kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка лассного часа, посвященного Дню воинской славы России: 27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

















БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Классный час, посвященный Дню воинской славы России

27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда







Котов Вадим Алексеевич, преподаватель-организатор ОБЗР МАОУ «СОШ №40»














Старый Оскол

2024

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Классный час, посвященный Дню воинской славы России:

27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Процесс формирования чувства патриотизма и ответственность учащихся за свою Родину является главной задачей учителей. Данная методическая разработка знакомит школьников со страшным периодом в жизни нашей страны, призвана пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны. Направлена на содействие развитию и проявлению их нравственных качеств, способности к сочувствию и сопереживанию, рефлексивных способностей.


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.


Задачи: 

- расширить представление детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа;

- воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения;

- пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады;

- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, негативному восприятию фальсификации истории.


Целевая аудитория: 10 класс


СЦЕНАРНЫЙ ХОД


Учитель 

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен одному из самых страшных и тяжелых событий Великой Отечественной войны – это Блокада Ленинград, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 

Классный час я хочу открыть словами из стихотворения Веры Инбер «Залпы Победы»:

«Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил».

22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг...

Звучит запись. «Объявление о начале войны» Текст Левитана

Учитель

Жизнь изменилась, началась война!

Звучит фрагмент песни “Вставай страна огромная” http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A

Ученик 1 

22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вероломно, без объявления войны вторглись в нашу страну. Их натиск был очень силен, они быстро продвигались вглубь страны и к концу лета 1941 г. заняли огромную территорию Советского Союза. В том числе они вплотную приблизились к Ленинграду – второму по численности населения городу СССР. К началу войны в городе проживало более 3 млн. человек. Он давал стране почти четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности, в нём действовало 333 крупных промышленных предприятия, а также большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. Ленинград имел очень важное стратегическое значение. Захватить Ленинград – значит захватить побережье Балтийского моря, а это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского флота. Вот почему захват Ленинграда был важнейшей целью фашистской Германии.

Ученик 2 

С июля 1941 года начинается строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, создаётся совет по эвакуации. Поскольку положение на фронтах становилось с каждым днём всё тревожнее, с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы. К концу лета было отправлено около ста предприятий и вывезено 480 тысяч жителей.

Ученик 3

Плана, как эвакуировать город, не было, поскольку вероятность, что он может быть захвачен, считалась практически нереальной. С 29 июня 1941-го по 27 августа было вывезено около 480 тыс. человек. Эвакуация шла по Кировской железной дороге, которая связывала Ленинград со страной.

Ученик 4

А между тем, немецкие войска наступали на всех фронтах. Преодолев героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное ополчение, которые испытывали нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Ученик 5 

На защиту города поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались почти 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

Ученик 6

8 сентября 1941 г. немецкие войска вышли к Ладожскому озеру, заняв Шлиссельбург. После установления блокады, немецкое командование предприняло массированный штурм города. Отчаявшись взять северную столицу СССР, командование вермахта приступило к методическим артобстрелам и бомбардировкам города. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

Учитель

Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба: “Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.... После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей”.

Ученик 1 

Осень-зима 1941-1942 годов – самое страшное время блокады. Вся тяжесть её легла на плечи рядовых ленинградцев. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло около 1 млн. мирных жителей. Большинство из них от голода. Люди умирали и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

Ученик 2 

Ранняя зима принесла с собой холод – не работало центральное отопление, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Не работал водопровод, и люди брали воду в Неве, зимой делали проруби.

Ученик 3

К холоду добавились трудности с продовольствием: сгорели продовольственные склады, запасы закончились, а новые завозить в город почти не было возможности. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз.

Ученик 4

В блокадном хлебе муки практически не было. Это была смесь из всевозможных ингредиентов: отруби, шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны, ветвей березы, целлюлоза. Хлеб, прозванный «блокадной буханкой», получался черным как уголь и обладал практически таким же составом. А ведь он был практически единственным продуктом питания. Суп представлял собой не более чем кипяченую воду с добавлением щепотки соли и, если повезет, капустного листа.

Демонстрируется видеофрагмент “Блокадный Ленинград. Ольга Берггольц”

http://www.youtube.com/watch?v=cLVHPGqAXXE

Ученик 5

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а а служащие, дети и старики - по 125 грамм. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ученик 6 

Каждому приходилось решать для себя, как распорядиться крошечным дневным пайком. Родственники и друзья помогали друг другу, но уже на следующий день отчаянно ссорились между собой по поводу того, кому сколько досталось. Люди в отчаянии принялись за несъедобное – корм для скота, льняное масло и кожаные ремни. Вскоре ремни, которые вначале люди ели от отчаяния, уже считались роскошью. Столярный клей и клейстер, содержащие животный жир, соскабливали с мебели и со стен с обоями и варили. Страшный голод и мороз отнимали у людей все силы. Люди слабели, падали в обмороки. Любое движение причиняло боль.

Ученик 1

Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Число смертей с каждым месяцем увеличивалось: в октябре 1941 года – 6 199 человек, в ноябре – 9 183, за 25 дней декабря – 39 073 человека. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Ученик 2

Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Немцы, видя длинные очереди ленинградцев, сбрасывали на несчастных жителей города снаряды.

Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

Ученик 3

Но город не просто выживал, он боролся, работал, сражался. Он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Ученик 4

До января 1943 года, когда частично была прорвана блокада города фактически единственной связующей ниточкой между Ленинградом и как тогда говорили “Большой землей” была дорога по Ладожскому озеру: сначала на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по льду. Эта транспортная магистраль получила название “Дорога жизни”. В Ленинград везли продовольствие, топливо, а обратно вывозили людей, прежде всего детей. Немцы постоянно обстреливали дорогу. Немецкие самолеты бомбили её, ломали лед. По статистике каждая четвертая машина уходила под воду, часто вместе с водителем. Но движение не останавливалось.

Демонстрируется видеофрагмент “Дорога жизни”

http://www.youtube.com/watch?v=Taw_sWWmIWk

Ученик 5 

В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Ученик 6

Особенно тяжело в блокадном городе было детям. Их было более 400 тысяч. Наравне со взрослыми они переносили все невероятные лишения, которые выпали на их долю.

Демонстрируется видеофрагмент «Дети блокадного Ленинграда»

Ученик 1

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода.

Ученик 2

У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ученик 3

На продолжавшие работать заводы и фабрики требовались рабочие, так как прежние уходили на фронт, в народное ополчение. На их место пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать до рычагов своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ученик 4

12 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнению операции «Искра» - так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.

Демонстрируется видеофрагмент “Прорыв блокады Ленинграда. Операция “Искра”. http://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=wRaA-eeyuI0

Ученик 5

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-Новгородской операции, которая началась в январе 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100 км.

Ученик 6

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

Учитель

Что же помогло ленинградцам? Как им удалось выжить и чего не учли фашистские стратеги? Ответ на этот вопрос можно найти в «Блокадной книге» - так называется книга воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Эту книгу создали известные советские писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин.

Ученик 1

Авторы «Блокадной книги» приводят множество рассказов, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть. Одна из блокадниц это чудо сформулировала так: "У каждого был свой спаситель"». И действительно так. Не в том только смысле, что многие выжили лишь потому, что в самый трудный момент кто-то кого-то поднял на улице, вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложная зависимость.

Ученик 2

У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Они появлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться…

Ученик 3

Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из последних сил выполнял свой долг - работал, ухаживал за больными, за родными, - те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила тут нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики...

Ученик 4

Вспоминает Болдырева Александра Васильевна, бывшая в страшные годы блокады ребенком: «Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе — как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш».

Ученик 5

Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами, за счет ближнего, родного, кого угодно. Подвергались тяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества - любовь, супружество, родственные связи, отцовство и материнство...

Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности».

Ученик 6

Сплошь и рядом, - вспоминают авторы «Блокадной книги», - когда мы допытывались, как выжили, каким образом, каким способом, что помогало, то оказывалось - семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, не позволял опускаться. В одной семье мать заставляла детей всю блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка - чистите древесным углем. Много значило для этой семьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелый оттого, что терся боками о раскаленную «буржуйку». Но не съели. И такое тоже поддерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.

Ученик 1

Опять война, опять блокада, -
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,

Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне”.
И может показаться правы

И убедительны слова,
Но даже, если это правда,

Такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.

Она как сила нам нужна! (Юрий Воронов)

Ученик 2

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Демонстрируется видеофрагмент “Пискаревское кладбище”

http://www.youtube.com/watch?v=-Onk2ivHA74

Ученик 3

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально- торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ученик 4

Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

Учитель

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной голодный ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Отдадим им дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания.

Звучит метроном

Учитель

Давайте не будем забывать того, что сделали для нас наши деды и прадеды. Своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и солдаты, оборонявшие город, вписали героическую страницу в историю нашей Родины.

Классный час подошел к концу. Всех благодарю за участие.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Блокада Ленинграда. Полная хроника - 900 дней и ночей/А.Сульдин.-Аст,2015

  2. Блокадная книга / Даниил Гранин, Алесь Адамович. - Санкт-Петербург : Печ. Двор, 1994.

  3. Видеоматериалы https://www.youtube.com/

  4. Классные часы.10 класс/Авт.-сост. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева.- М:ВАКО, 2015

  5. Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / Крупенчик М.В. https://urok.1sept.ru/articles/650196/

  6. Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ Ковальчук В.М., Чистиков А.Н.- Лики России, 2014

  7. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда / ДЕТГИЗ, 2005

  8. Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов http://www.wysotsky.com/0009/533.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Блокада Ленинграда

Автор: Котов Вадим Алексеевич

Дата: 18.11.2024

Номер свидетельства: 659758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-muzhiestva-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "163742"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422535836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-blokada-lieninghrada-1"
    ["file_id"] => string(6) "200899"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428934873"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "118731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413222054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства