kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа - практикум "Как вести себя за столом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направлено на формирование у детей правил культурного поведения за столом, формирования у детей  положительного отношения к правилам этикета.На занятии используются игровые моменты, игра "Да или нет", разыгрываются ситуации, которые часто возникают во время приёма пищи. К подготовке и проведению мероприятия привлекаются родители.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа - практикум "Как вести себя за столом" »

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей»

Муниципального

Кантемировского района

Воронежской области


Разработка клубного часа

(В режиме группы продлённого дня)

Беседа – практикум

Как вести себя за столом

(для 2-4 классов)

Воспитатель Агакишиева Н. Р.


Цель: - познакомить с правилами поведения за столом;

-формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;

-развивать мышление, внимание, наблюдательность;

-воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;

-воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: пригласительные билеты по количеству детей (на каждом билете с обратной стороны написан вопрос), картинка Карлсона,

Столовые приборы (Вилки, ложки, стакан, тарелки, ножи), салфетки,

чай, печенье, фрукты, конфеты.

На стенах плакаты с пословицами и поговорками:

«Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии». (Пифагор)

«Лучше время от времени не доедать, чем постоянно переедать». (Абуль-Фарадж)

«Лучшая приправа к пище - голод» (Сократ)


Без костей и рыбки не съешь.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Будет хлеб - будет и обед.

Всякому нужен и обед и ужин.

Голодному Федоту и пустые щи в охоту.

Место проведения: столовая.

( Заранее расставлены скамейки буквой П. Подготовлены столы, накрытые белыми скатертями. На столах столовые приборы, вазы с салфетками.)

Ход клубного часа

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы занятия. Актуализация внимания.

Вступительное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами проведём необычное занятие, беседу- практикум «Как вести себя за столом». За столом мы проводим достаточно много времени. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем в домашнем кругу, в кругу друзей и родственников.

Но не всегда и не все из вас задумывались о существующих правилах этикета во время приёма пищи. Вот сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя во время еды, как правильно брать пищу с общих тарелок,

А ещё о том, что и как едят за столом. Помогут нам в этом наши повара и ваши мамы.


1. Ученик. Только сегодня,

Только сейчас,

Только у нас.

Только для вас,

Правила поведения за столом.


2. Ученик. Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным, и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь.


  1. Ход и содержание беседы.

1. Как брать пищу? ( Родители, рассказывая детям, демонстрируют на примере. Для показа подготовлен стол с приборами.)

Кушанья кладут на тарелку вилками и ложками, находящимися на блюде, не касаясь ими своей тарелки и не забывая положить их обратно на блюдо.

Кушанья берут с блюда или из миски подряд, начиная с края. Выбирать разрешается только при подаче жаркого из птицы. Кусок, который случайно накалывают вилкой, не кладут обратно на блюдо. Еду не накладывают на тарелку горкой. Это выглядит некрасиво и неаппетитно.

Если вы хотите пропустить какое-либо блюдо, то причин объяснять не следует, достаточно будет сказать «спасибо». Не принято, отказываясь от кушанья, говорить: «спасибо, я этого не ем», «мне этого нельзя» и т. п. Предлагая кушанья, никого не нужно принуждать есть.

Как поступить, если на столе салат находится далеко от вас?

( Мнения детей)

Некоторые люди, не желая беспокоить соседей, встают и тянутся за чем –нибудь через весь стол. Но этим они причиняют соседям ещё больше беспокойства, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть стакан или задеть краем пиджака тарелку с пищей. Если нужное блюдо находится далеко, просят поблизости передать его.

И, наконец, если гость вторично положит на тарелку предлагаемое кушанье, хозяйка должна сделать то же самое, чтобы человек не ощущал неловкости оттого, что ест один.

Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся 3 ученика и мама. Блюдо находится далеко от одного сидящего за столом. Задание: положить салат в свою тарелку. Один из участников должен вежливо отказаться от предлагаемого блюда.)

2. Как вести себя во время еды.

-Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом? ( Выслушиваем мнение детей)

( Воспитатель, рассказывает детям, демонстрирует мама.)

За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всё сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают. А держат их вместе возле стула. На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе. Пальцы сложены вместе.

Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех. Кто за ним сидит или обслуживает сидящих. Не следят за тем, кто сколько ест. Пищу на тарелке не перебирают, а берут всё подряд. Едят и пьют спокойно, бесшумно. Не гримасничая.

Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.

О невоспитанности свидетельствует также чистка зубов, то есть когда для очистки зубов от остатков пищи втягивают между зубами воздух. Считается, что зубы можно очищать, только если вы один. На людях избегают делать всё то, что может вызвать брезгливость. По той же причине не нужно размазывать на тарелке пищу или придавать еде неаппетитный вид. Например, раздавливая в соусе картофель и овощи и т. д. некрасиво выглядят несъедобные остатки пищи, такте, как рыбные косточки и прочее, разбросанное на тарелке.

Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся 3 ученика и мама. Правильная посадка за столом, если едят одной рукой.)

- Как поступить, если во время еды вам попадёт в рот хрящ, косточка, камешек?

( Выслушиваем мнение детей). Их опускают губами на вилку или ложку, поднесённые ко рту, и кладут на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде следует стараться, чтобы тарелка была запачкана по возможности меньше.

- Как быть с теми остатками пищи, которых не съесть? ( Выслушиваем мнение детей).

Этого вопроса не возникает, если положить себе на тарелку не слишком большую порцию. Но бывают случаи, когда садятся за стол, на котором уже расставлены готовые порции (суп, сладкое).

- Можно ли оставить еду на тарелке? ( Выслушиваем мнение детей).

Правила предусматривают, что после еды тарелка должна быть пуста. Это требование предписывается, прежде всего, чувством такта. Во-первых, для того, чтобы не оставлять впечатления, будто пища была невкусной; во-вторых, обильные остатки затрудняют сбор и мытьё посуды; в-третьих, это перевод пищи. Во всяком случае, если вы видите в гостях, что не сможете справиться с предлагаемой вам порцией. Попросите положить поменьше. Если такой возможности нет, нужно руководствоваться, прежде всего, состоянием своего здоровья. Есть нужно по потребности и не больше.

- Как пользоваться салфеткой? ( Выслушиваем мнение детей)

Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени, а не засовывают, как когда-то за воротник.

( Проводится демонстрация ребёнком, подготовленным заранее.)

Салфеткой не вытирают посуду и столовые приборы. Это было бы оскорбительно для хозяйки, так как подвергло бы сомнению её чистоплотность.

В наши дни никому не приходит в голову вытирать краем скатерти руки, ложки или рот. Даже белоснежной салфеткой редко вытирают рот. Обычно её только прикладывают ко рту. ( Показ ребёнком). Это делают перед тем, как пить, чтобы на стекле не осталось следов жирных губ. В случае надобности вытирают рот и после еды. Закончив, есть, салфетку кладут на стол слева от тарелки. Её не мнут и не складывают по заглаженным складкам. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды. (Показ ребёнком).

3. Физкультминутка. На стенке плакаты с началом и концом пословиц. Подобрать к началу пословицы её конец.

Без костей и рыбки не съешь.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Будет хлеб - будет и обед.

Всякому нужен и обед и ужин.

Голодному Федоту и пустые щи в охоту.

4. Как правильно пользоваться ложкой и вилкой?

Ложку держат между большим и указательным пальцами. (Показ). Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли. ( На примере одного родителя упражняются 2-3 человека).

Вилка и нож. Вилку держат в левой руке. А нож в правой руке.

( Демонстрация на примере). Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.

Нож используется для нарезания и как вспомогательный инструмент для накладывания пищи на вилку, например овощей. Когда едят ножом и вилкой, их держат всё время в руках, даже в тот момент, когда едят только вилкой.

Жаркое не разрезают сразу на тарелке на мелкие кусочки, чтобы есть одной вилкой, взятой в правую руку. В тот момент, когда вы пережёвываете пищу, и нож и вилка находятся в бездействии, кончики их опускают на тарелку.

Если нож и вилку во время еды нужно положить. Их кладут на тарелку накрест. Ручка ножа направлена вправо, вилки – влево. По окончании еды нож и вилку (Выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу. Ручки находятся справа. Это означает, что вы закончили есть.

5. Что и как едят за столом? (Рассказывают подготовленные дети)

1)Чтобы остудить суп, не дуйте на него, просто обождите, пока он остынет. Чтобы съесть весь суп из тарелки, её наклоняют левой рукой от себя, то есть к центру стола.

2) Жаркое едят при помощи ножа и вилки. Для расчленения мягкого мяса (котлет, рулета и т.п.) используют только вилку.

3) Рыбу обычно не едят ножом, но бывают исключения. Например, твёрдую кожу можно разрезать только ножом, как и селёдку. Вообще для рыбных блюд существуют специальные рыбные нож и вилка. Если их нет. Используют две вилки. Если на столе одна только вилка, её держат в правой руке. А находящейся в левой руке корочкой хлеба придерживают рыбу.

4) Картофель и овощи, как и прочую мягкую пищу, не режут ножом, а расчленяют на кусочки вилкой, находящейся в левой руке, нож только придерживает картофель.

5) Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.

6) Пельмени кладут вилкой целиком в рот, чтобы из них не вытекал сок.

7) Печенье едят, отламывая его по небольшому кусочку.

8) Конфеты берут пальцами. За праздничным столом конфету сначала кладут на свою тарелку, на которой её развёртывают.

9) Яблоко и грушу разрезают на тарелке вдоль на четыре или на восемь частей. Затем их очищают от кожицы, удаляют сердцевину и откусывают по кусочкам.

10) Если хотят с кем-нибудь поделиться каким-нибудь плодом, его разрезают пополам и предлагают большую и лучшую часть. Себе оставляют половинку с хвостиком, сердцевиной или косточкой.

IY. Итог. Коллективная игра «Да или нет».

Сейчас я проверю, кто был внимательным, кто разобрался в правилах поведения за столом? Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте на них словом «да» или «нет».

-Рук не мыть, когда обед? (Нет)

-Будем прыгать за столом? (Нет)

-Не жалеть для друга хлеба? (Да)

-Грязь смывать всегда и без следа? (Да)

-Фантик выбросить под стол? (Нет)

-Хлеб беру всегда рукой? (Да)

-Солнце, воздух и вода? (Да)

-Мы лентяем шлём привет? (Нет)

-А тем, кто трудится всегда? (Да)

Я вижу, что все вы осознаёте, как нужно вести себя культурному человеку. Чему мы с вами учились? ( Ответы детей)

Воспитанным быть и культурным попробуй,

Тут хитрости вовсе не надо особой.

Послушать, запомнить и нужно исполнить-

Одно удовольствие, честное слово!

Y. Чаепитие. Сегодня я передаю вам приглашение в гости на чаепитие и даю вот такой пригласительный билет. На каждом билете стоит номер вашего стола. Если вы хотите, чтобы билет остался вам на память, то вы должны правильно ответить на вопрос в этом билете. ( Вопросы написаны с обратной стороны билета. Те, кто займут места за первым столом, им вопрос №1. Кто – за вторым столом, им вопрос №2 и т. д.)

1.-Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

2.-Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос. Как ты поступишь?

(Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-вытрешь его рукавом;

-носовым платком;

-бумажной салфеткой;

-не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьёшь чай.

3.-Как нужно размешивать чай в стакане? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

- так, чтобы чай расплескался по полу;

-бесшумно, не привлекая внимания соседей по столу.

4. В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть. Как ты поступишь? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-начнёшь есть и половину порции оставишь в тарелке;

-лопнешь, но съешь всё, что есть в тарелке;

- Извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть.

5. За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот.

Как ты поступишь? ( Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-сначала прожуёшь, потом ответишь

-пробубукаешь ответ с полным ртом;

-конечно прожевать - это раз, и полный рот не набивать -это два.

6. Как ты поступишь, если услышишь. Что твой сосед за столом громко икнул? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-начнёшь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой;

-постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

Сейчас мы идём в гости к Карлсону

Над столом картинка Карлсона. У него рот набит пирожным.

В руках он держит ещё по пирожному. Дети садятся за столы, учатся правильно брать в руки столовые приборы, тихо размешивать ложечкой чай с сахаром, не стуча ложками, правильно кушать печенье и конфеты.




Литература.

Жиренко О. Е.и др. « Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию», Москва, «Вако», 2007год

Жиренко О. Е. и др « Я-гражданин России», Москва, «Вако», 2006год

Панкеев Иван «Энциклопедия этикета», Москва, «Олма-пресс», 1999год.

Улищенко О. Н. «Этикет», Изд. «Фолио», г. Харьков, 1998год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Беседа - практикум "Как вести себя за столом"

Автор: Агакишиева Наталья Рафаэловна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе на апрель"
    ["seo_title"] => string(80) "planirovaniie_vospitatiel_no_obrazovatiel_nogho_protsiessa_v_starshiei_ghruppie_"
    ["file_id"] => string(6) "446798"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514301655"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Создание здорового психологического климата в коллективе"
    ["seo_title"] => string(65) "sozdaniie-zdorovogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "136372"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417097216"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства