Просмотр содержимого документа
«Час общения "Мир вокруг нас"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Открытый час общения
«МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Разумеенко Людмила Николаевна
учитель 3 класса
первая квалификационная категория
Курск 2016 г.
Тема: «Мир вокруг меня»
Цели:
Ознакомить детей с разнообразием природы, повторить свойства воздуха, воды, рассмотреть причины загрязнения водоемов, учить бережно относиться к воде, экономить ее.
Развивать внимание, наблюдательность.
Формировать правильное поведение в отношении флоры и фауны, повторить экологические правила.
Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, показать обучающимся необходимость охраны природы.
Оборудование: компьютер, музыкальные колонки, проектор, экран, плакаты, экогазеты, рисунки детей, экологические знаки, глобус, книги, картинки с изображением растений и животных, музыка, костюмы стрекозы и муравья.
Педагог: Слайд №1
- Я спешу сказать вам «Здравствуйте»!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
И пожелать еще вам радости,
Удач, успехов и везения!
И всем присутствующим в нашем классе
Прекрасного настроения!
Ученик:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)
Ученик:
Да, это природа!
Наша жизнь неотделима от нее.
Поэтому и речь сегодня пойдет о мире вокруг нас!
Педагог показывает первый плакат детской экогазеты.
Первый корреспондент:
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает на плакат). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь: «Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый и все же… Без него мы жить не можем.» (Воздух.)
Ученица:
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим. (Воздух)
Корреспондент:
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе? ”Выше леса, выше гор, расстилается ковер. Он всегда - всегда раскинут надо мною и тобой, то он серый, то он синий, то он ярко-голубой. ” (Небо)
— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, а микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы младших школьников.)
Ученик:
— Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов с плаката.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Ученик:
— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля — то в конце нас встретят веселые человечки.
Педагог:
— Теперь следующая страничка нашей экогазеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент:
— Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, и, конечно, репродуктор, и еще магнитофон.
— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)
— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей (показывает на второй плакат) вокруг нас. Только приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.)
— Не включать громко музыку, не кричать.
Педагог:
— Ну вот, два поля мы уже прошли, а мы пойдем дальше, на синюю страничку нашей экогазеты.
Ученик:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Слайд 2
Третий корреспондент:
Не умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
- Даже насекомые умываются водой в виде росы.
Слайд 3
Физминутка
(Ученица в костюме стрекозы)
Утром стрекоза проснулась (потирает глазки)
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела,
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (побежали по классу)
Ученик:
Вода
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Корреспондент:
— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег и облака — это тоже вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: ”Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?”
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)
— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во- вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы встретить веселого человечка? Что надо сделать? (Ответы детей.)
— Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Первый эколог:
Самые опасные загрязнители воды, земли и воздуха производит военная промышленность. А вся атомная промышленность при малейших авариях сеет смерть быструю или постепенную на больших площадях.
Ученик:
ЖАЛОБНАЯ КНИГА «ЧИСТОЙ ВОДЫ»
Уважаемые люди всей планеты, помогите мне! Все меньше и меньше остается чистой воды. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг - ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Очень вас прощу, незамедлительно примите все меры по сохранению и очистке меня, иначе скоро на земле вы меня не найдете.
Педагог:
— А теперь, зеленая страничка нашей экогазеты. Слайд № 4
Четвертый корреспондент:
— Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Ученик:
Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю.
Перед красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю!
Корреспондент:
Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!
— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, в каждом из них растения или животные, которых осталось мало. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)
Экологические знаки. (Дети демонстрируют экологические знаки, остальные называют их.)
Ученики:
— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Педагог:
— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, в которых животные, особенно пострадавшие от человека. Что будем делать? (Ответы детей.)
Ученик:
— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Педагог поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Ученик (в костюме муравья):
Советы от Муравьишки
1. He бери лишних бумажных пакетов и целлофановых кульков в магазине, если собираешься их сразу же выбросить.
2. Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.
3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.
4. Избегай покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.
5. Не покупай больше, чем может понадобиться.
6. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.
Педагог:
— Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.
Ученик:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
Второй эколог:
А сейчас, посмотрите на последний плакат нашей экогазеты. Вот и наши веселые человечки. Они улыбаются – им хорошо в чистом мире. Они здоровы. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. Человек умнее всех и сильнее всех, а значит – должен заботиться о природе, а иначе она погибнет. Мы должны всегда это помнить и беречь родную природу.
Первый эколог:
Теперь, я надеюсь, вы будете делать для охраны природы все, что в ваших силах.
Человек – часть природы. Если он бережет ее, значит, улучшает свою жизнь.
Ученица:
О, человек! Печалясь и любя,
Прими весь мир, его поля и воды,
Ты – лишь частица матери-природы.
Не убивай же самого себя!
Ученица:
Никто за нас природу не спасет – спасти ее мы можем только сами!
Слайд №5
Песня на мотив «Солнечный круг»
Солист:
Против стрельбы, против беды,
Встанем за нашу планету.
Звери навек; счастье навек,
Так повелел человек!
Все:
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Дети пишут пожелания природе и прикрепляют на модель Земли (под музыку).