kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Боль и смерть блокадного Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда

Тема « Боль и смерть блокадного Ленинграда»

Цель:

расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда; воспитывать чувство патриотизма; гордости за нашу Родину, уважения к отечеству, и старшему поколению, бережного отношения к хлебу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Боль и смерть блокадного Ленинграда»

МБОУ «Новолядинская СОШ» педагог-библиотекарь Кудрявцева Е.В.


Мероприятие, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда

Тема « Боль и смерть блокадного Ленинграда»


Цель:

расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда; воспитывать чувство патриотизма; гордости за нашу Родину, уважения к отечеству, и старшему поколению, бережного отношения к хлебу.

Оборудование:

Мультимедийная презентация о блокадном Ленинграде со звуковым сопровождением, экран; выставка книг «Блокадный Ленинград»

Музыкальное сопровождение:

Седьмая(Ленинградская) симфония Д.Шостаковича; «Майский вальс» муз.И.Лученка,сл.М.Ясеня

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

А. Твардовский

Ход мероприятия

Мероприятие сопровождается презентации

Библиотекарь: Всё дальше и дальше в историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной войны – самой жестокой из всех войн, которые пережила наша страна. Чем дальше отодвигаются от нас события военных лет, тем ярче становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы.

Сегодня наше мероприятие мы посвящаем «Дню снятия блокады Ленинграда»

Выходят ведущие:

Ведущий 1: Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, длившаяся ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города, за всю историю человечества унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности пережили Ленинградцы в дни блокады. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! 

Ведущий 2: Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива, не было электричества, вышел из строя водопровод. На город обрушился страшный голод. По Ленинграду ходила смерть. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. 250 граммов – выдавали рабочим. Дети получали 125 граммов . Его даже трудно было назвать хлебом - это была темно-коричневая масса, наполовину состоявшая из примесей. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев. Но не сдавался город. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни.

Ведущий 1: Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать. Даже в те сложные для города года не затихала культурная жизнь города. Активно работали, творили. В городе работали театры, музеи, школы. Давал представления блокадный театр. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни. Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).



Ведущий 2

И сквозь кольцо пробитый путь, Единственный просвет в отчизну! Но враг хотел кольцо замкнуть Совсем отнять дорогу к жизни

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация в постоянном режиме вела обстрел, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошла первая автомобильная колонна 60 грузовых машин было в колонне. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней.

Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез! 

Ведущий 1:  
Дети блокады, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

Чтец

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)

Ведущий 2:                   

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Вечером 27 января 1944 года в честь Победы – разгрома фашистских войск под стенами Ленинграда – над Невой прозвучали залпы торжественного салюта – 24 залпа из 324 орудий

Чтец:

«Мертвые» Ю. Воронов

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Ведущий 1:                   

За участие в боях по прорыву блокады около 19 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 25 воинам присвоено звание Героя Советского Союза.

Город выстоял, но эта победа досталась дорогой ценой! Около 2 миллионов ленинградцев погибло в тяжелые дни блокады от холода, голода, воздушных налетов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч покоится ныне на мемориальном Пискаревском кладбище у ног символической фигуры матери – Родины.

Приказом Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с другими городами нашей Родины был назван Городом –героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.8 мая 1999965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Еще 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.

Люди Ленинграда,  вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).
Чтец

"Слава и тебе, великий город, 
Сливший воедино фронт и тыл. 
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил"

Список использованной литературы



  1. Алексеев С.П. Ради жизни на земле: история Отечества [Текст]: Рассказы для детей. – М.: Педагогика,1990. -272с.ил.

  2. Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.

  1. Бешанов, В.В. Ленинградская оборона / В. Бешанов. - Минск: Харвест, 2006. - 400 с. -(Неизвестные войны).


  1. Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,1984. - 206 с. : ил.



http://www.russl av.ru/aktualno/blokada-leningrada.html

oko7.ru/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada

https://rupoem.ru/berggolc/war.aspx

www.m-battle.ru/warfare.php?author=7&page=1&part=3










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Боль и смерть блокадного Ленинграда

Автор: Кудрявцева Елена Васильевна

Дата: 19.06.2018

Номер свидетельства: 473673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-muzhiestva-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "163742"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422535836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от немецко - фашистских захватчиков "
    ["seo_title"] => string(122) "urok-muzhiestva-posviashchiennyi-70-lietiiu-polnogho-osvobozhdieniia-lieninghrada-ot-niemietsko-fashistskikh-zakhvatchikov"
    ["file_id"] => string(6) "156875"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421501003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-blokada-lieninghrada-1"
    ["file_id"] => string(6) "200899"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428934873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства