Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением. линейные станицы (восток и юго-восток края) - русским населением.Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, ас 1842 г. - станицами, как и в других казачьих войсках России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Быт и культура адыгов и казаков.»
Тема: Быт и культура адыгов и казаков.
Цель:
Развивать умение сравнивать и обобщать материал;
Познакомиться с традиционной культурой населения Кубани.
1.Адыги.
Основная часть населения Черкесии проживала в сельских поселениях (аулах). Они располагались в живописных местах у подножий гор, на берегах рек, среди полей и лесов. Поселения имели форму квадрата или правильного четырехугольника с самыми неожиданными выступами. В центре аула находились мечеть и базар, на окраине — площадка для молотьбы хлеба, скирды хлебов, стога сена, а также кладбище, почитаемые могилы, священные рощи и деревья. В центре главного двора находилось жилище хозяина — унэшхо (большой дом).
Дома в аулах стояли группами по десять, двадцать, а иногда и сорок. Селившиеся по соседству были чаще всего близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях проживало до 5 — 6 тысяч человек.
Черкесские жилища (сакли), как правило, были одноэтажными, удлиненной формы (длинный дом). Дома строили необычным способом. Их стены сооружались по типу изгородей : вбивались в землю колья необходимой высоты, а затем переплетались гибкими прутьями. Изготовленный таким образом каркас обмазывался глиной, смешанной с соломой («турлук »). Поэтому дома назывались турлучными. Покрывались они соломенными или камышовыми крышами. Княжеские дома сооружались из того же материала, но были просторнее и выше.
Внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов. Такой строгий порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.Гостевая обычно убиралась лучше остальных. В ней выставлялись наиболее ценные вещи. На стенах развешивали самое лучшее оружие — гордость каждого адыга. Деревянный диван стоял в одном из углов комнаты и был почетным местом. Множество кухонных подушек, одеял, матрацев подчеркивало состоятельность семьи. И количество их соответствовало числу членов семьи. Кровати, стулья являлись исключительно достоянием богатых адыгов. Характерной особенностью убранства домов адыгов являлось множество вещей, вышитых золотыми нитками: подчасники, веера, чехлы для гребня, вешалки для полотенец, настенные украшения.
2. Черноморцы и линейцы.
Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением. линейные станицы (восток и юго-восток края) - русским населением.
Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, ас 1842 г. - станицами, как и в других казачьих войсках России.
3. Неподражаемость хаты
Крыша куреней была соломенная, камышовая или реже деревянная. Она была четырехскатная издали воспринимаемая как круглая. К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т. е. Можно было обойти по «кругу». Пожалуй, самым удивительным была конструкция карнизной части.
Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники
Самым нарядным в хате был «божий» или красный угол. На столе, покрытом скатертью стояли иконы. Некоторые иконы были при- везены из Лебяжьего монастыря, где действовала с конца 19 века школа живописи по росписи образов. Рабочим местом хозяйки дома был бабий кут. В нём все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.
4.Одежда.
Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске.
Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна.
Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира
Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор, обувь. На голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста. Спереди, по обе стороны в корсет вставляли дощечки, а сзади — одну короткую дощечку. Корсет стягивали шнурком, который продевался через особые петельки. Спереди были пришиты пуговицы для застегивания. Расшивали его шелками, серебром и золотом. Корсет снимали лишь в том случае, если хотели его мыть, починить или заменить другим. В нем даже спали, вынув из него дощечки. Девушки носили корсет с 1 0 — 1 2 лет и расставались с ним лишь после замужества.
Верхней плечевой одеждой у мужчин являлась бурка. Она в XVIII веке была короткой, иногда значительно выше колен, что делало ее удобной и всаднику, и пешему. Из-под бурки виднелась черкеска, которая шилась из сукна, длиною по колено, без воротника с широко раскрытой грудью, с длинными рукавами. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц — газыри, которые обложены серебряным галуном. Мужчины никогда не носили пестрых рубах. Шаровары были суконные, с лампасами из серебряных галунов. Их шили наверху обыкновенно просторными, а книзу узкие, так что с виду кажутся узкими, а между тем вовсе не мешали движению ног. Головной убор в Адыгее носили разной формы: высокие бараньи шапки на толстой подкладке и фески из сукна. Бараньи шапки были низкими (nalo), с узким меховым околышком и суконным верхом, щедро обшитые галуном. Они служили больше праздничным, чем боевым головным убором. В плохую погоду поверх шапки голову покрывали башлыком. Бурки, черкески, шапки были преимущественно черного, серого, белого цветов. .
С малых лет детей адыги обучали военному делу: владению оружием, верховой езде, джигитовке, стрельбе в цель, перенесению трудностей и лишений. Существовали также многие виды народного спорта: бег, прыжки, фехтование, поднимание камней, стрельба из лука и пращи, из ружья и пистолета, метание копья, умение владеть мечом, кинжалом, арканом, обычная борьба и борьба-поединок, канатохождение, акробатика, ходьба на ходулях, скачки, плавание и переправа вплавь с конем, гребля и многие другие. Особенно популярными были на свадьбах и празднествах джигитовка и скачки. Адыги хорошо знали военное дело и были весьма искусны во владении оружием, верховой езде, стрельбе в цель.
Современная форма казаков.
5. Семейный и общественный быт.
В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.
В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим.
У иногородних крестьян, как правило, были малые семьи, состоявшие из родителей и их детей.
Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.
Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.
В XVIII - первой половине XIX вв. у адыгов сохранялась семейная община. В такой общине могло быть до 100 человек. Семейная община обозначалась терминами унэгъошхо -большая семья, бынышху - большое гнездо, унэгъошхо — густая семья. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его - старший сын.
У адыгов отец имел власть над детьми, муж над женой, брат над сестрой. Но, однако, это не означало, что глава семьи был деспотом и ни с кем не считался. Он должен был отличаться объективностью, справедливостью, обеспечивать равноправие всех членов семьи, заботиться о каждом из них.
Занимались черкесы земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, выделкой кожи. Они вели торговлю не только с соседями, но и с купцами, прибывавшими из стран, расположенных по берегам Черного и Средиземного морей. Однако в центральных районах Черкесии деньги не имели хождения. Ценность всех товаров измерялась кусками полотна на рубаху, служивших как бы обменной монетой при торговых сделках. Большую часть населения Черкесии составляли свободные люди, не желавшие признавать какой-либо зависимости, но в то время, о котором мы ведем рассказ, все более усиливалось влияние знати. В хозяйстве богатых людей широко использовался труд рабов, захваченных во время походов. Они выполняли наиболее тяжелую работу в поле и в доме.
Все слои населения строго соблюдали обычаи гостеприимства, считавшиеся первейшей добродетелью каждого адыга. Незнание каких-либо сторон обычая гостеприимства считалось большим недостатком человека, порою и позором.
«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих,— отмечал Хан-Гирей,— сберегаема для приема гостей». Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное»,— писал Ш. Ногмов.
6.Фольклор.
Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора.
У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.
В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.
В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
Прикладное искусство.
Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.
Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.
Проверка знаний.
Вопрос.
Ответ.
Какие территории заселяли черноморцы, а какие донские казаки?
Почему кубанская культура считается самобытной? Из чего она складывалась?
В чём проявилось влияние адыгов на своих соседей казаков?
Чем отличалось устройство черноморской станицы от линейной?
Как укреплялись станицы?
Как выглядела хата черноморца и как хата линейца? В чём их различие и в чём сходство?
Что такое «красный угол»? Что ещё украшало жилище казака?
Что являлось основным элементом одежды у казачек?
Что представлял собой женский костюм?
Что такое «шлычка»?
Как происходило становление современного мужского казачьего костюма?
На ком держалась казачья семья? Почему?
Какие праздники отмечали в казачьих станицах? Что существовало и в черноморских и в линейных станицах? С чем это связано?
Какие песни пели казаки?
Кто такие «кобзари»?
Что из казачьего быта и традиций сохранилось и в наши дни?