Ф. Константинова, И.
Глазунова, рисунков М. Ю. Лермонтова, словарь С. И. Ожегова, музыка Вивальди.
Ход урока:
1. Оргмомент.
· Вступительное слово учителя.
Психологический настрой. Деление на группы.
- Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Прежде, чем мы приступим к её
рассмотрению, хотелось бы услышать ваше определение счастья. Что значит для вас быть
счастливым?
(Записать на листе ватмана: Счастье - чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения.) под музыку Вивальди.
- Как вы думаете, для людей разных эпох, разных миовоззрений понятие счастье
одинаково?
- А от чего может зависеть различие в определении счастья?
2. Работа по теме
- Теперь обратимся к теме урока. При обсуждении темы воспользуемся опорными
словами:
1. Я считаю, что понятие счастья Мцыри, сродни понятиям.
2. Защищая свое право на волю и счастье, Мцыри отвергает., а утверждает.
3. Несмотря на все испытания, Мцыри убедился в утверждении, что.
3. Работа с текстом.
- Давайте сначала вспомним, кто такой Мцыри? Какой он?
(Мцыри, будучи ребенком, попадает в монастырь. Он вырос среди чужих людей,
монахов. Мцыри несчастлив. Юноша предпринимает попытку узнать, зачем живет
человек, для чего он создан. Жизнь в монастыре не приносит ему радости, так как монахи
ведут аскетический образ жизни. И Мцыри рвется на свободу, он жаждет жизни,
человеческого счастья. Ведь Мцыри - горец, он рожден свободным, но попадает в плен к
русским. Вкусив свободы после побега, он уже ни о чем не мог думать, монастырь стал
для него тюрьмой. Мцыри целеустремленный, волевой, свободолюбивый, не признающий
над собой ничьей власти.)
Образ главного героя поэмы.
Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.
Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.
- Как жил Мцыри в монастыре?
Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов.
Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от предков.