kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения::" Блокадный хлеб".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меролриятие направлено на патриотическое воспитание. Дети много новых сведений получипи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения::" Блокадный хлеб".»

Сценарий мероприятия «Хлеб блокадного Ленинграда». Ход мероприятия. Ведущий 1. Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паѐк для осаждѐнного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбѐжкам и обстрелу. Ведущий 2.Это имя — как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград. Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград. МАРШ НЕМЦЕВ Ведущий 3. Пытал нас враг железом и огнем... «Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, — Забьешься в землю, упадешь ничком. Дрожа, запросят плена, как пощады, Не только люди — камни Ленинграда!» Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Ученик 4.Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. (А.Ахматова) Ведущий 1. 8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек. Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей. Как опустели целые кварталы, И как трамваи мѐрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести. Ведущий 2. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. 2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов. Потом произошло еще 4 снижения норм выдачи хлеба: 12 сентября, 1октября, 13 и 20 ноября. Ведущий 3. Наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20 ноября1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ранТяжѐлого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. О, ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке, Бедный ленинградский ломтик хлеба - Он почти не весит на руке… Ведущий 4. Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. Этот хлеб пекли по жестким рецептам блокады в единственной работавшей на заводе в ту зиму печи № 6. И отмерили 125 граммов. Смотри, это норма хлеба на один день зимы 41—42-го годов. И ничего, кроме этого куска, ты не получил бы. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. Ведущий 1. Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землѐй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. 30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат. Ученик 2.О, да – иначе не могли Ни те бойцы, ни те шоферы, Когда грузовики вели По озеру в голодный город. Холодной ровный свет луны. Снега сияют исступленно, И со стеклянной вышины Врагу отчетливо видны Внизу идущие колонны. Казалось, что конец земле… Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли. Он жив еще. Он рядом где-то На Ленинград! На Ленинград! Там на 2 дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят. И дрогнут, и молчат и ждут. Прислушиваются тревожно: – К заре сказали привезут… – Гражданочки, держаться можно… И было так – на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. – Ну так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут, пустяк,– Поломка эта не угроза, Да рук не разогнуть ни как: Их на руле свело морозом. Чуть разогреешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасен? Шестнадцать тысяч Ленинградцев И вот в бензине руки он Смочил, поджег и ход мотора И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера Вперед! Как ноют волдыри. Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарням до зори. Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам. Ведущий 3. Прогибается, трещит лѐд под колѐсами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лѐд вместе с продуктами. Много трудностей и опасностей подстерегало шофѐров. Днѐм и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Ведущий 4. Но колонны шли и шли. Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лѐд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали. Прицепили к машине лѐгкие конные сани и положили на них ещѐ по 7 мешков. Так и доставили муку в город. Ведущий 1. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали еѐ Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждѐнного города слабых, обессиленных людей. (Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. ) Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти. Ведущий 2. На втором километре Дороги жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой. Ученик 3.В осаждѐнном Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир еѐ слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.» А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдѐшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года». Ученик 4.Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берѐзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарѐвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лѐша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года». Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!» Ведущий 1. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей! Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Плакали люди, строчки читая, Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это все повториться!» Ведущий 2. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами. Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался. Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город продолжал жить и бороться. Ведущий 3.В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый. Ведущий 4. Полностью от блокады Ленинград был освобождѐн только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было. За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пѐстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом. Ведущий 1. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло около 1 миллиона человек. Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают цену куску хлеба. НА ЭКРАНЕ - ВИДЕОЗАПИСЬ "РЕКВИЕМА", МИНУТА МОЛЧАНИЯ. ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ СТАВЯТ СВЕЧИ В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ Ведущий 2.Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Ведущий 3.Во что оценить блокадную пайку? Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место? Потому что хлеб – это хлеб! «что может быть слаще хлеба, Что может быть горше хлеба? Что нужнее хлеба? Что нам дороже хлеба? Все начинается с хлеба Кончается все людьми» Установить реальный рецепт блокадного хлеба 1942 года непросто. Он изменялся чуть ли не каждый день в зависимости от имеющихся хлебных суррогатов. Да и не хлеб это был, а скорее его подобие. Чем заменить муку, думали лучшие умы Ленинграда — технологи, химики, повара. В начале блокады муку имитировали съедобными ингредиентами. Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом — овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей. За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки. Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов. Карточная система распределения продуктов вводится в городе в июле 1941 года. Карточки выдавались по категориям населения в зависимости от выполняемой работы. Снабжение города хлебом являлось первостепенной задачей. Чтобы уменьшить расход муки, хлеб на 14 действовавших в блокаду хлебозаводах стали выпекать с различными примесями С 20 ноября 1941 г. вводится минимальна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Час общения::" Блокадный хлеб".

Автор: Талалаева Александра Степановна

Дата: 09.02.2020

Номер свидетельства: 538901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект классного часа "Детство, опаленное войной""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "251741"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447272260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "методическая разработка классного часа "Дети войны" "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "245005"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446045155"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "«Окно в эпоху»"
    ["seo_title"] => string(13) "okno_v_epokhu"
    ["file_id"] => string(6) "385579"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485781721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства