kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Окно в эпоху»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                  «Окно в эпоху»

(Из опыта работы Дединой Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 683 Приморского района  Санкт-Петербурга по формированию музейного пространства и характерных особенностей музейных экспонатов с целью развития инициативности и самостоятельности школьников в исследовательской деятельности и совершенствовании умений и навыков при работе на экспозиции)

            Годы уносят нас все дальше от страшных событий Великой Отечественной войны,  Блокады Ленинграда. На долю судьбы эти годы пришлись уже дедушкам и прадедушкам, бабушкам и прабабушкам наших детей и учеников. Так давно это было. И так недавно. Память не желает стирать то, что однажды мы узнали о войне и тех, кто оказался в ней не по своей воле, а по воле судьбы. Несколько временных эпох отделяет нас от  тех  роковых событий. Но необходимость снова и снова  прикоснуться к истории, открыть неизвестное, рассказать о том, что узнали однажды,  является важным условием сохранения самого главного, что несет человеческая память:  потребность сопричастности, сочувствия, сострадания и гордости за поколение, выросшее в условиях военного времени, не растерявшее нравственных ценностей.

Тема выбрана не случайно. У каждого из нас иногда возникает желание заглянутьв окна домов, в которых приветливо горит свет, на секунду  стать свидетелем какой-то другой жизни. Прочитать или рассмотреть интересную рекламу или экспозицию в огромных витринах и, таким образом, удовлетворить свое любопытство.  Посмотреть старый фильм или прийти в музей, чтобы прикоснуться к истории, впервые  открыть для себя новую эпоху и проникнуться ею, чтобы ощущение сопричастности заставило вновь и вновь заглядывать в это « окно эпохи»и открывать новый, неизведанный до конца мир.

Приоткрыть окно в эпоху - это значит рассказать об этом времени, заинтересовать, заставить задуматься и попытаться  записать, а значит, и сохранить крупицы семейных историй,  заветные реликвии.Вызвать желание расспросить о  былых подвигах и трудных военных годах своих родных,  знакомых, соседей по площадке, представителей старшего поколения или  их детей и внуков.

Одним из таких «окон в эпоху», символом  целого поколения является реликвия, полученная в период празднования 65-ой годовщины снятия Блокады Ленинграда.  Школа получила уникальный экспонат- дневник  жительницы блокадного Ленинграда.  Семья Шамбурских передала эту реликвию в наш школьный музей. Ксения назвала свою  семейную страницу «Дневник моей прабабушки». Читаем и перечитываем, беседуем, рассуждаем. Когда держим в руках этот дневник, невольно осознаем, что в наших руках - история целого поколения. Те мысли, чувства, поступки, желания,- ведь это все не придуманное, а пережитое. Мы действительно можем через десятилетия услышать голос молодой 21-23- летней девушки, мечты, надежды которой прервала сначала война, а затем блокада Ленинграда.  Записи иногда делались урывками, иногда на отдельных листочках. Но они нам сейчас особенно важны и дороги. Молодая  девушка  размышляет об очень важных вопросах. Что  стоит человеческая жизнь? Что стоит дружба? Как легко можно разочароваться в подруге. Как предают дружбу. И как хочется  постоянно есть и вместе с этим размышления о тех людях, которые, выполняя своею ежедневную работу,находятся там, где хотя бы немного можно поесть, например, в столовых.  Голод зачастую заглушает все мысли, чувства, желания. Но надо было жить,  учиться, работать в госпитале, работать в поликлинике, больнице, защищать город. Это было главное. Все личное уходило на задний план.

Давайте вместе заглянем  в «Окно эпохи» периода 1940-1943 годов, прикоснемся  к истории  «сороковых-роковых »  и, в частности,  жизни города,  людейБлокадного Ленинграда на примере действительного очевидца событий, молодой девушки.…                    

Итак, старый,  потертый, с пожелтевшими ветхими  страницами дневник, начатый 23 ноября 1940 года. Автор дневника - молодая девушка, ей 21 год, она учится на 4 курсе в медицинском институте.Дневник заведен с целью « записывать все хорошее и плохое. Чтобы через много лет можно было его перелистать и вспомнить старое». Первые страницы об учебе, о непростых отношениях с любимым человеком, о посещении оперы и увлечениях культурой и искусством. Читаем записи и невольно останавливаемся на некоторых, дающих историческую справку или представляющих суждения, размышления …

Новый 1941 год! Он не принес ей ожидаемого счастья. Она страдает и плачет от одиночества и непонимания, клянет свою судьбу. Первого января проснулась с плохим настроением и мыслью, что и весь год будет такой. С января по июнь  Рина (Екатерина) делает записи о зубрежке и экзаменах, о посещении оперы, кино, размышляет о семейных отношениях и о весне, надеждах на счастье и любовь, мечтает быстрее окончить курс и отдохнуть. Но судьба уже приготовила испытания!

Запись от 2 июля 1941года: «За эти 10 дней  произошло столько много, что волосы на голове поседели. 22 июня Германия объявила войну. Этого я всю жизнь боялась».Июнь, июль, сентябрь, октябрь 1941-сводки с фронта, а кроме этогожутко переживает смерть двадцатилетних ребят после ранения. Видит смерть, так какдежурит в госпитале, ассистирует на операциях.

24 ноября. « Все можно пережить, но голод переживать очень трудно.  За день находилась под артобстрелом, снаряды падали в нескольких  сотнях  шагов. До сегодняшнего дня моя жизнь была еще сносная, так как я обедала у Вики  в столовой, ела уж всегда суп и мясо. Сегодня это счастье кончилось. По 4 часа стоим за супом. В городе все недовольны, голодные, холодно, трамваи ходят плохо, часто приходится идти пешком. Ой! Даже жутко становится. Все так, как читали в книжках во время войны. Счастье сейчас, кто работает в столовой, хоть не ощущают этого чувства».

7 декабря. «Кольцо Ленинграда еще туже становится, была одна лазейка - идти через Ладожское озеро. Собрались и наши, но идти нельзя, немец разнюхал и обстреливал. А была такая надежда…. Я бы пошла хоть 300 км., т.к. становится невозможно больше. Есть дни,  когда ничего целый день не возьмешь в рот. Девчата  в комнате уже умоляют принести кошку. Вот до чего дошло.  Бедняжки».

12 декабря. «Очень тяжело. Хлеба не ела 1,5 дня. Очень ослабла, как после долгой болезни. …трамваи не ходят, замело пути, поезда тоже часто не ходят, Да, никогда я в жизни не завидовала, но теперь завидую Вике, которая живет и не знает, что такое голод».

15 декабря. « Сегодня опять «сухой паек».  Ой, смех и горе, сидим сейчас с мамой и выбираем из груды сушеных корок от картошки что-нибудь съедобное. Противно сделалось даже».

27 декабря 1941. « Произошли сугубо важные события. Во-первых, говорят, прорвана Ленинградская блокада. Пришли, якобы,  первые эшелоны с продуктами.  Во-вторых, с 25декабря прибавили хлеба – по 200 гр. Все же заметно со 125 гр. Скоро Новый год».

29 января 1942 г. «Хочется запечатлеть то, что войдет в историю как героическое. Дней,которые переживает сейчас Ленинград, не видела еще история. Сейчас нет бомбовых тревог, которые изводили ленинградцев первые месяцы, но сейчас есть голод, который привел к тому, что на улицах валяются люди, дворы больниц завалены трупами и мусором. Утром грузовики увозят трупы как дрова. Стоят морозы. Нет воды. Приходится с котелками ездить на Неву. Квартиры отапливаются буржуйками.  От пожара пострадала и я. Сгорело общежитие и все мои вещи. Вот уже с два месяца нет электричества, все сидят с фитильками, от чего у всех черные носы, воды для мытья нет. Отсутствие ли воды привело к тому, что вот уже третий день нет достаточного количества хлеба. Люди стоят по 18 часов за 250 гр.Пришлось идти работать квартирным врачом, конечно, если бы не у папы, то это бы сделать не смогла, т.к. обежать 10 квартир - это не простое дело на голодный желудок. Работая по квартирной помощи, я много чего насмотрелась.  Ведь уже почти 50%, если не больше, нет мужчин, уже начинают падать женщины. Как все они хотят жить. Только и слышишь: «Доктор, миленький, сделайте, чтобы мы жили». А как сделаешь, если хлеба и того не достать, не работают аптеки, нет даже простых горчичников. Ой! Когда все это кончится! Ведь все же терпеливый народ ленинградцы!»

30 января 1942. « Еще несчастье. Потеряла (стащили) хлебные карточки. Хорошо, что с папой, а то бы хоть помирай!»

9 марта 1942.  «Опять несчастье. Были платья у Вики. Она говорит, что их у нее украли. Боже! Ведь я осталась совсем нагая. Уже променяла 1кг. хлеба за платье. Как жалко. А главное, жаль жакетку и сумку. Вчера была в театре. Смотрела «Баядерку». Сидели в бывшей царской ложе».

22 марта.« В данный момент пришла с театра, смотрела новую постановку «Любовь моряка».  В городе осталась только музкомедия, остальные все уехали, начали функционировать ряд кино».

25 марта. «Были в театре. Слушали и смотрели «Сильву».

15 апреля. «Ура! Первый день пошли трамваи».

28 апреля. «Скоро 1 мая. Да!.  Подбрасывают из продуктов - сыру, масла, рыбы, пива и даже водки».

13 мая. «Пришла из кино «Тангор Дербент», в госпитале часто кино. Какое было бы счастье пожить в мирной обстановке хоть час, чтобы не ждать, а вдруг обстрел, а вдруг бомбежка. Хотя в своем приказе товарищ Сталин сказал, что война кончится в 1942 году, но этому как-то и верить трудно, одно успокоение это- вера в то, что скажет Сталин».

16 мая. «Война дала такие изменения в медицине, что нужен большой опыт, усердие, чтобы поставить диагноз.Так, например, туберкулез течет без температуры, пневмония тоже. Исчезли почти все аллергические заболевания. Все покрылось одной дистрофией и цингой».

19 мая. « Совсем забыла записать, что все, что было у Вики (платья, жакеты) вернулось. Я никогда не могла подумать о том, что это могла сделать она, как только не стыдно человеку сделать это, у своего же человека. Ой! Какой ужас, и к тому же упрекнула, что кормила меня когда-то».

30 июня 1942.  «В городе все ждут наступления на Ленинград. У всех одна мысль – уехать».

20 октября.«Вокруг Ленинграда ожидают вскоре событий, т.к. немцы сосредоточили все силы с Севастополя под Ленинградом. Умрем, так умрем! Может быть, устроят на  работу. Мне бы хотелось в госпитале работать. Там хоть и много работы, и забудешь обо всем».

4 октября. «На душе вообще очень тяжело. Хочется пожить хоть один день мирной жизнью. Ведь проходят лучшие года.  23 мне уже. 23 года, а что я видела в жизни?  Ничего!»

8 октября.«Какой счастливый день в моей жизни! Я врач. Ой, даже не верится!»

29 октября. « Уже как будто включилась во врачебную жизнь. Съездила домой. Да, интересное явление, - засилье всюду мышей и крыс».

8 ноября 1942. «Вечером была на «Евгении Онегине». После перерыва впервые поставили оперу. Пели Преображенская, Нечаев, Легков».

23 ноября 1942. «Украли сумку с паспортом. Везет мне! Все крадут и крадут!»

6 декабря. «Вспоминаю эти дни в 1941 г. Что за кошмар мы переживали! Какую вынесли голодовку. Этот год не такой. Все же хлеба не 125 гр., а 500,  да и тепло».

29 декабря 1942. « Сегодня что-то целый день на нашем фронте бьют дальнобойные орудия. Может быть, тоже наступление. Скорее бы».

31 декабря 1942.  «Дежурю. Встретить новый год не придется, да и не с кем».

Это была  последняя запись. Окончена тетрадь…  Окончен  дневник… Это дневник целой эпохи. Дневник целого поколения блокадного Ленинграда. Они, жители блокадного Ленинграда, мечтали  о мире, о скорейшем  окончании войны. Блокада не уничтожила человеческие качества. Люди выполняли свою работу.  Сохраняли архивы и музейные реликвии, защищали город, рыли окопы и дежурили на крышах,  убирали, чистили город весной, чтобы не допустить распространение эпидемии. Вставали и шли туда, где их ждали ленинградцы. А ленинградцы их ждали  в госпиталях и больницах, в столовых и  пунктах выдачи хлеба и других продуктов, а также в театре, кино, опере. День полного снятия блокады Ленинграда уже скоро наступит. Жители пока не знают этой даты, но с нетерпение ждут полного освобождения. Блокада  еще  будет продолжаться до 27 января 1943 года. Понадобятся  еще силы, терпение, чтобы дожить до счастливого дня - полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Это скоро свершится!

Представленные записи из дневника далеко не все. В работе используем ту информацию, которая нужна для проекта, организации экскурсии, презентации. Данные дневника совпадают с действительными историческими событиями, сводками с фронтов, страшной статистикой, а также культурной жизнью,  спектаклями, операми, кинофильмами. Сайты о жизни в блокадном  Ленинграде подтверждают достоверность записей в дневнике. Поэтому Дневник,  уникальный музейный экспонат,  свидетель эпохи,  вновь и вновь приоткрывает  свои страницы для общения, вызывая живой интерес.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Окно в эпоху»»

«Окно в эпоху»

(Из опыта работы Дединой Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 683 Приморского района Санкт-Петербурга по формированию музейного пространства и характерных особенностей музейных экспонатов с целью развития инициативности и самостоятельности школьников в исследовательской деятельности и совершенствовании умений и навыков при работе на экспозиции)

Годы уносят нас все дальше от страшных событий Великой Отечественной войны, Блокады Ленинграда. На долю судьбы эти годы пришлись уже дедушкам и прадедушкам, бабушкам и прабабушкам наших детей и учеников. Так давно это было. И так недавно. Память не желает стирать то, что однажды мы узнали о войне и тех, кто оказался в ней не по своей воле, а по воле судьбы. Несколько временных эпох отделяет нас от тех роковых событий. Но необходимость снова и снова прикоснуться к истории, открыть неизвестное, рассказать о том, что узнали однажды, является важным условием сохранения самого главного, что несет человеческая память: потребность сопричастности, сочувствия, сострадания и гордости за поколение, выросшее в условиях военного времени, не растерявшее нравственных ценностей.

Тема выбрана не случайно. У каждого из нас иногда возникает желание заглянутьв окна домов, в которых приветливо горит свет, на секунду стать свидетелем какой-то другой жизни. Прочитать или рассмотреть интересную рекламу или экспозицию в огромных витринах и, таким образом, удовлетворить свое любопытство. Посмотреть старый фильм или прийти в музей, чтобы прикоснуться к истории, впервые открыть для себя новую эпоху и проникнуться ею, чтобы ощущение сопричастности заставило вновь и вновь заглядывать в это « окно эпохи»и открывать новый, неизведанный до конца мир.

Приоткрыть окно в эпоху - это значит рассказать об этом времени, заинтересовать, заставить задуматься и попытаться записать, а значит, и сохранить крупицы семейных историй, заветные реликвии.Вызвать желание расспросить о былых подвигах и трудных военных годах своих родных, знакомых, соседей по площадке, представителей старшего поколения или их детей и внуков.

Одним из таких «окон в эпоху», символом целого поколения является реликвия, полученная в период празднования 65-ой годовщины снятия Блокады Ленинграда. Школа получила уникальный экспонат- дневник жительницы блокадного Ленинграда. Семья Шамбурских передала эту реликвию в наш школьный музей. Ксения назвала свою семейную страницу «Дневник моей прабабушки». Читаем и перечитываем, беседуем, рассуждаем. Когда держим в руках этот дневник, невольно осознаем, что в наших руках - история целого поколения. Те мысли, чувства, поступки, желания,- ведь это все не придуманное, а пережитое. Мы действительно можем через десятилетия услышать голос молодой 21-23- летней девушки, мечты, надежды которой прервала сначала война, а затем блокада Ленинграда. Записи иногда делались урывками, иногда на отдельных листочках. Но они нам сейчас особенно важны и дороги. Молодая девушка размышляет об очень важных вопросах. Что стоит человеческая жизнь? Что стоит дружба? Как легко можно разочароваться в подруге. Как предают дружбу. И как хочется постоянно есть и вместе с этим размышления о тех людях, которые, выполняя своею ежедневную работу,находятся там, где хотя бы немного можно поесть, например, в столовых. Голод зачастую заглушает все мысли, чувства, желания. Но надо было жить, учиться, работать в госпитале, работать в поликлинике, больнице, защищать город. Это было главное. Все личное уходило на задний план.

Давайте вместе заглянем в «Окно эпохи» периода 1940-1943 годов, прикоснемся к истории «сороковых-роковых » и, в частности, жизни города, людейБлокадного Ленинграда на примере действительного очевидца событий, молодой девушки.…

Итак, старый, потертый, с пожелтевшими ветхими страницами дневник, начатый 23 ноября 1940 года. Автор дневника - молодая девушка, ей 21 год, она учится на 4 курсе в медицинском институте.Дневник заведен с целью « записывать все хорошее и плохое. Чтобы через много лет можно было его перелистать и вспомнить старое». Первые страницы об учебе, о непростых отношениях с любимым человеком, о посещении оперы и увлечениях культурой и искусством. Читаем записи и невольно останавливаемся на некоторых, дающих историческую справку или представляющих суждения, размышления …

Новый 1941 год! Он не принес ей ожидаемого счастья. Она страдает и плачет от одиночества и непонимания, клянет свою судьбу. Первого января проснулась с плохим настроением и мыслью, что и весь год будет такой. С января по июнь Рина (Екатерина) делает записи о зубрежке и экзаменах, о посещении оперы, кино, размышляет о семейных отношениях и о весне, надеждах на счастье и любовь, мечтает быстрее окончить курс и отдохнуть. Но судьба уже приготовила испытания!

Запись от 2 июля 1941года: «За эти 10 дней произошло столько много, что волосы на голове поседели. 22 июня Германия объявила войну. Этого я всю жизнь боялась».Июнь, июль, сентябрь, октябрь 1941-сводки с фронта, а кроме этогожутко переживает смерть двадцатилетних ребят после ранения. Видит смерть, так какдежурит в госпитале, ассистирует на операциях.

24 ноября. « Все можно пережить, но голод переживать очень трудно. За день находилась под артобстрелом, снаряды падали в нескольких сотнях шагов. До сегодняшнего дня моя жизнь была еще сносная, так как я обедала у Вики в столовой, ела уж всегда суп и мясо. Сегодня это счастье кончилось. По 4 часа стоим за супом. В городе все недовольны, голодные, холодно, трамваи ходят плохо, часто приходится идти пешком. Ой! Даже жутко становится. Все так, как читали в книжках во время войны. Счастье сейчас, кто работает в столовой, хоть не ощущают этого чувства».

7 декабря. «Кольцо Ленинграда еще туже становится, была одна лазейка - идти через Ладожское озеро. Собрались и наши, но идти нельзя, немец разнюхал и обстреливал. А была такая надежда…. Я бы пошла хоть 300 км., т.к. становится невозможно больше. Есть дни, когда ничего целый день не возьмешь в рот. Девчата в комнате уже умоляют принести кошку. Вот до чего дошло. Бедняжки».

12 декабря. «Очень тяжело. Хлеба не ела 1,5 дня. Очень ослабла, как после долгой болезни. …трамваи не ходят, замело пути, поезда тоже часто не ходят, Да, никогда я в жизни не завидовала, но теперь завидую Вике, которая живет и не знает, что такое голод».

15 декабря. « Сегодня опять «сухой паек». Ой, смех и горе, сидим сейчас с мамой и выбираем из груды сушеных корок от картошки что-нибудь съедобное. Противно сделалось даже».

27 декабря 1941. « Произошли сугубо важные события. Во-первых, говорят, прорвана Ленинградская блокада. Пришли, якобы, первые эшелоны с продуктами. Во-вторых, с 25декабря прибавили хлеба – по 200 гр. Все же заметно со 125 гр. Скоро Новый год».

29 января 1942 г. «Хочется запечатлеть то, что войдет в историю как героическое. Дней,которые переживает сейчас Ленинград, не видела еще история.. Сейчас нет бомбовых тревог, которые изводили ленинградцев первые месяцы, но сейчас есть голод, который привел к тому, что на улицах валяются люди, дворы больниц завалены трупами и мусором. Утром грузовики увозят трупы как дрова. Стоят морозы. Нет воды. Приходится с котелками ездить на Неву. Квартиры отапливаются буржуйками. От пожара пострадала и я. Сгорело общежитие и все мои вещи. Вот уже с два месяца нет электричества, все сидят с фитильками, от чего у всех черные носы, воды для мытья нет. Отсутствие ли воды привело к тому, что вот уже третий день нет достаточного количества хлеба. Люди стоят по 18 часов за 250 гр.Пришлось идти работать квартирным врачом, конечно, если бы не у папы, то это бы сделать не смогла, т.к. обежать 10 квартир - это не простое дело на голодный желудок. Работая по квартирной помощи, я много чего насмотрелась. Ведь уже почти 50%, если не больше, нет мужчин, уже начинают падать женщины. Как все они хотят жить. Только и слышишь: «Доктор, миленький, сделайте, чтобы мы жили». А как сделаешь, если хлеба и того не достать, не работают аптеки, нет даже простых горчичников. Ой! Когда все это кончится! Ведь все же терпеливый народ ленинградцы!»

30 января 1942. « Еще несчастье. Потеряла (стащили) хлебные карточки. Хорошо, что с папой, а то бы хоть помирай!»

9 марта 1942. «Опять несчастье. Были платья у Вики. Она говорит, что их у нее украли. Боже! Ведь я осталась совсем нагая. Уже променяла 1кг. хлеба за платье. Как жалко. А главное, жаль жакетку и сумку. Вчера была в театре. Смотрела «Баядерку». Сидели в бывшей царской ложе».

22 марта.« В данный момент пришла с театра, смотрела новую постановку «Любовь моряка». В городе осталась только музкомедия, остальные все уехали, начали функционировать ряд кино».

25 марта. «Были в театре. Слушали и смотрели «Сильву».

15 апреля. «Ура! Первый день пошли трамваи».

28 апреля. «Скоро 1 мая. Да!. Подбрасывают из продуктов - сыру, масла, рыбы, пива и даже водки».

13 мая. «Пришла из кино «Тангор Дербент», в госпитале часто кино. Какое было бы счастье пожить в мирной обстановке хоть час, чтобы не ждать, а вдруг обстрел, а вдруг бомбежка.. Хотя в своем приказе товарищ Сталин сказал, что война кончится в 1942 году, но этому как-то и верить трудно, одно успокоение это- вера в то, что скажет Сталин».

16 мая. «Война дала такие изменения в медицине, что нужен большой опыт, усердие, чтобы поставить диагноз.Так, например, туберкулез течет без температуры, пневмония тоже. Исчезли почти все аллергические заболевания. Все покрылось одной дистрофией и цингой».

19 мая. « Совсем забыла записать, что все, что было у Вики (платья, жакеты) вернулось. Я никогда не могла подумать о том, что это могла сделать она, как только не стыдно человеку сделать это, у своего же человека. Ой! Какой ужас, и к тому же упрекнула, что кормила меня когда-то».

30 июня 1942. «В городе все ждут наступления на Ленинград. У всех одна мысль – уехать».

20 октября.«Вокруг Ленинграда ожидают вскоре событий, т.к. немцы сосредоточили все силы с Севастополя под Ленинградом. Умрем, так умрем! Может быть, устроят на работу. Мне бы хотелось в госпитале работать. Там хоть и много работы, и забудешь обо всем».

4 октября. «На душе вообще очень тяжело. Хочется пожить хоть один день мирной жизнью. Ведь проходят лучшие года. 23 мне уже. 23 года, а что я видела в жизни? Ничего!»

8 октября.«Какой счастливый день в моей жизни! Я врач. Ой, даже не верится!»

29 октября. « Уже как будто включилась во врачебную жизнь. Съездила домой. Да, интересное явление, - засилье всюду мышей и крыс».

8 ноября 1942. «Вечером была на «Евгении Онегине». После перерыва впервые поставили оперу. Пели Преображенская, Нечаев, Легков».

23 ноября 1942. «Украли сумку с паспортом. Везет мне! Все крадут и крадут!»

6 декабря. «Вспоминаю эти дни в 1941 г. Что за кошмар мы переживали! Какую вынесли голодовку. Этот год не такой. Все же хлеба не 125 гр., а 500, да и тепло».

29 декабря 1942. « Сегодня что-то целый день на нашем фронте бьют дальнобойные орудия. Может быть, тоже наступление. Скорее бы».

31 декабря 1942. «Дежурю. Встретить новый год не придется, да и не с кем».

Это была последняя запись. Окончена тетрадь… Окончен дневник… Это дневник целой эпохи. Дневник целого поколения блокадного Ленинграда. Они, жители блокадного Ленинграда, мечтали о мире, о скорейшем окончании войны. Блокада не уничтожила человеческие качества. Люди выполняли свою работу. Сохраняли архивы и музейные реликвии, защищали город, рыли окопы и дежурили на крышах, убирали, чистили город весной, чтобы не допустить распространение эпидемии. Вставали и шли туда, где их ждали ленинградцы. А ленинградцы их ждали в госпиталях и больницах, в столовых и пунктах выдачи хлеба и других продуктов, а также в театре, кино, опере. День полного снятия блокады Ленинграда уже скоро наступит. Жители пока не знают этой даты, но с нетерпение ждут полного освобождения. Блокада еще будет продолжаться до 27 января 1943 года. Понадобятся еще силы, терпение, чтобы дожить до счастливого дня - полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Это скоро свершится!

Представленные записи из дневника далеко не все. В работе используем ту информацию, которая нужна для проекта, организации экскурсии, презентации. Данные дневника совпадают с действительными историческими событиями, сводками с фронтов, страшной статистикой, а также культурной жизнью, спектаклями, операми, кинофильмами. Сайты о жизни в блокадном Ленинграде подтверждают достоверность записей в дневнике. Поэтому Дневник, уникальный музейный экспонат, свидетель эпохи, вновь и вновь приоткрывает свои страницы для общения, вызывая живой интерес.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Окно в эпоху»

Автор: Дедина Светлана Анатольевна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Художественная культура эпохи Средневековья "
    ["seo_title"] => string(53) "khudozhiestviennaia-kul-tura-epokhi-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "144127"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418658686"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки. "
    ["seo_title"] => string(68) "pliemiena-epokhi-ranniegho-zhielieza-na-tierritorii-kazakhstana-saki"
    ["file_id"] => string(6) "160960"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422162702"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Средневековое  искусство Западной Европы. "
    ["seo_title"] => string(44) "sriednieviekovoie-iskusstvo-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "183356"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425832357"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-sriedniie-vieka-vriemia-rytsariei-i-zamkov"
    ["file_id"] => string(6) "139738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417788038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства